Опубликовано: 31.03.2022 г.
Автор: Запорожцева Светлана Владимировна,
Учитель математики,
МБОУ Лицей №8 г.Воронежа
В основе Стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Одним из методов реализации системно-деятельностного подхода является проектная деятельность учащихся.
Метод проектов - это особый вид целенаправленной, познавательной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.
Для чего нужна проектная деятельность? Метод проектов – это средство находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Данный метод позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие и умственные способности. Он позволяет сочетать все виды работы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.
Для ученика метод проектов - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Для учителя метод проектов – это замечательное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение знаний, исследовательская и творческая деятельность.
Виды проектов.
ПО ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА:
- Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
- Исследовательский проект– проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
- Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
- Творческий проект– проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы;
- Ролевой проект (игровой)– проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
- Прикладной проект – проект, направленный на получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников.
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ:
- Долгосрочный проект– проект продолжительностью от одной четверти и более;
- Краткосрочный проект– проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
- Мини-проект – проект, который укладывается в один урок.
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
2.Значимость (теоретическая, познавательная, практическая) предполагаемых результатов.
3.Самостоятельность (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников проекта.
4.Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
5.Использование исследовательских методов.
Этапы проекта.
1.Подготовительный.
- формулирование темы проекта;
- определение объекта (что необходимо изучить?) и предмета (под каким углом зрения?).
2.Поисковый.
- определение проблемы и вытекающей из неё цели (создание(разработка, оформление, изготовление, конструирование и т.д.) проектного продукта);
- определение задач исследования (что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования?);
- выдвижение гипотезы (предположения) их решения.
3.Аналитический.
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления результатов проекта.
4.Практический (сбор, систематизация и анализ полученных данных).
5.Презентационный.
- подведение итогов;
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта;
- изучение возможностей использования результатов проекта.
6.Контрольный.
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта;
- выдвижение новых проблем.
Организация проектной деятельности учащихся.
Этап №1. Погружение в проблему.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формулирует: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. |
Осуществляют: • личностное присвоение проблемы; • вживание в ситуацию; • принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи. |
Этап №2. Организация деятельности.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предлагает: • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»); • при организации групповой работы – распределить амплуа и обязанности в группе; • возможные формы представления результатов проекта. |
Осуществляют: • планирование работы; • разбивка на группы и распределение роле в группе; • выбор формы и способа представления информации. |
Этап №3. Осуществление деятельности.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Не участвует, но: • консультирует по необходимости учащихся; • ненавязчиво контролирует; • ориентирует в поле необходимой информации; • консультирует по презентации результатов. |
Работают активно и самостоятельно: • по поиску, сбору и структурированию необходимой информации; • консультируются по необходимости; • подготавливают презентацию результатов. |
Этап №4. Презентация, самоанализ и самооценка результатов.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принимает итоговый отчёт: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; Оценивает: • привлечение знаний из других областей; • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения; • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; • характер общения и взаимопомощи участников проекта; • эстетику оформления результатов проведённого проекта; • умение отвечать на вопросы. |
Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задачи; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы. Осуществляют: • рефлексию деятельности и результатов; • взаимная оценка деятельности и её результативность. |
Метод проектов активизирует обучение детей, так как делает его личностно - ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.