Опубликовано: 02.04.2022 г.
Авторы: Рак Екатерина Викторовна,
Кудюкова Ольга Владимировна,
Преподаватели,
ГБПОУ БСК им. Н.Е. Жуковского
Г. Брянск
Аннотация: В данной статье рассмотрена информационно-коммуникативная компетентность в структуре личности педагога в области дизайна. Выделены три интегрированных компонента входящих в структуру образовательной деятельности, будущих преподавателей в области дизайна. Определены компетенции входящие в состав информационно-коммуникативной компетенции согласно ФГОС.
Ключевые слова: информационно-коммуникативная компетентность, педагог в области дизайна, структура личности.
Изучение исследовательских работ отечественных ученых (А.А. Ахаян, М.Ю. Богданова, Е.А. Востриковой, Е.К. Хеннер и др.), которые посвященны проблемам информационно-коммуникативной компетентности, сделан вывод, что при формировании данной компетентности необходимо учитывать индивидуальную специфику деятельности определенной личности, в нашем диссертационном исследовании – деятельности будущего преподавателя в области дизайн [1,2,3,4].
Характерной особенностью психолого-педагогической подготовки является то, что выпускник владеет навыками самостоятельного проектирования учебно-образовательных предмета, составления его содержания и разработки методики обучения по этому предмету. Специфика подготовки педагога в области дизайн заключается в умении организовывать и осуществлять отраслевое обучение учащихся на принципах сочетания его с производительным трудом без ущерба для образовательного процесса. При осуществлении функций специалиста производственного обучения, преподаватель должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, который превышает за планируемый для выпускников начального профессионального обучения [5].
На основе анализа индивидуальных характеристик деятельности будущего педагога в области дизайн, специалисту недостаточно владеть определенным количеством знаний, необходимо уметь приспосабливаться к новым веяньям и тенденциям в области своей профессиональной образовательной деятельности, самостоятельно заниматься поиском информации, а также использовать ее в соответствии с уровнем развития науки и техники. Из этого следует что, основной задачей профессионально-педагогической подготовки является формирование внешних условий, входе которых происходит становление личности, необходимое для профессиональной деятельности.
Информационно-коммуникативная компетентность будущих преподавателей в области определяется нами как качество профессионала, формирующееся на протяжении всей профессиональной деятельности, главным условием которого является формирования и наличие условий для практического применения знаний, умений и навыков работы в сфере ИКК в ходе решения педагогических задач.
На основе анализа структуры личности преподавателя в области дизайн, обоснованной В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых и др. [5], и государственного образовательного высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное образование (обучение по отраслям)» [6] определим структуру информационно-коммуникативной компетентности будущего преподавателя в области дизайн. Компетентность является совокупностью компонентов в системе личности педагога в области дизайн, которая связана между собой разнообразными способами, «пронизывающими» личность на определенных уровнях в зависимости от вида компетентности, а также ее структурного содержания (компетенций). Подобно всем структурным компонентам личности, информационно-коммуникативная компетентность не поддается в полной мере эмпирической фиксации. ИКК компетентность выступает в качестве нововведения в системе личности преподавателя в области дизайн, которое позволяет ей продуктивно осуществлять свои функции, проявлять свою субъективность, а также успешно реализовываться в различных ситуациях жизнедеятельности в контексте информационно-коммуникативной деятельности и параллельно развивать способность личности к взаимодействию с самим собой и с окружающим миром (рисунок 2). При этом диалогичность рационального и иррационального, социального и индивидуального, саморазвития и взаимодействия с социумом, интроверсии и экстраверсии, личностных мотивов и внешних будет считаться основополагающих характеристик ИК компетентности.
Направленность личности |
Психолого-физиологические свойства |
Профессионально важные качества |
Профессиональная компетентность |
Информационно-коммуникативная компетентность |
Рис.2. Информационно-коммуникативная компетентность в структуре личности педагога в области дизайн.
Компетентностный подход позволил нам представить информационно-коммуникативную компетентность будущего преподавателя в области дизайн, как совокупность определенных компетенций [6], которые формируются, актуализируются и активизируются в педагогической деятельности, в процессе осуществления образовательных ситуаций. Представим в виде таблицы все перечисленные компетенции их составляющие, которые, по нашему мнению, буду формировать у студентов, на протяжении всего образовательного процесса информационно-коммуникативную компетентность.
Данный подход реализует взаимосвязь образования и рынка труда (направление подготовки «Профессиональное образование (обучение по отраслям)» и ориентирует на внедрение в образовательный процесс проблемные ситуации, ориентированные на практическую деятельность.
Выпускник по направлению подготовки «Профессиональное образование (обучение по отраслям)» обязан владеть общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями [6]. Из этого следует, ИК компетентность преподавателя в области дизайн можно представить в виде структурированной модели, состоящей из двух блоков: «общекультурный» и «профессиональный». Данная структура дает возможность выявить компетенции, которые входят в состав информационно-коммуникативной компетентности личности будущего педагога в области дизайн (таблица 1), которые непосредственно формируются в ходе решения профессиональных задач средствами информационно-коммуникативных технологий. Именно этим данная компетентность отличается от ИК компетентности учителя или других специалистов.
Список литературы:
- Богданова, А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей: на примере подготовки бакалавров педагогики: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Богданова Анна Владимировна. – М., 2011. – 23 с.
- Витт, А.М. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – М.: РГБ, 2005. – 178 с.
- Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие [Текст] / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.
- Морковина, Э. Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2005. – 212 c.
- Общая и профессиональная педагогика [Текст] / Под ред. В.Д. Симоненко: учебное пособие для студентов педагогических вузов – М.: Вентана-Граф, 2007. – 368 с.
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) [Текст]. – М., – 2017, – 29 с.