Опубликовано: 19.04.2022 г.
Автор: Макарчук Людмила Герасимовна,
Учитель физики,
МАОУ СОШ №279
г. Гаджиево, ЗАТО Александровск, Мурманской области
«Быть хорошим учителем можно,
только будучи хорошим воспитателем».
В.А.Сухомлинский
Главным отличительным признаком современного образования является реализация воспитательного аспекта урока. Физика обладает огромным потенциалом, который привлекаю в воспитательных целях. Использую знания, как инструмент, с помощью которого ученики осуществляют новые шаги в познании мира, изменяю личность ребенка в лучшую сторону. Каждый урок направлен на приобщение детей к процессу созидания себя.
Остановлюсь на различных аспектах воспитательной работы, которые успешно реализую на уроках физики.
Урок физики – это урок, на котором воспитывается чувство преданности своей стране, уважения к своему народу, воспитывается благодарная память к героическому прошлому нашей Родины.
В 7 классе, изучая тему «Физика и техника», знакомлю с биографией ученых, которые внесли свой вклад в развитие техники - К.Э. Циолковского, А.С. Попова, И.В. Курчатова и другие. Учеников переполняют чувства гордости за отечественную науку и технику.
Изучая тему «Магнитное поле», сопровождаю учебный материал историческим отступлением В.А. Дыгало в рамках патриотической направленности: «В годы второй мировой войны фашисты в большом количестве использовали магнитные мины для борьбы с нашим Военно-морским Флотом. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать способ защиты наших кораблей от этих мин. С этой задачей блестяще справились Анатолий Петрович Александров и Игорь Васильевич Курчатов. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым налетам вражеской авиации, вели ученые-патриоты свою работу. За все время войны ни один из размагниченных кораблей не подорвался. Отвечая на разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной магнитной мины для танков, которая с успехом использовалась для уничтожения техники врага».
Курс физики содержит много ярких примеров, которые использую с целью патриотического воспитания. Например, в 9 классе, изучая тему «Реактивное движение» подчеркиваю достижения ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в освоении космоса. Наша страна стала первой «космической сверхдержавой».
Изучая ядерную физику, уделяю внимание достижениям наших ученых физиков – ядерщиков под руководством И.В. Курчатова, которые в 1946 году построили первый ядерный реактор, в 1949 году создали первую атомную бомбу, в 1954 году вступила в строй первая атомная электростанция.
Нравственное воспитание на уроке физики – видение, чувство красоты науки, воспитание уважения к труду ученых, формирование нравственных чувств, культуры поведения, понимание необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества. При изучении опытов Кулона, Герца, Фарадея, Лебедева обращаю внимание, как на научную значимость данных экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы.
На уроках акцентирую внимание детей на том, что нам доступны красоты окружающей природы: лунная дорожка на воде, вид звездного неба и его голубизна днем, полярное сияние, радуга. На многочисленных примерах убеждаю учащихся в том, где красота, там и истина.
Приобщение на уроках к эстетическим ценностям позволяет формировать у учеников представление об эстетике понятий, законов, эстетической привлекательности физических явлений.
Изучая в 8 классе тему о теплопередаче, нагревании и переходе веществ из одного агрегатного состояния в другое, излагаю детям о переохлаждении организма человека в зимнее время и перегревании в летнее время года; о роли закаливания; о «микроклимате» (температуре, влажности) классных аудиторий, жилых помещений. При изучении раздела «Электричество», рассказываю о поражении электрическим током, о технике безопасности, оказании первой помощи при поражении электрическим током, реализуя здоровьесберегающее направление воспитательной работы.
Изучая тему «Магнитное поле», объясняю его действие на биосферу; ориентацию в магнитном поле перелетных птиц; использование в медицине, магнитные браслеты, МРТ.
В разделе «Атомная физика», рассказываю об уровне естественного фона в Мурманской области, в г. Гаджиево, о неблагоприятных районах, о последствиях использования ядерного оружия, проблемах захоронения отходов.
При изучении темы «Тепловые двигатели» поднимаю вопрос о загрязнении атмосферы продуктами сгорания топлива и выхлопными газами, о влиянии деятельности человека на экологию Земли.
В настоящее время остро встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций. И от того, как люди будут относиться к природе, ее экологии, зависит будущее планеты!
Таким образом, на уроках реализуется экологическая направленность воспитательной работы.
С точки зрения личностного воспитания на уроках физики формируются такие качества как любознательность, трудолюбие, целеустремленность, активность, усваиваются общепринятые нормы поведения – вежливость, дисциплина, обучающиеся учатся выражать свою точку зрения, воспитывается уважительное отношение к выступающему.
Одним из способов повышения интереса к предмету, реализации воспитательного аспекта является внеурочная деятельность, которая формирует и развивает способности и личность ребёнка.
Во внеурочной деятельности осуществляется взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Законы физики позволяют объяснить не только окружающий нас мир, но и внутренний мир человека. Физика способствует познанию гармонии души, даёт возможность прочувствовать целостность Вселенной. Всё в мире обладает взаимным действием. Доказательством этого являются законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Кулона. Привожу примеры пословиц, подтверждающих данную мысль: «Как аукнется, так и откликнется», «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы люди относились к тебе», «Деньги потерять – ничего не потерять, время потерять – много потерять, энергию потерять – все потерять». В физике причиной изменения скорости движения тел является сила. Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, необходимо приложить усилие и изменить себя.
Облегчает усвоение курса физики сочетание логического и образного описаний, поскольку они дополняют и взаимно обогащают друг друга.
Физики-лирики всегда актуально. Привожу примеры: академик физик Л.И. Мандельштам, знал наизусть почти всю поэзию своего любимого поэта А. С. Пушкина. Его друг академик Н. Д. Папалекси больше всего любил поэзию М.Ю. Лермонтова. Физик - оптик академик Г.С. Лансберг читал наизусть «Евгения Онегина». А.С. Попов любил произведения М.И. Глинки, П.П. Чайковского. Академик Л.Д. Ландау говорил, что физик, который не воспринимает поэзии и искусства, – плохой физик.
«Науке – лирик предназначен,
Без рифмы – формулы сухи.
Душа должна быть тоже зрячей,
И ей, как свет, нужны стихи…» (Алексей Сисакин).
Правильно организованная воспитательная работа в школе, в том числе военно-патриотическая, позволяет ежегодно нашим выпускникам выбрать профессию офицера. В высшие военные училища г. Санкт – Петербурга, Москвы, Краснодара ежегодно поступает свыше 10 выпускников. В этом есть и моя заслуга как учителя физики.