Опубликовано: 13.03.2022 г.
Автор: Хомова Дарья Сергеевна,
Инструктор по физической культуре,
МБДОУ "ЦРР - детский сад № 93" г. Курск
Аннотация: в статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами физической культуры, обозначаются формы работы.
Ключевые слова – патриотизм, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, патриотическое воспитание.
«Любовь к Отечеству - это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну, который делает её великой, который делает её надёжной и который обязательно сделает её процветающей».
В. В. Путин
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальнейших. И это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольника.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования [2] патриотическое воспитание дошкольников подразумевает воспитание физически здоровой личности.
31 июля 2020 года Президент России подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [1]. В соответствии с поправками, внесенными законом, воспитательная работа дополнена такими направлениями, как: формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. 1 января 2021 года началась реализация нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование». Предполагается развитие воспитательной работы в образовательных организациях, проведение мероприятий патриотической направленности. Реализация проекта рассчитана до 2024 года [20].
Одним из эффективных средств нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физической культурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности [12].
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для исследования: «Физическая культура в системе патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Для достижения положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную сферу ребенка, передо мной были поставлены следующие задачи:
1.Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию патриотического поведения и проявлению положительных эмоций в спортивно-массовых мероприятиях [13].
- Воспитать у детей нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений [14].
- Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей [7].
- Воспитать гражданина через уважение к историческому и культурному прошлому, гордости за достижения Родины; интерес к традициям своего народа, формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; бережное отношение к родной природе [10].
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: непосредственно образовательная деятельность, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения [11].
Для более доступного восприятия и осмысления моей деятельности, все проводимые спортивно-массовые мероприятия в нашем дошкольном учреждении я разделила на несколько групп по своей направленности:
- Физкультурно-развлекательные.
- Физкультурно-спортивные.
- Военно-патриотические.
- В Физкультурно-развлекательные мероприятия [5] я включаю физкультурные развлечения, затрагивающие патриотическую тематику «Фестиваль народных игр», «Игры народов мира», «Курские забавы». Произведения фольклора, используемые на досугах, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая песни, стихи, игры, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей [15]. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию [8]. Обязательным элементом данных развлечений является использование народных игр: «Горелки», «Селезень и утка», «Золотые ворота» и др.
- В рамках Физкультурно-спортивных мероприятий я ежегодно провожу «Малые зимние и летние олимпийские игры», «День футбола». На данных мероприятиях происходит знакомство детей с различными видами спорта, историей олимпийских игр и выдающимися спортсменами России и Курской области. Все эти знания развивают у детей чувство толерантности и гордости за свою страну и малую Родину [18]. В рамках данной работы созданы пособия для воспитателей, детей и родителей на тему: «Знакомимся с видами спорта», «Олимпиада», «Талисманы олимпиады», «Физкультура и спорт», разработана серия бесед и презентаций об истории Олимпийских игр, ее символах, эмблеме.
- Военно-патриотические мероприятия включают организацию специально разработанных интегрированных музыкально – спортивных праздников:«Школа молодого бойца», «А ну – ка, папы», «Будем в армии служить», «День Победы», «Космическое путешествие».
В ходе праздника «День Победы» дети учатся ориентироваться в истории нашей страны, получают углубленные знания о её защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в Великой Отечественной войне. У детей формируются такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики. У дошкольников появляется чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны [6]. Воспитанники 6-7 лет не только участвуют в соревнованиях и играх на военную тематику, но и предварительно просматривают хронику ВОВ и участвуют в патриотических постановках. Проводимая работа вызывает живой отклик у родителей и родственников воспитанников. С помощью родителей, предоставивших информацию и фото своих родственников, мы собираем ленту памяти участников ВОВ.
В ходе мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества мной используются не только физкультурные развлечения, в ходе которых на пути участников игры встречаются непростые испытания – «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет», «Разминируй поле», «Пройди через болото», «Попади в цель», «Снайперы», но и технология Квест – игры «Зарница». Данные мероприятия формируют у воспитанников активное положительное отношение к славным защитникам нашей Родины. У детей формируется мотив: «хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким» [4].
С детьми 5-7 лет ежегодно проводится Парад дошкольников с элементами строевой подготовки на военную тематику. Данные мероприятия являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, развивают навыки пространственной ориентировки, быстроту реакции [11] и другие ценные качества, необходимые будущим защитникам Родины.
Эффективным методом в системе патриотического воспитания средствами физической культуры является проведение целевых экскурсий к памятникам [9].
Основополагающим в патриотическом воспитании является участие воспитанников 6-7 лет в сдаче нормативов комплекса ГТО. В ходе подготовки к которому воспитанникам дается информация об истории возникновения и важности комплекса для качественной физической подготовки граждан России [13]. В рамках данной работы созданы пособия для воспитателей, детей и родителей на тему: «Победы в сдаче нормативов ГТО!»
Благодаря систематической и целенаправленной работе, а также на основе моего личного примера, в ходе участия в мероприятиях приуроченных к празднованию 70-ти и 75-летия Победы в ВОВ, воспитанники нашего дошкольного учреждения постепенно приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, [5] чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей [3].
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма министерства образования и науки Российской Федерации. – М.: Сфера, 2020. – 80 с.
- Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников / Г.А. Александрова. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 40 с.
- Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста / Л.Е. Белоусова. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 24 с.
- Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 192 с.
6. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Методическое пособие / Н. Беспятова, Д. Яковлев. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 192 с.
- Журнал «Инструктор по физической культуре» №4/2016, «Физическое и патриотическое воспитание детей» // М.Ю. Парамонова, с. 5.
- Затулина Г.Я. Россия - Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2016.
- Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст 5-7 лет. Выпуск 1. ФГОС / С.В. Конкевич. – М.: Детство-Пресс, 2021. – 20 с.
- Лебедева А.С. Великая Победа. Дети-герои (демонстрационные картинки) / А.С. Лебедева. – М.: ТЦ «Сфера», 2018. – 16 с.
- Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание. 2016. № 1. С. 36-39.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ «Сфера», 2018. – 96 с.
- Мониторинг патриотического воспитания детей 5-7 лет / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Просвещение-Дрофа, 2016. – 160 с.
- Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Целевой творческий практико-ориентированный проект / Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2019. – 104 с.
- Проект "Живая Память России". Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников / Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 96 с.
- Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» / В.И. Савченко. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 320 с.
- Шипунова В. Беседы с ребенком. Великая Отечественная Война. Комплект карточек / В.Шипунова. – М.: «Карапуз», 2019. – 24 с.
- Шипунова В. Защитники Отечества. Комплект карточек / В.Шипунова. – М.: «Карапуз», 2019. – 24 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ «Сфера», 2020. – 160 с.
- https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ»