0+



 

Опубликовано: 31.03.2022 г.

Автор: Осоруева Надежда Валерьевна, воспитатель,
ГБПОУ «Байкальский многопрофильный колледж»

Республика Бурятия, г.Улан-Удэ

Цель. Охрана и бережное отношение к природным территориям. Пропаганда природоохранных знаний.

Задачи.  1.Привитие бережного отношения к окружающей среде.

  1. Формирование понятий о взаимосвязях в природной среде.

Обоснование актуальности темы. Нормальное развитие населения страны напрямую связано с экологической безопасностью. Однако современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей. Загрязнение окружающей среды достигло критического уровня. Экологические проблемы требуют интенсивного экологического воспитания всего населения, в том числе студенческой молодежи. Одним из аспектов экологического воспитания является привитие экологической культуры.

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Новизна. Разработаны вопросы  после экскурсии в этнографический музей.

Объект исследования. Экологическое воспитание студентов колледжа.

Предмет исследования. Воспитание экологической культуры через экскурсии.

Основная часть

Формирование экологической культуры длительный процесс, требующий целенаправленной и систематической работы (беседы, лекции, ролевые игры, экскурсии и др.). Забайкалье населяют люди разных национальностей, традиционное природопользование разных народов – это способ сохранения природной среды  и способ адаптации к ней. Культурно-хозяйственная жизнь бурят хорошо представлена в этнографическом музее. Можно запланировать цикл экскурсии (старообрядцы, эвенки и др.). Накануне экскурсии полезно ознакомить студентов со следующей информацией.

Дети бурят, живя с самого рождения в юрте, начинали адаптироваться к воздействию внешней среды. Номадное (кочевое и полукочевое) хозяйство приводило к большой зависимости от природы. Буряты приучали детей к перенесению природных невзгод, распознаванию и предсказанию погодного режима и их последствий, почитанию и обожествлению формирующих погоду процессов и объектов природы. По поверью бурят все природные объекты имеют хозяев-духов, которые могут наказать за неуважительное отношение к ним или за их осквернение.

Каждый род имел свой объект обожествления и почитания, которым являлись высокие горы, горные перевалы, глубокие озера, ключи. Эти места становились культовыми объектами. Разрушение объектов природы, их загрязнение, захламление считалось большим грехом, подлежащим наказанию их хозяевами. Нельзя ломать ветки одиноко стоящих кустов и деревьев, сдвигать и перемещать камни. Дети становились участниками культовых обрядов, поэтому с малых лет привыкали почитать природные объекты не только своего места жительства. Священные места обозначались увешанными на деревьях лоскутами разноцветных тканей, монетами и другими дарами. В связи с этим у детей рефлекторно вырабатывалось бережное отношение к природе. В процессе жизни буряты очень рационально использовали природные богатства, создавая залог сохранения ресурсов и их приумножения. Например, к сенокошению приступали после полного созревания вегетативной массы и семян всех трав с Ильина дня. При ударе косы созревшие семена падали на землю, создавая залог будущего урожая. Основой своего благосостояния буряты считали почву, поскольку от ее состояния зависела урожайность трав, ее берегли от разрушения и истощения. Вокруг зимних стоянок создавали высокоурожайные угодья «утуги», где основную кормовую массу создавал вострец. Вострецовое сено отличается высокопитательными свойствами, поэтому оставляют на весну для подкормки истощенных  и расплодившихся животных. Некоторые растения использовались для профилактики и лечения заболевания животных, например, вздутоплодник. Овец больных эстрозом пасли в местах их произрастания и на подветренной стороне солончаковых озер, где трава покрыта седым налетом солончаковой пыли. Овцы, вдыхая солончаковую пыль, чихали, тем самым, освобождая дыхательные пути от червей. Малоснежные зимы позволяли зимнюю пастьбу скота. Ветошь, поедаемая скотом, могла служить источником пожара в степи, кроме того, она задерживала рост весенних трав [Ж.Т. Тумунов, 1999].

Первая экскурсия будет посвящена жизни и хозяйственной деятельности бурят.

После экскурсии нужно провести беседу, можно предложить следующие вопросы.

  1. Докажите, что юрта, как жилище кочевника, наиболее адекватна к природно-климатическим условиям.
  2. В каких регионах и почему используются переносные жилища?
  3. Как распределено внутреннее пространство жилища?
  4. Какая домашняя утварь использовалась нашими предками?
  5. Как и чем питались, лечились кочевники – буряты?
  6. Какую одежду, украшения носили буряты?

Все аспекты жизни бурят: воспитание, способ ведения хозяйства, культурно-этические нормы были подчинены природосообразности (не навреди природе и себе).

Выводы

  1. Важным аспектом экологического воспитания является привитие экологической культуры.
  2. Через ознакомление с традиционной культурно-хозяйственной деятельностью народов Забайкалья важно показать студентам, что истоки экологической культуры идут с глубины веков.
  3. Беседа по вопросам результата экскурсии поможет студентам четко представить причинно-следственные связи природы и ведения хозяйства.

Список литературы

  1. Тумунов Ж. Т.. Этнопедагогика агинских бурят: автореф. дисс. д-ра. пед. наук. - Чита.- 1999. - 57 с.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация