Опубликовано: 17.03.2022 г.
Автор: Борисова Татьяна Геннадиевна,
Воспитатель по совместительству Социальный педагог,
МБДОУ «Детский сад №20»
Сопровождение ребенка в ДОУ – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребенка с нарушениями эмоционально- волевой и интеллектуальной сферы.
С первого сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве общего образования. Ключевая линия дошкольного детства- это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это происходит через ведущий вид деятельности – игру. При правильном подборе необходимого дидактического материала, игр и упражнений предполагаются улучшения, устранения имеющихся проблем у детей, а так же повышения уровня развития. При взаимодействии с детьми используется принцип от простого к сложному. Поэтому ребенок развивает свои познавательные способности, навыки общения в индивидуальном темпе.
Сопровождение опирается на психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его индивидуальности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давление. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информативность родителей, педагогов, повышение их психолого- педагогической культуры. Родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка Благодаря налаживанию сотрудничества педагогов и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной причиной и показывается возможность ее решения. Именно эта причина вызывает ведущее нарушение в структуре педагогического процесса, которая выражается в виде выпадения какого-либо момента воспитания. Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (его развития, сформированности навыков), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
При взаимодействии с детьми происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: он каждый день узнает что-то новое. Для того, чтобы ребенок всесторонне развивался необходимо присутствие взрослого, который и поможет раскрыть все тайны окружающего мира.
Основной целью работы с дошкольниками является сопровождение ребенка как система профессиональной деятельности всех специалистов для создания социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка. Для улучшения самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада- их присутствие на занятиях, прогулках, праздниках и т.д.
Осуществление задач дошкольного воспитания подрастающего поколения стало общим делом педагогов, семьи и общественных организаций. Как общественное, так и семейное воспитание ставит своей главной целью формирование у ребенка с самых ранних лет тех навыков и привычек поведения, тех качеств личности, которые необходимы будущему гражданину общества. Детский сад и родители, помогая друг другу, заботятся о воспитании здорового поколения, гармонически развитого физически и духовно.
Наше законодательство направленно на укрепление семьи, охрану материнства и детства, на помощь семье в воспитании детей. Воспитание детей в детском саду осуществляется педагогами- специалистами на основе общей для всех детей и обязательной для воспитателя государственной программы, в специально организованных условиях, которые соответствуют возрастным особенностям и потребностям ребенка.
Детский сад располагает большими возможностями для всестороннего развития детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и имеет поэтому особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать личные интересы с интересами и стремлениями своих товарищей. В то время воспитание в дошкольном учреждении направленно на то, чтобы в условиях жизни ребенка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личность, сохраняться индивидуальность поэтому при организации различных видов деятельности, в процессе руководства повседневной деятельности детей, педагоги заботятся о развитии интересов и склонностей каждого ребенка, о развитии различных форм его индивидуальной активности.
Наше общество придает важнейшее значение семейному воспитанию. И очень важно, чтобы семейное воспитание отвечало тем требованиям, которые предъявляются человеку. В установлении живой связи и согласованности между семьей и детским садом ведущая роль принадлежит именно детскому саду как государственному учреждению нашего воспитания. Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:
- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, доброжелательное отношение друг к другу;
- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников;
- Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
- Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей: ознакомление с жизнью семьи, педагогические беседы, консультации, групповые и общие родительские собрания. Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями сочетаются между собой, дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом;
- Систематическое осуществление связи детского сада с родителями по определенному плану в течении всего года, с учетом плана воспитательно- образовательной работы с детьми;
- Установление правильных отношений педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритик, содействующей самовоспитанию как родителей, так и педагогов и помогающей улучшать воспитание детей в семье и детском саду.
Воспитание детей, формирование его личности с первых лет его жизни- основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Ценность личности определяется его значимостью для общества и зависит от воспитания. Главными воспитателями своих детей являются родители. Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит и от личности самого педагога детского сада. Первейшей задачей работников дошкольного учреждения является формирование у родителей и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в этом; убеждения, что только единство семейного и общественного воспитания приведет к должному воспитательному эффекту. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психолого-педагогическими знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей) им удастся успешно воспитывать дошкольников.
Детский сад помогает родителям в воспитании дошкольников, которая осуществляется на основе разработанной программы, важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе от младенчества до поступления в школу.
Все это возможно, если будет правильно построено психолого-педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Список литературы:
1) М. Емельянова От существования к сотрудничеству и партнерству. // «Дошкольное воспитание» . -2009 г.- №7.-С.118
2) Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Н.Ф. Виноградовой. –М.: Просвещение, 1989.- 192 с.: ил.