0+



 

Опубликовано: 02.04.2022 г.

Авторы: Рак Екатерина Викторовна,
Кудюкова Ольга Владимировна,
Преподаватели,
ГБПОУ БСК им. Н.Е. Жуковского
Г. Брянск

Аннотация: В данной статье рассмотрена информационно-коммуникативная компетентность в структуре личности педагога в области дизайна. Выделены три интегрированных компонента входящих в структуру образовательной деятельности, будущих преподавателей в области дизайна. Определены компетенции входящие в состав информационно-коммуникативной компетенции согласно ФГОС.

Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность, педагог в области дизайна, структура личности.

Изучение исследовательских работ отечественных ученых (А.А. Ахаян, М.Ю. Богданова, Е.А. Востриковой, Е.К. Хеннер и др.), которые посвященны проблемам информационно-коммуникативной компетентности, сделан вывод, что при формировании данной компетентности необходимо учитывать индивидуальную специфику деятельности определенной личности, в нашем диссертационном исследовании – деятельности будущего преподавателя в области дизайн [1,2,3,4].

Характерной особенностью психолого-педагогической подготовки является то, что выпускник владеет навыками самостоятельного проектирования учебно-образовательных предмета, составления его содержания и разработки методики обучения по этому предмету. Специфика подготовки педагога в области дизайн заключается в умении организовывать и осуществлять отраслевое обучение учащихся на принципах сочетания его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. При осуществлении функций специалиста производственного обучения, преподаватель должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, который превышает за планируемый для выпускников начального профессионального обучения [5].

На основе анализа индивидуальных характеристик деятельности будущего педагога в области дизайн, специалисту недостаточно владеть определенным количеством знаний, необходимо уметь приспосабливаться к новым веяньям и тенденциям в области своей профессиональной образовательной деятельности, самостоятельно заниматься поиском информации, а также использовать ее в соответствии с уровнем развития науки и техники. Из этого следует что, основной задачей профессионально-педагогической подготовки является формирование внешних условий, входе которых происходит становление личности, необходимое для профессиональной деятельности.

Информационно-коммуникативная компетентность будущих преподавателей в области определяется нами как качество профессионала, формирующееся на протяжении всей профессиональной деятельности, главным условием которого является формирования и наличие условий для практического применения знаний, умений и навыков работы в сфере ИКК в ходе решения педагогических задач.

На основе анализа структуры личности преподавателя в области дизайн, обоснованной В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых и др. [5], и государственного образовательного высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное образование (обучение по отраслям)» [6] определим структуру информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн. Компетентность является совокупностью компонентов в системе личности педагога в области дизайн, которая связана между собой разнообразными способами, «пронизывающими» личность на определенных уровнях в зависимости от вида компетентности, а также ее структурного содержания (компетенций). Подобно всем структурным компонентам личности, информационно-коммуникативная компетентность не поддается в полной мере эмпирической фиксации. ИКК компетентность выступает в качестве нововведения в системе личности преподавателя в области дизайн, которое позволяет ей продуктивно осуществлять свои функции, проявлять свою субъективность, а также успешно реализовываться в различных ситуациях жизнедеятельности в контексте информационно-коммуникативной деятельности и параллельно развивать способность личности к взаимодействию с самим собой и с окружающим миром (рисунок 2). При этом диалогичность рационального и иррационального, социального и индивидуального, саморазвития и взаимодействия с социумом, интроверсии и экстраверсии, личностных мотивов и внешних будет считаться основополагающих характеристик ИК компетентности.

Направленность личности

Психолого-физиологические свойства

Профессионально важные качества

Профессиональная компетентность

Информационно-коммуникативная компетентность

 

Рис.2. Информационно-коммуникативная компетентность в структуре личности педагога в области дизайн.

Компетентностный подход позволил нам представить информационно-коммуникативную компетентность будущего преподавателя в области дизайн, как совокупность определенных компетенций [6], которые формируются, актуализируются и активизируются в педагогической деятельности, в процессе осуществления образовательных ситуаций. Представим в виде таблицы все перечисленные компетенции их составляющие, которые, по нашему мнению, буду формировать у студентов, на протяжении всего образовательного процесса информационно-коммуникативную компетентность.

Данный подход реализует взаимосвязь образования и рынка труда (направление подготовки «Профессиональное образование (обучение по отраслям)» и ориентирует на внедрение в образовательный процесс проблемные ситуации, ориентированные на практическую деятельность.

Выпускник по направлению подготовки «Профессиональное образование (обучение по отраслям)» обязан владеть общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями [6]. Из этого следует, ИК компетентность преподавателя в области дизайн можно представить в виде структурированной модели, состоящей из двух блоков: «общекультурный» и «профессиональный». Данная структура дает возможность выявить компетенции, которые входят в состав информационно-коммуникативной компетентности личности будущего педагога в области дизайн (таблица 1), которые непосредственно формируются в ходе решения профессиональных задач средствами информационно-коммуникативных технологий. Именно этим данная компетентность отличается от ИК компетентности учителя или других специалистов.

Список литературы:

  1. Богданова, А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей: на примере подготовки бакалавров педагогики: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Богданова Анна Владимировна. – М., 2011. – 23 с.
  2. Витт, А.М. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – М.: РГБ, 2005. – 178 с.
  3. Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие [Текст] / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.
  4. Морковина, Э. Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2005. – 212 c.
  5. Общая и профессиональная педагогика [Текст] / Под ред. В.Д. Симоненко: учебное пособие для студентов педагогических вузов – М.: Вентана-Граф, 2007. – 368 с.
  6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Текст]. – М., – 2017, – 29 с.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация