0+



 

Опубликовано: 13.03.2022 г.

Автор: Хомова Дарья Сергеевна,
Инструктор по физической культуре,
МБДОУ "ЦРР - детский сад № 93" г. Курск

Аннотация: в статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами физической культуры, обозначаются формы работы.

Ключевые слова – патриотизм, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, патриотическое воспитание.

«Любовь к Отечеству - это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну, который делает её великой, который делает её надёжной и который обязательно сделает её процветающей».

В. В. Путин

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальнейших. И это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольника.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования [2] патриотическое воспитание дошкольников  подразумевает воспитание физически здоровой личности.

31 июля 2020 года  Президент России подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [1]. В соответствии с поправками, внесенными законом, воспитательная работа дополнена такими направлениями, как: формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. 1 января 2021 года началась реализация нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование». Предполагается развитие воспитательной работы в образовательных организациях, проведение мероприятий патриотической направленности. Реализация проекта рассчитана до 2024 года [20].

Одним из эффективных средств нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физической культурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно-волевых черт личности [12].

Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для исследования:  «Физическая культура в системе патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». 

Для достижения положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную сферу ребенка, передо мной были поставлены следующие задачи:

 1.Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию патриотического поведения и проявлению положительных эмоций в спортивно-массовых мероприятиях [13].

  1. Воспитать у детей нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений [14].
  2. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей [7].
  3. Воспитать гражданина через уважение к историческому и культурному прошлому, гордости за достижения Родины; интерес к традициям своего народа, формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; бережное отношение к родной природе [10].

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста  осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: непосредственно образовательная деятельность, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения [11].

Для более доступного восприятия и осмысления моей деятельности, все проводимые спортивно-массовые мероприятия в нашем дошкольном учреждении я разделила на несколько групп по своей направленности:

  1. Физкультурно-развлекательные.
  2. Физкультурно-спортивные.
  3. Военно-патриотические.
  4. В Физкультурно-развлекательные мероприятия [5] я включаю физкультурные развлечения, затрагивающие патриотическую тематику «Фестиваль народных игр», «Игры народов мира», «Курские забавы». Произведения фольклора, используемые на досугах, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая песни, стихи, игры, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей [15]. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию [8]. Обязательным элементом данных развлечений является использование народных игр: «Горелки», «Селезень и утка», «Золотые ворота» и др.
  5. В рамках Физкультурно-спортивных мероприятий я ежегодно провожу «Малые зимние и летние олимпийские игры», «День футбола». На данных мероприятиях происходит знакомство детей с различными видами спорта, историей олимпийских игр и выдающимися спортсменами России и Курской области.  Все эти знания развивают у детей чувство толерантности и гордости за свою страну и малую Родину [18].  В рамках данной работы созданы пособия для воспитателей, детей и родителей на тему: «Знакомимся с видами спорта», «Олимпиада», «Талисманы олимпиады», «Физкультура и спорт»,  разработана серия бесед и презентаций об истории Олимпийских игр, ее символах, эмблеме.
  6. Военно-патриотические мероприятия включают организацию специально разработанных интегрированных музыкально – спортивных праздников:«Школа молодого бойца», «А ну – ка, папы», «Будем в армии служить», «День Победы», «Космическое путешествие».

В ходе праздника «День Победы» дети учатся ориентироваться в истории нашей страны, получают углубленные знания о её защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в Великой Отечественной войне. У детей формируются такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики. У дошкольников появляется чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны [6].  Воспитанники 6-7 лет не только участвуют в соревнованиях и играх на военную тематику, но и предварительно просматривают  хронику ВОВ и участвуют в патриотических постановках. Проводимая работа вызывает живой отклик у родителей и родственников воспитанников. С помощью родителей, предоставивших информацию и фото своих родственников, мы собираем ленту памяти участников ВОВ.

В ходе мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества мной используются не только физкультурные развлечения, в ходе которых на пути участников игры встречаются непростые испытания – «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет», «Разминируй поле», «Пройди через болото», «Попади в цель», «Снайперы», но и технология Квест – игры «Зарница». Данные мероприятия формируют у воспитанников активное  положительное отношение к славным защитникам нашей Родины. У детей формируется мотив: «хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким» [4].

С детьми 5-7 лет ежегодно проводится Парад дошкольников с элементами строевой подготовки на военную тематику. Данные мероприятия являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, развивают навыки пространственной ориентировки, быстроту реакции [11]  и другие ценные качества, необходимые будущим защитникам Родины.

Эффективным методом в системе патриотического воспитания средствами физической культуры является проведение целевых экскурсий к памятникам [9].

Основополагающим в патриотическом воспитании является участие воспитанников 6-7 лет в сдаче нормативов комплекса ГТО. В ходе подготовки к которому воспитанникам дается информация об истории возникновения и важности комплекса для качественной физической подготовки граждан России [13]. В рамках данной работы созданы пособия для воспитателей, детей и родителей на тему: «Победы в сдаче нормативов ГТО!»

Благодаря систематической и целенаправленной работе, а также на основе моего личного примера, в ходе участия в мероприятиях приуроченных к празднованию 70-ти и 75-летия Победы в ВОВ,  воспитанники нашего дошкольного учреждения постепенно приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, [5] чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей [3].

Список использованной литературы

1.            Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма министерства образования и науки Российской Федерации. – М.: Сфера, 2020. – 80 с.
  2. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников / Г.А. Александрова. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 40 с.
  3. Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста / Л.Е. Белоусова. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 24 с.
  4. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я. Ветохина. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 192 с.

6.            Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Методическое пособие / Н. Беспятова, Д. Яковлев. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 192 с.

  1. Журнал «Инструктор по физической культуре» №4/2016, «Физическое и патриотическое воспитание детей» // М.Ю. Парамонова, с. 5.
  2. Затулина Г.Я. Россия - Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2016.
  3. Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст 5-7 лет. Выпуск 1. ФГОС / С.В. Конкевич. – М.: Детство-Пресс, 2021. – 20 с.
  4. Лебедева А.С. Великая Победа. Дети-герои (демонстрационные картинки) / А.С. Лебедева. – М.: ТЦ «Сфера», 2018. – 16 с.
  5. Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание. 2016. № 1. С. 36-39.
  6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ «Сфера», 2018. – 96 с.
  7. Мониторинг патриотического воспитания детей 5-7 лет / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – М.: Просвещение-Дрофа, 2016. – 160 с.
  8. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Целевой творческий практико-ориентированный проект / Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2019. – 104 с.
  9. Проект "Живая Память России". Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников / Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 96 с.
  10. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» / В.И. Савченко. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 320 с.
  11. Шипунова В. Беседы с ребенком. Великая Отечественная Война. Комплект карточек / В.Шипунова. – М.: «Карапуз», 2019. – 24 с.
  12. Шипунова В. Защитники Отечества. Комплект карточек / В.Шипунова. – М.: «Карапуз», 2019. – 24 с.
  13. Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ «Сфера», 2020. – 160 с.
  14. https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ»

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация