Опубликовано: 05.04.2022 г.
Автор: Кулабухова Наталья Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад комбинированного вида №4
муниципального образования Усть-Лабинский район,
город Усть-Лабинск
Тема проекта: «Воздух наш друг!».
Тип проекта: информационно - исследовательский.
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, педагоги группы, родители.
Сроки проведения: 2 недели
Актуальность проекта.
Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.
Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.
Огромное значение в нашей жизни имеет лес. Леса украшают землю и очищают воздух, дают нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.
Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать, искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.
Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубка лесов, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление земли отходами и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.
Цель проекта: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.
Задачи:
- Формировать у детей элементарные экологические знания.
- Познакомить с правилами поведения в природе.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.
- С помощью экспериментов (опытов) формировать представления о воздухе. Учить анализировать, делать выводы.
- Развивать у детей познавательный интерес к природе, наблюдательность, творческое воображение.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
- Выявить уровень развития детей по теме.
- Изучение и анализ методической литературы по теме.
- Составление плана работы
- Разработка тематики бесед с детьми.
- Составление картотеки опытов.
- Подбор материала и оборудования для опытов.
- Создание видеотеки.
- Подбор художественной литературы, поговорок, стихов, сказок, загадок, информационного материала о воздухе;
- Подбор игр с воздухом , ветром.
- Подбор консультаций для родителей.
Основной этап
1.Создание развивающей среды
- Работа с родителями
- Работа с детьми
Заключительный этап
- Анализ работы. 2. Групповой сбор - презентация проекта.
- Подведение итогов. 4.Составление перспективного плана дальнейшего развития детей по теме.
Ожидаемые результаты
После завершения проекта, дети смогут самостоятельно и совместно с взрослыми:
- проявлять интерес к миру природы, формулировать вопросы и искать на них ответы
- осуществлять поиск информации
- собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения
- проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
Механизм реализации проекта
1.Создание развивающей среды:
Пополнение уголка для экспериментирования, фотографии о загрязнении воздуха,
картинки о его использовании, раскраски, энциклопедии,
вертушки, надувные мячи, мыльные пузыри, воздушный змей.
2.Работа с родителями:
Анкетирование родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми » и обобщение результатов.
Консультации на темы: « О вреде курения» и «Экологическое воспитание ребёнка», где уточняется важность деятельности человека.
Эко акция «Мы посадим деревца возле каждого крыльца!»
Буклет «Невидимка, который всем нужен»
3.Работа с детьми
Образовательная область – познавательно- речевое развитие
Групповой сбор на тему: «Что мы знаем про воздух и что хотим узнать?»
Знакомство с пословицами и загадками про воздух и ветер.
Чтение детской энциклопедии «Почемучка».
Чтение сказки «Добрый воздух», стихотворения «Продавец воздуха». Заучивание стихотворения «Воздух – это то, чем дышим…».
Беседы на темы:
«Для чего нам нужен воздух?»
«Зачем космонавту скафандр?»
«Умеет ли воздух работать?»
«Зачем проветривать комнату?»
«Что загрязняет воздух?»
Эксперименты с воздухом:
«Воздух – невидимка»
«Есть ли воздух в почве?»
«Чем пахнет воздух?»
«Огонь и воздух - друзья»
«Воздух- силач»
«Сколько весит воздух?».
Показ:
презентации «Что такое воздух »,
видеосюжетов: «Атмосфера земли», «Воздух и его охрана»,
мультфильма «Приключение Нефтяши и её друзей», выпуск «Свежий воздух».
Дидактические игры :
«Ветер добрый, ветер злой»
«Четвёртый лишний»
«Воздух, земля, вода».
Сравнительное наблюдение: лиственное и хвойное дерево.
Наблюдение за мельницей.
Экскурсии в парк, на автостоянку и к мусорным бакам.
Образовательная область – физическое развитие
Игры с ветром
Подвижная игра «Пузырь»
Подвижные игры и упражнения с мячом
Пальчиковая игра с элементами дыхательной гимнастики «Шарик»
Дыхательная гимнастика «Тихо – тихо мы подышим»
Образовательная область – социально - коммуникативное развитие
Проблемная ситуация «Тревога! Экологическая тревога! Тяжело дышать»
Эко акция «Мы посадим деревца возле каждого крыльца!»
Весенний субботник по уходу за деревьями.
Образовательная область – художественно - эстетическое развитие
Игры на духовых музыкальных инструментах
Конструирование из бумаги самолётика и веера.
Рисование на тему: «Экологические знаки»
Аппликация на тему: «Агитационный плакат» к празднику «День защиты земли»
Итоговое мероприятие:
Творческая мастерская по изготовлению лепбука «Воздух - наш друг».
Детская презентация проекта
1ребёнок:
Всё что мы знали,
Всё что узнали,
В этот лепбук
Мы с друзьями собрали.
С вами хотим сейчас поделиться,
Это в работе Вам пригодится.
2 ребёнок:
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз, Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял...
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
3 ребёнок:
Мы, дети,
Хотим жить
На красивой планете.
«Опомнитесь, взрослые!
Не делаете зла!
Эта планета
нам чистой нужна!»
4 ребёнок:
Мы же в силах, знаю я,
Посадить деревья.
Это наш подарок ей,
Для её спасенья.
Делать добрые дела
Никогда не поздно.
Воздух, чистым сохранить,
Важно и серьёзно!
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Стихи
Помните, взрослые,
Помните дети,
Мы родились
На прекрасной планете.
Чтоб красоту
На века сохранить,
Надо природу
Беречь и любить.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Нам надо стараться ее не грязнить!
Своими руками творить чудеса.
Сажать повсюду свои деревца!
«ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА»
На рынке,
Где всегда народ,
Стоит торговец ловкий.
Он людям
Воздух продаёт
В красивой упаковке.
И видно, до того хорош
Его цветной товар! -
Я сам последний
Отдал грош,
Купил воздушный шар.
*****
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте,
Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят...
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!
«Добрый воздух»
Автор сказки : Ирис Ревю
В чистом царстве, в природном государстве стояла необычная школа. На уроке Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.
— Всему живому на земле известно, что воздух необходим, — говорила она,
-- Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух повсюду, он прозрачный и легкий.
Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам.
Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков малыш Лисёнок сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».
В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами.
Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот, добрые силы сжалились над ним, и вернули его в чистое царство, в природное государство.
Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый хороший воздух.
Загадки
- • Чего в комнате не видишь? (Воздух)
- • Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)
- •Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем?
(Воздух)
Пословицы
- • В запас воздухом не надышишься.
- • Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
- • Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.
Дыхательная гимнастика «Тихо – тихо мы подышим»
Воспитатель: Как надо правильно дышать?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.
- Тихо – тихо мы подышим.
Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)
- Мы вдохнули глубоко
Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)
- Подыши одной ноздрей.
И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)
- Нужно глубоко вздохнуть,
Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)
Воспитатель: Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?
Дети: Чтобы не болеть.
Литература:
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.
- Воздух невидимка. И. А. Рыжова.
- Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.
- Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.
- Энциклопедия. «Почемучка»
- «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь 2009 г.