Опубликовано: 15.04.2022 г.
Автор: Шеховцова Светлана Борисовна,
воспитатель,
Лупичева Наталья Сергеевна,
воспитатель,
МБДОУ "Детский сад №42 "Ярославна" г. Обнинска
Цель: закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы.
Задачи:
- способствовать закреплению полученных знаний о Солнечной системе;
- закреплять знания детей о последовательности планет Солнечной системы на своих орбитах, обобщать и расширять знания детей об особенностях планет;
- формировать представления о профессии космонавта, его личностных качествах;
- формировать коммуникативные качества детей, дружелюбие;
- развивать мышление, внимание, память, воображение;
- развивать умственные способности;
- воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
Предварительная работа: беседы о космосе и планетах, рассматривание фотографий и иллюстраций по данной теме, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, просмотр мультфильмов о космосе, планетах, и космонавтах, чтение художественной литературы по данной тематике и энциклопедий, творческая деятельность детей (рисование, поделки), слушание музыкальных произведений «Музыка Космоса».
Работа с родителями: подготовка презентаций «Луна – спутник Земли», «Марс – красная планета», «Астронавт на Луне», «Белка и Стрелка», «Первый космонавт – Юрий Гагарин», «Солнечная система».
Материалы и оборудование: презентация «Наша Вселенная», изображения планет Солнечной системы, компьютер, проектор, экран, доска, магниты, письмо от Звездочета, коробка с подарком (раскраски, игра «Космос», цветные фломастеры).
Методические приемы: игровой (использование сюрпризных моментов), наглядный (использование иллюстраций), словесный (вопросы, индивидуальные ответы детей, заучивание стихотворения «Планеты»),
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями и встать полукругом.
Кинезиологическое упражнение «Лезгинка»
Здравствуй утро,
Здравствуй солнце.
Здравствуйте мои друзья и вселенная моя.
Улыбнемся, подмигнем и занятие начнем.
Воспитатель: Ребята, какой сейчас месяц?
Дети: Апрель.
Воспитатель: Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: А кто вспомнит, кто первым совершил полет вокруг нашей планеты?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Слайд 1. Фотография Гагарина Ю.А.
Воспитатель: Кто сможет рассказать об этом космонавте?
Выступление Кирилла.
Ребенок: Юрий Алексеевич Гагарин – герой, летчик-космонавт, который первым побывал в Космосе на корабле «Восток». Первый полет состоялся 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур». Полет прошел благополучно. После полета в Космос Юрий Гагарин занимался тренировочными полетами (испытаниями новых самолетов). В последнем из таких полетов и погиб Первый космонавт Земли.
Воспитатель: А, кто знает первую женщину, которая побывала в космосе?
Выступление Малики.
Ребенок: Первую женщину – космонавта зовут Валентина Терешкова. Она родилась в Ярославской области в селе Большое Масленниково. Валентина Терешкова любила учиться, была отличницей, ей нравился парашютный спорт (прыжки с самолета на высоте). Валентина Терешкова прошла специальную тренировку, научили пользоваться скафандром. Полет в космосе длился три дня, на корабле Восток 6.
Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Каким он должен быть?
Дети: Сильным, смелым, трудолюбивым, дисциплинированным, отважным, умным, усидчивым, целеустремленным, спокойным и т. д.
Раздается стук в дверь. Воспитатель приносит письмо от Звездочета.
Письмо: «Дорогие ребята! Произошло что-то невероятное и все планеты солнечной системы перепутались. Помогите пожалуйста, разобраться и расставить их на свои места. Я слышал, что вы очень любознательные и много знаете о космосе. Мне одному не справиться».
Воспитатель: Ну что ребята, поможем звездочету навести порядок во вселенной?
Дети: Да, конечно поможем.
Воспитатель: Тогда в путь, не будем терять время. Начинаем отсчет.
Дыхательная гимнастика.
5,4,3,2,1 пуск.
Взлетаем. Делаем глубокий вдох носиком и медленно выдыхаем через рот.
У-У-У-У-У-У (повторяем 2 раза)
Слайд 2. Солнце.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминатор, что вы видите?
Дети: Это солнце.
Воспитатель: А что вы знаете о солнце? Какое оно? Какое значение оно имеет для нас с вами?
Дети: Солнце - это звезда, представляет собой раскаленный шар. Поверхность Солнца постоянно бурлит и напоминает кипящую рисовую кашу. При этом Солнце пульсирует, как сердце. Солнце – это источник тепла и света. Благодаря солнечной энергии на Земле происходит круговорот воды, дуют ветра. Все что происходит на нашей планете, связано с Солнцем – это смена дня и ночи, смена времен года. Без солнца нет жизни на Земле.
Воспитатель: Летим дальше.
Слайд 3. Меркурий.
Воспитатель: Посмотрите, а вот и первая планета. Как она называется?
Дети: Меркурий.
Воспитатель: Кто может рассказать об этой планете?
Выступление Василисы.
Меркурий – самая близкая к Солнцу и самая маленькая планета. Когда планета поворачивается к Солнцу одним боком, солнечные лучи нагревают её до 400 градусов, а в это время на противоположной стороне Меркурия трещит страшный мороз.
Воспитатель: Отлично, спасибо. Меркурий возвращается на свою орбиту.
Физ. Минутка.
Воспитатель: Пока мы летим, предлагаем немножко размяться.
Снова мы летим в ракете, (руки вверх, «домиком»)
Путь держать к другой планете.
Один, два, три, четыре, пять, (шагаем на месте)
Что же видим мы опять? (смотрим в бинокль)
Слайд 4. Венера.
Воспитатель: Ребята, а кто узнал эту планету? Как она называется?
Дети: Венера.
