0+



 

Опубликовано: 31.03.2022 г.

Автор: Запорожцева Светлана Владимировна,
Учитель математики,
МБОУ Лицей №8 г.Воронежа

            В основе Стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Одним из методов реализации системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся.

             Метод проектов - это особый вид целенаправленной, познавательной,  в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.

Для чего нужна проектная деятельность? Метод проектов – это средство находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Данный метод позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие и умственные способности. Он позволяет сочетать все виды работы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

              Для ученика метод проектов - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.  Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.  Для учителя  метод проектов – это замечательное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение знаний, исследовательская и творческая деятельность.

Виды проектов.

ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА:

  • Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
  • Исследовательский проект– проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
  • Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
  • Творческий проект– проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы;
  • Ролевой проект (игровой)– проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
  • Прикладной проект – проект, направленный на получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников.

     ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:

  • Долгосрочный проект– проект продолжительностью от одной четверти и более;
  • Краткосрочный проект– проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
  • Мини-проект – проект, который укладывается в один урок. 

 

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.

2.Значимость (теоретическая, познавательная, практическая) предполагаемых результатов.

3.Самостоятельность (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.

4.Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.

5.Использование исследовательских методов.

 

Этапы проекта.

1.Подготовительный.

  • формулирование темы проекта;
  • определение объекта (что необходимо изучить?) и предмета (под каким углом зрения?).

2.Поисковый.

  • определение проблемы и вытекающей из неё цели (создание(разработка, оформление, изготовление, конструирование и т.д.) проектного продукта);
  • определение задач исследования (что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования?);
  • выдвижение гипотезы (предположения) их решения.

3.Аналитический.

  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления результатов проекта.

4.Практический  (сбор, систематизация и анализ полученных данных).

5.Презентационный.

  • подведение итогов;
  • подготовка презентационных материалов;
  • презентация проекта;
  • изучение возможностей использования результатов проекта.

6.Контрольный.

  • анализ результатов выполнения проекта;
  • оценка качества выполнения проекта;
  • выдвижение новых проблем.

Организация проектной деятельности учащихся.

Этап №1. Погружение в проблему.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

           Формулирует:

•      проблему проекта;

•      сюжетную ситуацию;

•      цель и задачи.

          Осуществляют:

•      личностное присвоение проблемы;

•      вживание в ситуацию;

•      принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи.

Этап №2. Организация деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

              Предлагает:

•      спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»);

•      при организации групповой работы – распределить амплуа и обязанности в группе;

•      возможные  формы представления результатов проекта.

             Осуществляют:

•      планирование работы;

•      разбивка на группы и распределение роле в группе;

•      выбор формы и способа представления информации.

Этап №3. Осуществление деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

         Не участвует, но:

•      консультирует по необходимости учащихся;

•      ненавязчиво контролирует;

•      ориентирует в поле необходимой информации;

•      консультирует по презентации результатов.

Работают активно и самостоятельно:

•      по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;

•      консультируются по необходимости;

•      подготавливают презентацию результатов.

Этап №4. Презентация, самоанализ и самооценка результатов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

      Принимает итоговый отчёт:

•      обобщает и резюмирует полученные результаты;

•      подводит итоги обучения;

                   Оценивает:

•      привлечение знаний из других областей;

•      доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения;

•      активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

•      характер общения и взаимопомощи участников проекта;

•      эстетику оформления результатов проведённого проекта;

•      умение отвечать на вопросы.

           Демонстрируют:

•      понимание проблемы, цели и задачи;

•      умение планировать и осуществлять работу;

•      найденный способ решения проблемы.

Осуществляют:

•      рефлексию деятельности и результатов;

•      взаимная оценка деятельности и её результативность.

            Метод проектов активизирует обучение детей, так как делает его личностно - ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация