Опубликовано: 31.03.2022 г.
Автор: Долгачева Наталья Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ «Зеленовская СШ»
Волгоградская область Фроловский район поселок Пригородный
В жизни ребенка игра занимает большую часть. Игра - самая главная и самая радостная деятельность детей.
Различают два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Играя, малыши отдыхают, учатся, развиваются, адаптируются, социализируются. При помощи игры они входят в наш взрослый мир посредством моделирования его элементов.
Как же играет гиперактивный ребенок? Из-за сложностей с концентрацией внимания такой ребенок редко доводит начатую игру до конца. Он может перескакивать от одного действия к другому, ему сложно дождаться своей очереди при совместной групповой игре, ему трудно придерживаться всех правил, особенно, если игра достаточно сложная.
Гиперактивный ребёнок нуждается в игре со сверстниками, но он невольно заводит на беготню и их. Тогда их всех переключают на быструю сюжетно - ролевую игру со смыслом. Такие игры требуют организованности и внимания, постановка цели, действия по плану для такого ребёнка буквально спасение - происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность.
Во время игр бывает много моментов, требующих от учителя тонкой наблюдательности и находчивости, умения объединить детей для игровой задачи, отвлечь от подражания дурному. Например, в играх могут вспыхивать споры. Причины их различны, причём с возрастом и развитием детей характер конфликтов меняется. В более старшем возрасте могут возникнуть недоразумения из-за того, что в совместной игре дети не совсем понимают друг - друга.
Постепенно педагог приучает детей к тому, чтобы они самостоятельно заходили выход из конфликтной ситуации.
Дидактическая игра - одно из наиболее доступных, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка средств познания окружающей действительности, присвоения сложного социального опыта, который лежит в основе развития социальной активности. Её оценивают как метод формирования основных элементов социальной активности детей: умственной, двигательной, трудовой, эстетической и коммуникативной. Сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых это средство развития детей, а для детей - игра.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.
При обучении гиперактивных детей, нужно учитывать, что младшим школьникам тяжело долго удерживать внимание на заданной цели, в данном случае это излагаемый учебный материал. Ведь просидеть на месте более 10 минут для них настоящая пытка. Во время занятия они ни на минуту не перестают крутиться и вертеться, да надо ещё и учителя слушать. Поэтому к гиперактивным детям нужен особый подход. Таким детям чаще всего приходится напоминать о правилах игры и о взаимоотношениях играющих. Вначале лучше воспитателю поиграть с такими детьми, а уж потом коллективно.
Гиперактивному ребёнку трудно удержать в памяти цель игры, а, следовательно, и интерес. Поэтому для лучшего усвоения материала и полной заинтересованности всех детей, можно использовать предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.
Для гиперактивного ребёнка дидактические игры важны в качестве регулятора эмоционального дисбаланса, психологического корректора и умственного двигателя.
Организуя игры с гиперактивными детьми следует избегать их постоянного поторапливая «Закончили все играть. Быстрее одеваться!». Недоделанная работа, нарушения игрового замысла могут огорчить ребёнка. А затем ребёнок привыкает к тому, что не доделывает начатое для гиперактивных детей это и так свойственно. Наоборот, нужно от этого избавляться.Чтобы сделать переход от одной деятельности к другой, предлагается помочь другим детям.
«Найди отличие».
Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
"Олени".
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
"Представьте себе, что вы - олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох - пауза, выдох - пауза.
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко".
"Молчу - шепчу - кричу".
Цель: развивать способность осознанно регулировать громкость своих высказываний: говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать.
Выбирать одно из этих действий ребенку предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.
”Запомни ритм».
Цель: развитие внимания.
Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, даётся ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними - паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритмичной мелодии, она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем в нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.
«Да и нет».
Цель: развитие навыков волевой регуляции.
Старинную игру в «да и нет» любили еще наши бабушки.
Да и нет - не говорите,
Черного и белого - не берите.
Теперь нужно задавать всякие вопросы водящему, стараясь его запутать, отвлечь. Он отвечает, не произнося запретных слов. Как оговорился - смена ролей. Не только вы должны «ловить» ребенка, но и он вас. В эту игру можно играть всей семьей - по дороге в школу, стирая белье, закупая продукты в супермаркете.
"Разговор через стекло".
Цель: развивать способность понимать других людей, быть внимательным к их различным поведенческим проявлениям.
Помогите ребенку представить, что он находится на пятом этаже дома. Окна плотно закрыты, звук сквозь них не проникает. Вдруг он видит внизу на улице своего одноклассника. Тот что-то пытается ему передать и отчаянно жестикулирует. Пусть ребенок постарается понять, какую информацию до него пытаются донести. Когда вы в роли одноклассника будете пытаться изобразить загаданное вами предложение, то можно использовать не только мимику, жесты и движения, но и подручные средства. Например, если вы хотите передать ученику за стеклом, что уроков сегодня не будет, то можно изобразить это не только радостью, но и делая вид, что выкидываете портфель. Если ребенок не может догадаться, что вы показываете, то пусть пожмет плечами. Тогда попробуйте показать то же самое каким-то другим способом. Если же у него готов какой-то ответ, то в данной игре можно его произнести вслух. Если ребенок верно отгадал только часть предложения, то вы сможете повторить правильную часть, а остальную пусть снова отгадывает. В следующий раз поменяйтесь с ним ролями. Персонажи, пытающиеся что-то вам поведать с земли, тоже могут меняться: представьте там и бабушку, и соседку, и учительницу и пр.
«Шапка невидимка».
Цель: развитие внимания.
В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.
"Говори по сигналу".
Цель: развитие волевой регуляции.
Отвечать на вопросы ребенок должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать.
"Головомяч".
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Двое детей встают у черты под условным названием "старт". Положите на этой черте карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.
В качестве следующего задания можно взять листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Затем предложите им мягкую игрушку, которую следует нести, пользуясь исключительно ушами и щеками.
А напоследок предложите задание посложнее - мяч, который они должны донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей формы будет стремиться соскользнуть. Эти задания можно выполнять втроем и впятером. Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу.
"Корректор".
Цель: развитие внимания.
Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова "корректор". Авторы книг тоже могут допускать ошибки. Кто же занимается их исправлением и не пропускает в печать разные "очепятки"? Этот важный человек и есть корректор. Предложите ребенку поработать на такой ответственной должности.
Возьмите старую книгу или журнал, где есть большие тексты. Договоритесь с ребенком о том, какая буква сегодня будет условно "неправильной", то есть какую букву он будет вычеркивать. Затем выберите фрагмент текста или засеките время работы (не более десяти минут). Когда пройдет это время или будет проверен весь выбранный отрывок, проверьте текст сами. Можно усложнить игру следующими способами. Во-первых, можно предложить корректору вычеркивать не одну букву, а три, причем разными способами. Так, например, букву "М" нужно вычеркивать, букву "С" подчеркивать, а "И" обводить в кружок. Во-вторых, можно вносить шумовые помехи, которые будут отвлекать ребенка от работы над заданием: шуметь, шуршать, рассказывать истории, ронять предметы, включать и выключать магнитофон и выполнять прочие действия в стиле старухи Шапокляк.
"Час тишины" и "час можно".
Цель: развитие навыков волевой регуляции, сброс напряжения.
По сигналу “тишина” – дети спокойно двигаются, тихо разговаривают. По сигналу “можно”- прыгают, кричат, бегают.
"Чужими глазами".
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Одному ребенку завязывают глаза, он будет художником. Второй игрок станет его глазами. Задайте детям тему для рисования. Проводить линии на рисунке имеет право только ребенок с завязанными глазами. Но управлять его движениями с помощью слов будет партнер. В его задачу входит руководство руками художника, причем дотрагиваться до "мастера" ему соответственно запрещается. Соответственно к обоим игрокам предъявляются довольно высокие требования, один из них должен быть терпеливым и внимательным, стараться понять и правильно выполнить инструкции, а второй - уметь четко выражать свои мысли, делать их понятными для другого, контролировать свои действия, избегая выполнения задания за партнера, даже когда он что-то делает неправильно.
«Зеркало».
Цель: развитие внимания.
Ребенок должен повторить за вами ряд движений. Он ваше зеркало. Потом поменяйтесь ролями. Можно сыграть в кривое зеркало. Вы демонстрируете движение, а ребенок как бы переворачивает его наизнанку. Вы поднимаете руки - ребенок опускает их, вы подпрыгиваете - он приседает, вы вытягиваете ногу вперед - он отводит ее назад. Здесь от игрока требуется не только желание перечить оппоненту, но и умение быстро мыслить, подбирать противоположное движение. Обсудите, что такое противоположность: отличие в направлении, в скорости. Можно играть и словами. Вы говорите «теплый» - ребенок отвечает «холодный».
“Три желания.”
Цель: развитие внимания.
Ребенок замирает в какой-нибудь удобной позе. Он должен выслушать и запомнить три ваших желания, а потом по команде быстро все выполнить, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Начинайте с простых заданий, например: хлопни в ладоши три раза - назови какую-нибудь мебель - встань рядом с чем-либо деревянным. Постепенно желания усложняются: подпрыгни столько раз, сколько тебе лет, встань рядом с предметом, который начинается на букву «С».
“Найди отличие”
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Гиперактивные дети с трудом выдерживают школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.
С этой целью полезно использовать “Пальчиковые игры”. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры.
“Многоножки”
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
“Двуножки”
Игра проводится аналогично предыдущей, но в вгонках” участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между “двуножками” левой и правой руки, между двуножками” соседей по парте.
“Морские волны»
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога “Штиль” все дети в классе “замирают”. По сигналу “Волны” дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”.
“Ловим комаров”
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: “Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде “Начали!” вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет “ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си дит рядом. По команде “Стой!” вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? “Начали!”... “Стоп!” Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь -- снова за работу!”
Оказать посильную помощь гиперактивному ребенку – это очень сложная задача педагога. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности –в этом заключается мастерство педагога. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
При воспитании гиперактивного ребенка важно избегать двух крайностей:
– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
Частые изменения указаний и колебания настроения родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.
Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу, а постепенно благодаря тесному сотрудничеству и взаимодействию в системе «семья – ребёнок-школа».