0+



 

Опубликовано: 03.04.2022 г.

Автор: Дедовская Светлана Яковлевна,
воспитатель,
МАДОУ № 25 «Малыш»,
город Карпинск

 

 

2352523523

Консультация для родителей

"Нетрадиционные техники рисования

в совместной деятельности детей и родителей"

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 
В.А.Сухомлинский

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни. 
         Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) используются и нетрадиционные техники. Они интересны детям всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием её выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. 
         Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста родителям нужно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
         Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоять, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно! 
Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!
         Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.

Для каждой возрастной группы они свои. 

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
• рисование пальчиками;
• рисование ватными палочками;
• тычок жесткой полусухой кистью;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• оттиск поролоном;
• печать по трафарету;
• свеча и акварель;
• набрызг;
• тычкование.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
• кляксография обычная;
• рисование зубочисткой;
• монотипия;
• батик.

         Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, свободу для самовыражения.

Нетрадиционные художественно-графические техники: 

«Штампование» 
         Так как маленькие дети всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.
        

«Печать листьев»

         Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.

«Рисование ладошкой или пальчиками»

         Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Оттиск смятой бумагой»
        

         Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
         «Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 

«Рисование ватными палочками»

         Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!

«Рисование по мокрой бумаге».
        

         Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

«Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками»

         Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д.

1231241

«Кляксография»

         Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка детям по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение. 

«Пластилинография»

         Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром. 

«Рисование мыльными пузырями»

         Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать.
Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.

«Ниткография»

         Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета. 
«Батик»

         Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками.

Рисование нетрадиционной техникой:
•  способствует снятию детских страхов;
•  развивает уверенность в своих силах;
•  развивает пространственное мышление;
•  учит детей свободно выражать свой замысел;
•  побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•  учит детей работать с разнообразным материалом;
•  развивает чувство композиции, ритма, цвета, восприятия;
•  развивает мелкую моторику рук;
•  развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•  во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

         Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Советы родителям:

- материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить; 
- знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, 
- предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать; 

121222222- не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; 
- хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

 

 

 

 

 

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

3124352452345

Проект по художественно-эстетическому развитию

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Тип проекта: краткосрочный, творческий.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Сроки проведения: с 01 февраля 2021 г. по 15 февраля 2021 г.

Актуальность:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, творческих способностей дошкольников; способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие  речевой зоны коры головного мозга, психических процессов, тактильной чувствительности, познавательно-коммуникативных навыков; ребёнку предоставляется возможность экспериментирования.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

Образовательные:

знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Развивающие:

формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Предполагаемый результат:

Проект должен обеспечить достижение конкретных результатов:

  • • Наличие у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, объема, развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полет фантазии, во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный (организационный):

  1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  2. Разработка содержания проекта.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4.Рекомендации и консультации для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дома», «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

2 этап. Основной (практический).

  1. Расширение детских представлений. Накопление и закрепление полученных знаний о методах нетрадиционного рисования; стимулирование и активизация детской фантазии.
  2. Совместная деятельность педагога с детьми: НОД, игры, беседы, работа с наглядным материалом, практические упражнения для отработки необходимых навыков, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов о зиме, рассматривание картин.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

  1. Индивидуальные беседы с родителями;
  2. Рекомендации и консультации для родителей.

3 этап. Заключительный.

  1. Обобщение представлений воспитанников о нетрадиционных методах рисования.
  2. Формирование устойчивого и живого интереса воспитанников к рисованию нетрадиционными методами.
  3. Подготовка педагогов к презентации.
  4. Презентация проекта.

 

 Схема реализации проекта через разные виды деятельности

Образовательные области

Формы и методы работы

Познавательное развитие

- рассматривание иллюстраций, картинок о зиме, о животных зимой в лесу;

- беседы «Зимующие птицы»; «Зимовье зверей», «Как спят деревья зимой», - цель: побуждать детей к высказываниям. Активизировать речь детей, задавать наводящие вопросы. Формировать у детей умение составлять рассказ из личного опыта, рассказы по картине.

- просмотр презентаций «Времена года. Зима», «Зимующие и перелётные птицы»

Речевое развитие

- чтение художественных произведений: «Зимовье зверей», «Рукавичка».

- заучивание небольших стихотворений про зиму, зимние месяцы;

- составление рассказов «Как зимуют звери в лесу», «Зимний лес», «Зима»; «Жизнь птиц зимой».

- отгадывание загадок по теме «зима»;

- ситуативный разговор «Я рисую дома», «Чем я занимаюсь в выходной день»; «Что я люблю рисовать»

- словесные игры: «Я начну, а ты закончи»; «Расскажи о зиме» - цель: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.