Воспитатель: Кто хочет рассказать об этой планете?
Выступление Вики.
Ребенок: Венера – вторая планета от Солнца. Она самая яркая, названа в честь богини любви и красоты. На Венере жуткая жара, это самая горячая планета. На ней много вулканов, которые постоянно извергаются.
Воспитатель: Вот вы и вернули вторую планету на свое место. Продолжаем наше путешествие.
Слайд 5. Земля.
Воспитатель: Посмотрите, что за голубая планета перед нами? Кто узнал?
Дети: Это планета Земля.
Воспитатель: Сейчас Тимофей расскажет об этой планете.
Выступление Тимофея.
Ребенок: Земля – третья планета от Солнца. Она самая красивая и интересная. Это единственная планета, на которой существует жизнь. Большая часть планеты покрыта морями и океанами. Земля окружена атмосферой, в которой много кислорода – им мы и дышим.
Воспитатель задает детям дополнительные вопросы.
-Что такое атмосфера. (ответы детей)
-Почему на Земле происходит смена дня и ночи? (ответы детей)
- Кто знает, есть ли у нашей планеты спутник и как он называется? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. А сейчас предлагаем посмотреть видео-презентацию о Луне.
Слайд 6. Просмотр презентации о Луне. (подготовила Варвара с мамой).
Воспитатель: Как вы думаете, летали ли люди на луну? (ответы детей).
Рассказ Дениса о первом астронавте побывавшем на Луне.
Ребенок: Первого астронавта побывавшего на Луне звали Нил Армстронг – американец. Он совершил космическое путешествие на поверхность Луны в 1969 году, на космическом корабле «Аполлон – 11». Астронавт установил на Луне флаг США.
Воспитатель: За какое время Земля оборачивается вокруг своей оси? (ответы детей)
- Почему на Земле происходит смена времен года? (ответы детей)
-За какое время земля оборачивается вокруг солнца? (ответы детей)
Воспитатель: Сколько вы всего знаете! Посмотрите, вот и Земля вернулась на свою орбиту.
Воспитатель: Летим дальше.
Кинезеологическое упражнение (пальчики)
Летит, летит ракета,
Вокруг земного света.
На Марс сейчас мы полетим,
Планету с вами посетим!
Слайд 7. Марс.
Выступление Дениса с рассказом о Марсе с презентацией.
Ребенок: Марс – четвертая планета от Солнца. На Марсе случаются пыльные бури, которые могут длиться месяцами. Это значит, что на планете есть огромные песчаные пустыни. Именно поэтому Марс имеет светло-оранжевым цвет. С древних времен эту планету называли красной. На Марсе очень холодно, здесь находятся самые большие горы в солнечной системе. Учёные считают, что раньше, очень - очень давно, на планете была «жизнь».
Воспитатель благодарит ребенка за познавательный рассказ и возвращает планету в солнечную систему.
Слайд 8. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Воспитатель: Ребята, смотрите перед нами планеты гиганты. Как они называются?
Дети: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
Рассказы детей о планетах.
Юпитер – пятая планета от Солнца, сама большая в Солнечной системе. У Юпитера нет твердой поверхности, планета покрыта огромным океаном жидкого вещества, которое похоже на кисель. На планете очень холодно.
Сатурн – шестая планета от Солнца. Это – планета -гигант. На Сатурне нет твердой поверхности. На планете холодно до минус 180 градусов. Там постоянно сверкают молнии и бушует ветер (шторм). Сатурн окружен кольцами.
Уран – седьмая планета от Солнца. Это планета – гигант. На ней всегда сумерки и очень холодно. Поверхность Урана состоит изо льда и скал.
Нептун – восьмая планета от Солнца. Планета была названа в честь бога морей и океанов. Это планета – гигант. На планете дует сильный ветер, всегда темно, температура минус 200 градусов. Нептун не торопится раскрыть нам свои тайны.
Воспитатель: Спасибо ребята за ваши интересные рассказы о планетах – гигантах. Молодцы!
Воспитатель возвращает планеты на свое место в солнечной системе.
Слайд 8. Плутон.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за карликовая планета? (ответы детей)
Выступление Алисы с рассказом о планете Плутон.
Ребенок: Плутон – девятая планета Солнечной системы. Планета названа в честь подземного бога Плутона. На планете трещат самые сильные морозы. Поверхность скрыта подо льдом. Но этот лёд не водяной, это замороженный газ азот. Он превращается в крупные кристаллы, получаются гигантские снежинки.
Воспитатель благодарит ребенка за познавательный рассказ и возвращает планету в солнечную систему.
Слайд 9. Солнечная система и Звездочет
Воспитатель: Мы с вами помогли Звездочету восстановить порядок в солнечной системе. И в знак благодарности, Звездочет передал нам таинственную коробку с подарком. А что в ней, мы с вами узнаем, когда вернемся на нашу планету. Пора возвращаться домой. Внимание!
Дыхательная гимнастика.
Делаем глубокий вдох носиком и медленно выдыхаем через рот.
У-У-У-У-У-У (повторяем 2 раза)
С удачной посадкой!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?
-А где же мы были?
-Вы запомнили, какие планеты мы с вами видели?
- Давайте все вместе повторим порядок планет в солнечной системе.
«Солнечная система»
На Луне жил Звездочет,
Он планетам вел учет.
По порядку все планеты,
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий, Два – Венера,
Три – Земля, Четыре – Марс.
Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн,
Семь – Уран, за ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже потом, и девятая планета
Под названием – Плутон!
Ну, а десять – это Солнце.
Не планета, а звезда.
Ярко светит нам она!
Воспитатель: А сейчас мы предлагаем Вам вернуться в группу и узнать, какой же подарок находится в таинственной коробочке.