Опубликовано: 02.03.2022 г.
Автор: Абрамова Ирина Анатольевна, воспитатель
МАДОУ детский сад №1 г.Лысково
«Ум ребёнка - на кончиках его пальцев»
В.И. Сухомлинский
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. При бучении и воспитании детей с нарушением интеллекта и расстройством аутистического спектра, главной задачей является развитие их познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта.
Среди различных видов деятельности эти дети выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Изобразительная деятельность для таких детей является составной частью воспитания и общего образования. В процессе изобразительной деятельности развиваются умственные способности ребенка, накапливается опыт жизни и целенаправленной деятельности, формируется отношение к людям, предметам, явлениям окружающей действительности, совершенствуется мелкая моторика рук, повышается уровень развития зрительно – моторной координации, развивается речь.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявления индивидуальности. Работа с такими техниками изображения вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
В своей работе с детьми с нарушением интеллекта и расстройством аутистического спектра мы используем многие техники нетрадиционного рисования: пальчиками; ладошкой; тычком; отпечатки листьев; рисование мятой бумагой; оттиск с помощью картошки, поролона, вилки; рисование с помощью трафарета; пластилинография (рисование пластилином).
Рисование ладошкой и пальчиками, мятой бумагой развивает у детей тактильные ощущения, творческое воображение. Рисование с помощью оттиска, отпечатка, даёт возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира, формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствует более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Техника рисования пластилином достаточна проста. Она способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук ребенка, развивает детское воображение, фантазию и творческое мышление, побуждает детей к самостоятельности и самодеятельности.
Необычность таких техник рисования состоит в том, что они позволяют детям достичь желаемого результата.
Каждая из нетрадиционных техник рисования для детей выглядит как маленькая увлекательная игра и имеет большое значение для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Развивает сенсорные навыки ребенка, положительно влияет на формирование речи, игры, формирует верное пространственное восприятие, что очень важно для данной категории детей.