Опубликовано: 03.04.2022 г.
Автор: Захарова Лариса Владимировна,
Педагог дополнительного образования,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития детей №62» г. Чита
И в десять лет, и в семь, и в пять,
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует.
Всё, что его интересует:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки…
Всё нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
В. Д. Берестов.
Формирования творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Лучшим средством для этого является изобразительная деятельности. А нетрадиционные способы рисования позволяют развить в ребёнке наблюдательность, художественный вкус, эстетическое восприятие, эмоции, творчески способности и умение доступными средствами создавать красивое.
Рисование нетрадиционными способами очень популярно у всех детей. Такому рисованию не надо учиться специально, не надо учиться проводить прямые линии, рисовать косые линии, не надо учиться рисовать круги, треугольники и так далее. Одним словом, чтобы ярко и быстро рисовать, не обязательно получать специальную подготовку. Просто надо взять несколько обычных предметов из домашнего повседневного обихода, немного поманипулировать с ними определённым образом, и рисунок готов!
С нетрадиционным рисованием дети начинают знакомиться с раннего возраста, нанося хаотично движениями пальчиков или рук гуашь на лист бумаги. Такое рисование детям приносит удовольствие, интерес к ярким красочным отпечаткам, дети начинают активно работать с красками, удерживая эмоциональный настрой во время рисования.
Краски завораживают внимание детей, рисуя дети, наблюдают, за тем, что у них получилась, при этом добавляя новые пятна или отпечатки. С восторгом радуются полученным результатам.
Предлагаю несколько техник рисования в домашних условиях.
1.Рисование руками. Понадобиться белая бумага, кисти, краски (гуашь), влажная салфетка для вытирания рук. Суть такого рисования заключается в том, что используя вместо кисточки руку и её части, оставляя ими отпечатки, получит интересные рисунки: заборчик, солнышко, ёжика, а можно и просто печатать пальчиками.
2.Работа со штампами. Дети очень любят что-то штамповать, поэтому они с радостью печатают контур нужной фигуркой. При желании потом этими фигурками можно дорисовать внутри нужные детали. Рисуем и делаем отпечатки листьями, ватными палочками, нитками, а так же можно использовать технику «тычка» жёсткой кистью «щетина».
3.Печатанье. Можно использовать поролон, смятую бумагу, пенопласт, листья, ватные палочки и многое другое. В общем, предмет, оставляющий нужный отпечаток. Мисочка, гуашь, штемпельная подушечка из тонкого поролона, белая бумага. Рисунок у детей получается в результате того, что ребёнок прижимает предмет к пропитанной краской подушечке и потом наносит оттиск на белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вытереть штамп и поменять мисочку с краской.
4.Ниткография. Понадобится нитки, кисточка, мисочка, краски или гуашь, белая бумага. Ребёнок складывает пополам лист бумаги, потом наносит выбранный цвет на нитку, выкладывает её на одну сторону бумаги, а второй прикрывает сверху, потом хорошо проглаживает и быстро выдёргивает нитку. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать до задуманного образа.
5.Техника «тычка» жёсткой кистью. Понадобится жёсткая кисть, краска гуашь, белый лист с нарисованным карандашом контуром. Дети делают слава направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с краской, не оставляя между ними белого места. Внутри полученного контура дети закрашивают такими же «тычками», сделанными в произвольном порядке. При необходимости рисунок можно дорисовать тонкой кисточкой.
6.Рисование акварелью по свечке или по восковым мелком. Понадобится восковые мелки или свечка, плотная бумага, акварель и кисть. Дети сначала рисуют восковыми мелками или свечой на белом листе, а потом закрашивают его весь акварелью. Рисунок, нарисованный мелками или свечой, останется белым.
7.Монотипия. Понадобится белая бумага, кисти, краски (гуашь или акварель). Дети складывают белый лист пополам, на одной стороне рисуют половинку заданного предмета, а потом лист опять складывают, и хорошо проглаживается на второй половине листа.
8.Кляксография. Понадобится жидкая краска (акварель или гуашь), кисточка, белая бумага. Ребёнок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные стороны или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.
Актуальность использования нетрадиционного рисования заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.