Художественно – эстетическое развитие

 НОД «Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования – метод тычкования).

Цель: Формировать представления детей о нетрадиционных техниках рисования.

Задачи:

- учить детей самостоятельно в определенной последовательности создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования;

- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения;

- закрепить знания детей об изменениях в природе в зимнее время года;

- активизировать словарь: белый, пушистый, воздушный, холодный и др.;

- развивать речь, внимание, мышление, мелкую моторику рук детей;

- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, самостоятельность.

- создание положительного эмоционального фона.

 НОД «Животные зимой» (нетрадиционные техники рисования – рисование крупой).

Цель: познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой изображения (рисование крупой.)

Задачи:

-  знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью крупы;

- развивать мелкую моторику;

- продолжать учить детей работать с клеем ПВА;

- развивать творческое воображение, мышление, фантазию;

- формировать аккуратность при работе с новыми материалами.

НОД «Украшаем рукавичку» (пластилинография с использованием семян).

Цель: Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию.

Задачи:

- вызвать интерес детей к украшению варежек узором;

- обучать приёмам работы с пластилином;

- закреплять навыки отщипывания, раскатывания, сплющивания;

- развивать творческие способности, эстетическое восприятие, художественный вкус;

- развивать мелкую моторику, глазомер;

- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, семечками, крупой.

- раскрашивание картинок «Животные»;

- лепка «Ёлочка»;

- рисование «Зимняя избушка»; «Деревья зимой»

- оформление консультаций для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»; «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста дома»

- оформление выставки детских работ «Зимушка-зима».

Социально – коммуникативное развитие

- дидактические игра «Какого животного не стало?».

- сюжетно-ролевые игры: «Новогодний почтальон», «Путешествие к бабушке на Новый год»;

- игры с конструктором «Берлога для медведя», «Где живут домашние животные».

- просмотр мультфильмов: «Снежная королева», «Каникулы в Простоквашино».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Замри снежная фигура!», «Снежиночки-пушиночки»,  «Зайцы и волк».

 

Заключение.

Проект воплощает новый подход к художественно-творческому развитию  дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети учатся использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, обрывная аппликация, пластилинография, тычкование и др. Детям очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.

45645634

Приложение 1

Пальчиковая гимнастика

  • Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идем пальчиками по столу)

Бабу снежную лепили («лепим» ком с двумя руками)

Птичек крошками кормили (движения со всеми пальцами)

А ещё в снегу валялись (кладем ладошки на стол то с одной, то другой)

И снежками мы кидались (кидаем снежки.)

 

  • Снежок

Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики)

Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть наверх)

Два – поймаем, ("ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

 И … сломаем! (топают)

  • Мы рисовали

(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

  • Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять ("идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, ("лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

 

  • Вот помощники  мои,

Их как  хочешь  поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Взяли  кисточки  опять.

Постучали, повертели

И работать  захотели  (выполняются движения по тексту игры)

Приложение 2

Физкультминутки

  • Весь засыпан снегом лес, (повернулись вправо,

правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)

Здесь по снегу скачет зайка, (прыгаем)

Там синичек села стайка, (машем руками, как крыльями)

Здесь лисичка под кустом, (приседаем и смотрим по сторонам)

Там в дупле бельчонка дом. (встаем, поднимаем руки кверху)

 

  • «Мы старались рисовать»

Мы старались рисовать (руки в стороны)

Трудно было не устать  (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём. (встать, опустить руки)

 

  • «Падающий снег»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке. (поднимают руки над головой)

Будем их ловить руками (делают хватательные движения, словно ловят снежинки)

И покажем дома маме. (вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (разводят руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (ходьба на месте с высоким подниманием колен)

 Мы идем, идем, идем (ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (дети садятся на свои места)

  • «Мы лепили»

Долго, долго мы лепили, (встряхивание кистями перед собой)

Наши пальцы утомили.

Пусть немного отдохнут,

И опять лепить начнут.

В прятки пальчики играли (сжимание и разжимание кистей)

И головки убирали, вот так,

Вот так, так головки убирали (поднимаем плечи, втягиваем голову)

Дружно руки разведем   (отвести руки назад – вниз)

И опять лепить начнем (отклонившись на спинку стула)

  • «Две сестрички»

Две сестрички, две руки (встряхивание кистями рук)

Рубят, строят, роют (изображаем в движении слова текста)

Рвут на грядке сорняки и друг дружку моют («моем» руки)

Месят тесто две руки – левая и правая, («замешиваем» тесто)

Воду моря и реки, загребают, плавая (изображаем пловцов).

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация