Опубликовано: 15.04.2022 г.
Автор: Кайнулина Альбина Павловна ,
Воспитатель,
МАДОУ "Детский сад "ЛЕГОПОЛИС" города Перми
Цель создания: Формировать у детей чувство гордости к родному краю, воспитывать бережное отношение к природным богатствам в недрах земли.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать формированию проектно-исследовательских умений и навыков, предпосылок экологической культуры.
- Обучать взаимодействию с природными объектами посредством органов чувств.
- Формировать у дошкольников представления о музее.
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность, любознательность и воображение в процессе исследования природных объектов;
- Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к разнообразным ресурсам природы, к экспонатам мини — музея.
- Воспитывать коммуникативные навыки, экологическую культуру, самостоятельность.
Материалы: Фигурка Хозяйки Медной горы или иллюстрация, экспонаты мини-музея Уральского камня, раскраски для детей по теме.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, к нам в гости пришла хранительница подземного царства живёт она в Уральских горах. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке медной горы, живущей в уральских горах – самое сердце России. Посмотрите на зеленоглазую красавицу, она одета в роскошное малахитовое платье, кокошник, украшенный малахитами и другими драгоценными камнями. Подземный дворец Хозяйки украшен самоцветами. Зелёный цвет малахита в особом почёте у Хозяйки медной горы. Говорят тот, кому удалось найти малахит, пришёлся хозяйке по нраву. Значит, он добр, честен и чист душой. А злых, жадных, да несчастных Хозяйка жестоко наказывает.
Ребята, Хозяйка медной горы приглашает нас в музей Уральского камня, идем ? (Ответы детей).
Тогда я вас сегодня приглашаю в мини-музей камней к Хозяйке медной горы Ребята, а вы, знаете, что такое музей? (Ответы детей).
Воспитатель: Музей – это место, где занимаются собиранием, изучением, коллекционированием и хранением различных предметов (экспонатов). Мы например, коллекционируем камни Пермского края.
Дети встают со стульчиков и подходят к мини-музею камней. Ребята давайте с вами вспомним правила поведения в музее. (Ответы детей).
- • Не трогать руками экспонаты.
- • Не перебивать экскурсовода.
- • Многие экспонаты разрешено трогать.
- • Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
- • Рассмотренные экспонаты положить на место.
- • Соблюдать тишину и не мешать другим.
- • Поблагодарить экскурсовода.
Наш Пермский край очень большой, это видно на карте, и добывается много камней. Первыми мы с вами рассмотрим строительные камни, они добываются в Перми. Это известняк, гипс, гранит, мрамор, песок (тематический альбом). Посмотрите на стенд, вы видите театр отделанный мрамором, и дом в котором многие из нас живут, из красного кирпича.
Что бы узнать, как хорошо вы знаете камни – строители предлагаю отгадать загадки.
- • Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение. (Известняк).
- • Он прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступни, постаменты,
Красивы, станут и заметны. (Гранит).
- • Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
И в стекле расплавлен даже. (Песок).
Дети рассматривают и знакомятся ближе с строительными камнями.
Наш край богат не только строительными материалами, но и драгоценными камнями, из которых делают кольца, серьги. Тематический альбом. Дети рассматривают кольца, серьги и бусы из камней. Воспитатель дает примерить их девочкам. Дети рассматривают драгоценные и полудрагоценные камни, воспитатель обращает внимание детей на цвет и красоту камней.
Следующий раздел в нашем музее это поделочные камни, камни из которых делают небольшие поделки – маленькие скульптуры.
(Дети рассматривают скульптуры и камни из них сделанные, берут в руки. Воспитатель задает наводящие вопросы о свойствах камней).
Ребята в нашем музее можно не только смотреть камни, но и играть ими, делаем мы это в «Игротеке».
Посмотрите, здесь есть простые карандаши и цветные краски, мел, уголь. Как вы думаете, почему в этом разделе карандаши краски? (Ответы детей). Правильно, потому что грифель простого карандаша изготавливают из графита. Цвет краски достигают с помощью добавления в них различных минералов.
Прогулка по нашему музею подошла к концу Хозяйка Медной горы приготовила для вас сюрпризы. Это портреты Хозяйки Медной горы, которые вы можете раскрасить и забрать с собой. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку раскраску.
Дети раскрашивают раскраски, прощаются с экскурсоводом.
Литература
- Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.:
Линка-Пресс, 2088. 256 с., илл.
- Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом
образовании дошкольников. //"Дошкольное образование" март 2008 № 6 (222)