Опубликовано: 30.03.2022 г.
Автор: Арцыбасова Галина Андреевна, воспитатель
Челябинск
Аннотация: в статье рассматривается вопрос значимости театрализованной деятельности для речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Автор раскрывают современные подходы к организации образовательного процесса по формированию коммуникативных качеств речи у детей.
Ключевые слова: театральная деятельность, речевое развитие, ФГОС ДО, сказкотерапия, мнемотаблицы, развивающая предметно-пространственная среда.
В современном стремительно меняющемся мире все чаще живое общение детей занимает компьютер и телевидение. Данная тенденция приводит к увеличению количества детей с недостаточно сформированной связной речью. Речевое развитие становится все более актуальной проблемой.
В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным образовательный процесс. Речевое развитие – одна из пяти образовательных областей, которая обеспечивает разностороннее развитие детей. Самым эффективным способом воздействия на детей, в котором ярко и полно проявляется принцип: учить, играя – является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности: самостоятельное творчество, развитие всех ведущих психических процессов, способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы, создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций [1, с. 4].
Актуальность темы заключается в том, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать и делать выводы.
В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, обогащается звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся субъектом событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать [2, с.75].
В ходе изучения методической литературы и опыта работы, пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развивать речь дошкольников. Эта проблема является ключевой в ходе моей педагогической деятельности.
Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительности речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий со специалистами, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОО вместе со своими сверстниками и воспитателем, поэтому нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования приняла решение, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности, решила создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.
Задачи педагогического опыта в ходе решаемой проблемы:
- активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение;
- приобретать навыки связной речи, интонационную сторону речи, темп и выразительность речи;
- расширить и углубить знания детей о видах театра;
- развивать технические и артистические навыки детей;
- развивать чувства коллективизма, ответственности друг за друга;
- стимулировать развитие творчества, активности, самостоятельности;
- развитие (синоним + согласование с глаголами выше) художественно-эстетических навыков;
- развитие (синоним + согласование с глаголами выше) конструктивной деятельности.
Предметно-развивающая (РППС) среда в нашей группе полностью организована для развития речи посредством театрализованной деятельности. Подобраны игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля в группе есть музыкальный центр, аудиотека детских песенок, сказок. Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. В группе есть стойка для костюмов и их элементов, простые декорации, ширмы для кукольного и настольного театра.
На занятиях созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т.д. Работа имеет интегрированный характер.
Процесс постановки спектакля проходит в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный: просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам; разыгрывание разнообразных песенок и стихов; игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации; элементы сказкотерапии (придумывание начала, середины или окончания произведения, введения или замена героя, смена характера действий; интеграция со всеми областями развития).
Основной этап: пополнение дидактического материала, обогащение развивающей среды, проведение открытых мероприятий для коллег, выразительное чтение литературного произведения; знакомство с инсценировкой и героями инсценировки, художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.); распределение ролей, подготовка атрибутов, работа над текстом, работа над сценической выразительностью, составление перспективного плана по ознакомлению дошкольников с театром, подборка упражнений для пальчиковой гимнастики, изготовление альбомов по сказкам, вместе с детьми изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к спектаклям; контроль качества работы и итоговая диагностика.
Заключительный этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей, оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. В конце мы подводим итоги, проводим беседы с детьми, составляем отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, показываем презентацию опыта работы коллегам.
Для каждого возраста проводится диагностика детей для определения уровня развития творческой активности ребенка, его способность понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое, умение вживаться в создаваемый образ, использовать мимику, жесты, движения, как дети владеют выразительностью речи и какой интерес проявляют к театрализованной деятельности и создан перспективный план работы на весь учебный год.
Для детей второй младшей группы созданы мнемотаблицы к сказкам «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Рукавичка», «Курочка Ряба». Для развития простых причинно-следственных отношений была создана дидактическая игра «Что сначала, что потом?» с серией картинок с изображением сюжетов из сказки. Ребенок должен понять, что является началом сказки и продолжить ее, выложив на столе цепочку из последовательных сюжетов. Были проведены открытые занятия «Колобок покатился по дорожке», «Театр на палочках «Репка», развлечение совместно с родителями «Поляна сказок», драматизация русской народной сказки «Теремок». Проведены консультации для родителей на тему «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста», «Театральная деятельность в детском саду». Для родителей было проведено анкетирование «Ваше отношение к театру». Возможно использование обучающих упражнений, например, «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).
Комплексная работа над развитием речи посредством театрализованной деятельности показала результаты. Дети научились преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словарного запаса и развитие речевых способностей. Обращала внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, рискованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
Дети освоили умение сотрудничать со сверстниками, формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. Речь детей стала более связной, расширился словарный запас.
В процессе работы над образом происходит становление личности ребенка; развивается символическое мышление и двигательный эмоциональный контроль; усваиваются социальные нормы поведения; формируются высшие произвольные психические функции.
Театр развивает творческий потенциал личности, учит эффективному общению, которое возникает в процессе создания единого, общего продукта – спектакля.
В дальнейшей работе планирую повысить уровень своей компетентности по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» в теории и на практике.
Список литературы:
- Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Вели- кий Новгород, 2006. – 126 с.
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная пресса (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников», Выпуск 12), 2000г год.
- Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Мозаика-Синтез, 2008 год.