Опубликовано: 30.03.2022 г.
Автор: Князева Наталия Михайловна,
воспитатель,
МКДОУ детский сад «Колосок» с. Пасегово
Тема: «Помощники весны»
Занятие проводится в игровой форме для открытого показа с подгруппой на обобщение знаний детей.
Возрастная категория: дети подготовительной группы.
Цель: Обобщение знаний детей по основам первоначальной грамоты и математике, поддержание интереса к обучению в школе.
Задачи:
Образовательные.
-Формировать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
-Совершенствовать умение выполнять графический диктант.
-Продолжать развивать навыки составления предложений из двух, трёх и более слов.
-Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов.
-Продолжать формировать умение составлять слова из слогов. Развивающие.
-Развивать фонематический слух, внимание, активизировать слуховую и зрительную память;
Воспитательные.
-Поддерживать желание сотрудничать, самостоятельно высказываться.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы: образец речи воспитателя, мотивационная ситуация, загадки, вопросы, художественное слово, упражнения, игры, работа с раздаточным материалом, физкультминутка, зрительная гимнастика,
Предварительная работа: изготовление оформления, дидактических игр, заучивание физкультминутки, беседы о весне, загадывание загадок.
Оборудование: коробочка с загадками и картинками, оформление доски подснежниками под сугробом, ёлочками, солнышко, картинка весны, проталины из картона, на обратной стороне задачки, тучки и капельки со слогами, листочки бумаги и простые карандаши, картинки предметные, фишки для анализа слов, набор букв, набор цифр и знаков, конверты с набором слов для предложений на карточках, игра «Шифровка», мяч, музыкальный центр, аудиозапись «Звуки дождя». Картинки солнышко и тучки для рефлексии.
Ход совместной деятельности:
Вхождение в тему. Мотивация на совместную деятельность.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель вносит в группу красивую коробочку. Дети, посмотрите, какая красивая коробочка. Интересно, что в ней находится?
Воспитатель достаёт листок с загадками.
Воспитатель: Да здесь загадки. Хотите их отгадать?
Загадки:
- Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник )
2.Пробивается в апреле,
Все поля позеленели!
Покрывает как ковром
Поле, луг и даже двор! (Трава)
- Наконец река проснулась,
С боку на бок повернулась –
Затрещал, ломаясь, лёд –
Значит, скоро...
(Ледоход.) 4. Снег чернеет на полянке,
С каждым днём теплей погода
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (Весна)
- Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
( Ручей) 6. По ней кораблики пускают,
Когда уходят холода,
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда! (Лужа.)
Воспитатель: О каком времени года говорится в загадках? Но вот беда! Зима не хочет уходить, не дает весне дорогу. Нужно помочь прогнать зиму! Вы согласны?
Воспитатель: Посмотрите, на лесной лужайке не растаял снег. Чтобы быстрей пришла весна и растаял снег, нужно выполнять задания, если задание выполните правильно, снег будет таять. Выполнить задания вам помогут знания, внимание и смекалка. Все готовы?
Основная часть.
Игра с мячом ,стоя в кругу
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Разминка для ума» Слушайте внимательно вопросы и отвечайте после того, как я вам брошу мяч.
Игра «Разминка для ума»
- Назови соседей весны
- Назови весенние месяцы
- Сколько дней в неделе
- Сколько месяцев в году
- Назови шестой день недели
- Назови соседей среды
- Назови последующее число 7
- Назови предшествующее число 4
- Сегодня среда, какой день будет через 2 дня
- Сосчитай от 8 до 16
- Сосчитай от 1 до 10 и обратно
- Сосчитай от 10 до 4
Воспитатель: Вы правильно ответили. Снег начал таять. Посмотрите, солнце стало пригревать, и появились проталины (на паласе лежат вырезанные из картона проталины). А на проталинах задания. Нужно составить задачку и решить ее.
- Назовите мне части задачи (условие, вопрос, решение, ответ)
«На полянке выросли 3 подснежника и 4 мать – и – мачехи. Сколько цветов выросло на полянке?»
- Где здесь условие? Вопрос?
- Составьте решение задачи самостоятельно на столах.
-Прочитайте решение и ответьте на вопрос задачи.
Следующая задачка: «На дереве сидели 9 птиц, 3 улетели. Сколько птиц осталось?»
- Какое условие в задаче? Какой вопрос? Когда птицы улетели, их стало больше или меньше? (меньше). Какое действие будем выполнять? (вычитание). Выполните решение самостоятельно. Какой ответ в задаче?
Воспитатель: с заданием справились, снег стал сильней таять (убираю снежок с доски).
А сейчас, поиграем глазками.
Зрительная гимнастика:
Вот стоит весенний лес
В нем много сказок и чудес.
(выполняют круговые движения глазами)
Слева- сосны, справа - ели.
(глазами влево - вправо)
Дятел сверху тук да тук.
(глазами вверх- вниз)
Глазки ты закрой - открой
И скорей беги домой!
Дидактическая игра «Тучки» (раздаю тучки с капельками)
Воспитатель: по небу плыли тучки дождевые. Дождь прошёл, капельки упали на землю и перепутались. Соберите из капелек слова (дети меняют капельки местами и составляют слова из слогов под музыку дождя)
Воспитатель: Прочитайте слова, которые у вас получились, назовите, сколько частей в слове (дети зачитывают по очереди). Дождь прошёл, снег ещё сильней тает и побежали ручейки (убираю снег)
Воспитатель: Следующее задание- графический диктант. Возьмите листочки бумаги и карандаши, сядьте прямо. Проверьте, правильно ли вы держите карандаш? Слушайте внимательно.
Воспитатель: Молодцы. Эти лодочки поплывут по ручейкам. Солнце светит всё ярче, а весна всё ближе (убрать снег)
Физкультминутка «Весна идёт»
Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)
А теперь всё ниже, ниже.
Оседает, оседает,
А потом совсем растает. (Опускаем руки и приседаем)
Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)
Растопить весь снег сумеет.
Побегут ручьи везде.
Всё окажется в воде. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)
И от снега отряхнулись. (Показываем: деревья стряхивают снег)
Пробудились ото сна.
Это к нам идёт весна! (Руки в стороны: радостно встречаем весну)
На доску вывешивается картинка весны
Воспитатель: Я предлагаю вам описать весну красивыми предложениями. На столах лежат карточки со словами. Ветер разбросал слова. Нужно прочитать их и собрать из слов красивые предложения. Работать будете в парах (самостоятельная работа в парах).
Воспитатель: Прочитайте предложения, которые у вас получились.
Пришла весна.
Светит ласковое солнышко.
Появились первые проталины.
На реке треснул лёд.
По воде поплыли льдины.
Прилетели грачи и скворцы.
Назовите, сколько слов в предложении? Молодцы! (убираю снежок) Воспитатель: В коробочке лежат весенние картинки - трава, лужа, лист, аист, осы, ива, жук, рыба, лиса, утка, март, зонт. Выберите себе понравившуюся картинку и за столами выложите из букв слово, а затем выполните звуковой анализ слова фишками (самостоятельная работа). Какие слова у вас получились? Спросить несколько человек звуковой анализ слова. Снега осталось совсем мало.
Воспитатель: Весна зашифровала слово. Назовите первые звуки в названиях картинок и запишите буквы на листочках (дети самостоятельно записывают первые буквы - солнце, подснежник, аист, сосульки, ива, бабочка, облако, и отгадывают слово – «спасибо»).
Воспитатель: Снег растаял, и из-под снега появились первые весенние цветы- подснежники (убираю снежок, под ним подснежники).
Воспитатель: Весна благодарит вас за помощь. Вы настоящие помощники весны. Помогли растопить снег, справились со всеми заданиями. Рефлексивно- оценочный этап:
Воспитатель: Какие задания вам понравились? Что вам помогло справиться с заданиями? Возьмите себе подарок от весны маленькое солнышко, если вам понравилось помогать весне и настроение у вас весеннее, радостное. Если занятие не понравилось и настроение у вас мрачное – возьмите тучки.