0+



 

Опубликовано: 13.04.2022 г.

Автор: Макарчук Людмила Герасимовна,
Учитель физики,
МАОУ СОШ №279
г. Гаджиево, ЗАТО Александровск,
Мурманской области

 

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

 то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких,

(Л. Н.Толстой)

 

  Работая в школе около тридцати лет, я прихожу к выводу, что эти слова Льва Николаевича Толстого  актуальны  и в наши дни. Развитие у школьников креативного мышления - одна из важнейших задач  сегодняшней школы.

   Главная задача в развитии креативных способностей учащихся – это развитие мыслительной деятельности. 

  Я убеждена, что сильное влияние на воспитание творческой личности оказывает педагогический оптимизм,  наша вера в ученика, в позитивное изменение не только его способностей, но и нравственных качеств.                     Для развития креативного мышления ученика использую  различные способы мотивации: общая атмосфера в классе, привлечение учеников к оценочной деятельности, занимательная форма преподавания уроков,  анализ жизненных ситуаций, обращение к жизненному опыту ученика. На уроках  ученик может выступать в роли помощника учителя при демонстрации эксперимента, консультанта при решении задач или лабораторных работ.  

Физика как учебный предмет  широкие возможности для развития  креативного потенциала учащихся.

Технология проблемного обучения - одна из  приоритетных в процессе  изучения  фундаментальной естественнонаучной дисциплины. Учитывая возрастные особенности обучающихся, в среднем звене создаю ситуацию, вызывающую у ребят удивление, а в старшем звене – затруднение, в основе которого лежит противоречие между выполнением задания и невозможностью это сделать из-за недостаточности знаний. Использую следующие способы создания проблемных ситуаций:

  1. Ситуация неожиданности связана с противоречием между ранее полученными знаниями и новыми.

Основой  для создания такой ситуации могут служить  явление полного отражения; описание удивительных явлений природы (рассказ о «поющих песках» И. Евсеенко); огнях «святого Эльма»,  а также занимательные опыты «Кипение воды  комнатной температуры».   Учащиеся приходят к выводу, что при пониженном давлении, температура кипения понижается. 

2.Ситуация конфликта связанна с противоречивыми фактами. 

Например, демонстрирую волны на воде. Ученики наблюдают фронт волн от точечного вибратора и фронт волны от двух точечных когерентных вибраторов. Почему картина изменила свой вид: была динамической, а стала статической? Рассматривая этот конфликт, подвожу к изучению  явление интерференции волн.

  1. Ситуация предположения связана с противоречием самой объективной реальности.

   Например, вокруг проводника с  электрическим током существует магнитное поле. Можно ли вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля? Обсуждая данную проблему, ученики  приходят к изучению явления электромагнитной индукции, опыта Фарадея.

  1. Ситуация опровержения связана с противоречием между ранее полученными знаниями и новыми.

    Например,  доказать невозможность создания  проекта вечного двигателя, или существования на Земле насекомых слишком больших размеров, или движения со скоростью, превышающей скорость света в вакууме.

  1. Ситуация несоответствия связанна с противоречием между жизненным опытом учащихся и научными знаниями.

    Например, при изучении архимедовой силы предлагаю решить качественную задачу: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном сосуде плавает деревянный брусок. Какой из  двух сосудов будет тяжелее?» Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему? Решая данную  задачу, ребята узнают  закон плавания тел.

  1. Ситуация неопределенности связанна с  тем, что недостаточно данных для получения однозначного ответа.

    Например, ученики знают,  что сопротивление металлических проводников увеличивается с повышением температуры. Вопрос: «Как будет изменяться сопротивление полупроводников при нагревании?» В ходе обсуждения  выясняем, что ответить  однозначно невозможно, так как  неизвестно, как будет вести полупроводник с повышением температуры, какие процессы, изменения в состоянии вещества будут сопровождаться нагреванием. Таким образом, решая данную задачу, я формирую понятие о зависимости сопротивления полупроводников  от температуры.

   Одним из способов развития креативности школьников является проектная технология. Основной мотив учащихся: «Мне это интересно, значит, я справлюсь с заданием».

Интересны темы проектных работ для основной школы:

1.Влажность воздуха и ее влияние на жизнедеятельность человека.

2.Влияние внешних звуковых раздражителей на структуру воды.

3.Влияние магнитной активации на свойства воды.

4.Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат.

5.Выращивание кристаллов из раствора различными методами.

6.Выращивание кристаллов поваренной соли и сахара и изучение их форм.

7.Глаз. Дефект зрения.

Темы проектных работ для  старшей школы:

1.Изучение радиационной и экологической обстановки в Гаджиево.

2.Влияние звуков и шумов на организм человека.

3.Звуковой резонанс.

  1. Влияние звука на живые организмы.

5.Ионизация воздуха – путь к долголетию.

6.Исследование теплоизолирующих свойств различных материалов.

7.Исследование механических свойств полиэтиленовых пакетов.

    Развитию креативных способностей учащихся способствует  исследовательская деятельность, которая является одним из эффективных методов  для создания мотивации к изучению физики и развития творческого потенциала.  

  На первых уроках физики, рассказываю о физических величинах, об основных методах физики - наблюдениях и опытах, привожу примеры, раскрывающие их значение  в научных исследованиях,   используя исследовательский метод обучения: учащиеся проводят сравнение, осмысливают цели наблюдений, выполняют правильные приемы измерений. В качестве домашнего задания выполняют расчет площади своей комнаты. 

   Элементы технологии исследования присутствуют  на всех этапах урока. Например, урок изучения нового материала. Изучая силу трения, учащиеся исследуют причины её возникновения, их влияние на степень проявления силы, исследуют способы увеличения и уменьшения силы трения, думают над тем, что было бы, если б не было силы трения.

   Таким образом, исследовательская деятельность по предмету, в условиях современного образования, является одним из эффективных средств для создания мотивации к изучению физики и развития творческого потенциала.

 Технология интегрированного обучения развивает творческую активность учащихся. Она позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет
переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают
познавательный интерес. Темы интегрированных уроков: «Давление в природе», «Рычаг. Равновесие сил на рычаге»,  «Глаз как оптическая система. Особенности зрения», «Движение крови по сосудам», «Колебания и волны»; «Влажность воздуха», «Звуковые колебания».

В рамках интеграции провожу бинарный урок  по теме  «Движение тела, брошенного под углом к горизонту».  На данном уроке учитель физики создает информационную модель данного вида движения, учитель информатики – преобразует информационную модель в компьютерную.

Одним из видов учебной деятельности на уроках физики является решение задачи, в процессе которой развивается творческая и прикладная сторона мышления. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать. Это станет залогом развития креативных способностей учащихся. Только через деятельность, где требуется поиск, интеллектуальное усилие, при котором на базе определенных знаний появляется ситуация открытия, формируется творческая личность.

    На практике эффективность использования современных образовательных технологий подтверждается следующими показателями:

  • Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. 
  • Увеличился процент учащихся, выбирающих предмет физики для сдачи итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ.
  • Растет познавательный интерес к предмету. 
  • Активизируется творческая деятельность обучающихся.

  Многие из учеников связывают дальнейшую жизнь с этой наукой, сдают ЕГЭ по физике и поступают в технические ВУЗы, высшие военные училища.

   Выпускник, пройдя все этапы школьного обучения, приобретает новый подход к пониманию окружающего мира, создающий креативный тип мышления.

Развитие креативного мышления формирует у ребят осознанность умственных действий, а это – путь к развитию высокой интеллектуальной активности обучаемых. «Творчество заразительно. Распространяйте его». (А. Эйнштейн).

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация