0+



 

Опубликовано: 24.05.2022 г.

Автор: Поршнева Виктория Сергеевна, учитель-логопед

Щёлково

Цель: Развитие связной речи на материале пересказа адаптированного рассказа Л. Кассиля «Сестра».

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Активизировать и актуализировать словарь по теме «День Победы» на основе систематизации и обобщения знаний о Великой Отечественной войне.
  2. Совершенствовать навык пересказа с опорой на серию картин.
  3. Развивать грамматический строй речи: согласовывать числительные с существительными в роде, падеже и числе.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать связную речь, мышление, память, зрительное внимание, восприятие, творческое воображение, общую, тонкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство патриотизма, самостоятельность, активность, навыки сотрудничества.

Предварительная работа.               

Разучивание стихотворения Т.А. Шорыгиной «Фронтовая сестричка», упражнения «Защитники Отечества», логоритмического упражнения «Барабанщики». Рассматривание иллюстраций и слайдов о Великой Отечественной войне. Чтение произведений о ВОВ.

 

Оборудование: магнитная доска, дидактическая игра «Морской бой»,  иллюстрации к рассказу «Сестра», портрет Льва Кассиля, картинки: парад, барабанщики, салют, разведчики, следопыт, морская база, свеча; деревянные палочки на каждого ребенка, презентация к занятию, аудиозаписи песен, взрыва, звуков войны, светодиодная свеча, 2 ящика с кинетическим песком, мелкие картинки для игры «Следопыт»  (винтовка, пулемет, шинель, сапоги, пуля, каска), маленькие лопатки для работы с песком, письмо. 

Ход занятия.

  1. Организационный момент. [Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона.]

Логопед приглашает детей в группу, где уже звучит музыка. Дети подходят к магнитной доске и встают полукругом. На доске картинка «День Победы». Музыка звучит одну минуту, затем логопед читает стихотворение Г. Рублева

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые армии Советской-

Люди, победившие войну.

Л. Как называется праздник в честь победителей?

ПОД. Праздник в честь победителей называется День Победы. Сегодня мы с вами продолжим беседовать об этом волнующем дне и будем учиться рассказывать о героях-победителях.

  1. Логоритмическое упражнение «Барабанщики». [Развитие умения воспроизводить ритмический рисунок одновременно со специальной артикуляционной гимнастикой.]

Л. А что бывает утром во всех городах России в этот день?

ПОД. Утром во всех городах бывает парад.

Л. А вы хотите стать похожими на героев-победителей и принять участие в параде Победы?

ОД. Да.

Л. Предлагаю пройти военную тренировку. Наденьте пилотки.

Л. Первое упражнение «Барабанщики»

 

Логопед ставит картинку «Барабанщики», предлагает детям взять барабанные палочки и проводит  логоритмическое упражнение.

Барабанщик очень занят –

Д-Д, д-д-д.

Барабанщик барабанит:

Д-Д, д-д-д.

Бей, руками помогай:

Д-Д, д-д-д.

Ритм ногами отбивай:

Д-Д, д-д-д.

Учись играть на барабане:

Д-Д, д-д-д.

Твой язык послушным станет:

Д-Д, д-д-д.

Язык, кверху поднимайся:

Д-Д, д-д-д.

Смотри - с ритма не сбивайся:

Д-Д, д-д-д.

Л. Молодцы! Дружно отбивали ритм!

  1. Игра «Салют ладошками» [Развитие умения правильно ставить словесное ударение. Развитие внимания.]

Л. Следующее упражнение «Праздничный салют ладошками».

 

Логопед ставит картинку «Салют» и проводит  логоритмическое упражнение.

Л. Повторяйте за мной слова, громко выделяя голосом ударный слог. На безударный слог - хлопок ладоням, на ударный слог — хлопок по коленям.

Речевой материал: парад, салют, ветеран, победа, солдат, винтовка, сестрица, рана, пуля, шинель, каска, самолет, пулемет.

Л.  Замечательно, у вас чуткие ушки.

 

  1. Игра «Следопыты». [Развитие диалогической речи, творческого воображения.]

Л. Что в наше время напоминает о ВОВ?

ПОД. О войне в наше время напоминают фотографии, памятники, кинофильмы, книги, рассказы ветеранов….

Л. А еще каждый год в местах боевых сражений следопыты ищут и находят в земле личные вещи солдат, осколки снарядов  и многое другое. Все найденные вещи хранятся в музее или у родственников погибших бойцов.

Логопед ставит на мольберт картинку «Следопыты».

А вы хотите стать следопытами и оказаться на том месте, где шли бои.

ОД. Да.

Л. Закройте глаза. Представьте картину боя. (Звучат залпы орудий). Бой закончен. Откройте глаза. А вот и то место, где много лет назад шел бой.

Логопед подводит детей к ящикам с песком.

Л. Возьмите лопатки и начинайте раскопки.

Дети находят в песке картинки  и письмо.

Л. Молодцы! Какие вы зоркие и внимательные!

 

  1. Чтение логопедом адаптированного рассказа Л. Кассиля «Сестра». [Развитие речевого слуха.]

Логопед предлагает сесть удобно и послушать текст письма.

Куда: Москва.

Кому: Редакция журнала «Мурзилка».

«Рассказ «Сестра».

От кого: Писатель Лев Абрамович Кассиль.

Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». 

Вдруг слышит: кто-то тихонько его трогает. Открыл Иван глаза, видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, — медицинская сестра из отряда. Вынимает из сумки бинт и начинает перевязывать рану — осторожно, чтобы не больно. 

«Кругом бой, а она приползла», — подумал Иван и спросил: Дозвольте узнать, как вас зовут. — Надя зовут, Надя Балашова — отвечает медсестра.  — Спасибо, сестрица! — говорит Иван Котлов. 

Перевязала Надя раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место. 

  1. Беседа по прочитанному. [Развитие связной речи. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Словарная работа.]

Логопед помещает на магнитную доску первую иллюстрацию «Раненый солдат».

Л. Как начинается рассказ? Что произошло с солдатом Иваном Котловым во время боя?

ПОД. Пошёл в бой солдат Иван Котлов. Ударила Ивана фашистская пуля. Руку пробила и в грудь попала. Упал Иван. А товарищи вперёд ушли, врага гнать. Лежит Иван один в снегу и думает: «Конец мой приходит. Умру сейчас». 

Детям могут быть заданы наводящие вопросы. Кто пошел в бой? Как звали солдата? Какая пуля ударила Ивана? Куда попала? Что пробила? Куда ушли товарищи? О чем думал Иван, лежа в снегу?

Логопед помещает на магнитную доску вторую иллюстрацию «Медсестра».

Л. Кто пришел к нему на помощь?

ПОД. К нему на помощь приползла медсестра.

Л. Как он узнал об этом?

ПОД. Он услышал, что кто-то тихонько его трогает. Открыл Иван глаза, видит: подползла к нему девушка, на сумке красный крест, — медицинская сестра из отряда.

Детям могут быть заданы наводящие вопросы. Кого увидел Иван, когда открыл глаза? Как он узнал, что это медсестра?

Логопед помещает на магнитную доску третью иллюстрацию «Медсестра перевязывает раненого».

Л. Правильно. Как медсестра перевязывала рану Ивану Котлову?

ПОД. Медсестра перевязывала рану Ивану Котлову осторожно, чтобы не было больно.

Л. Верно.

Л. О чем подумал Иван?

ПОД.  Кругом бой, а она приползла.

Л. Почему медсестра не подошла, не подбежала, а подползла?

ПОД. Медсестра подползла, потому что кругом шел бой.

Л. О чем спросил Иван девушку?

ПОД. Иван спросил: «Как вас зовут?»

Л. Что ответила медсестра?

ПОД. Медсестра ответила: «Надя зовут, Надя Балашова».

Л. Как Иван Котлов назвал Надю Балашову?

ПОД. Иван Котлов назвал Надю Балашову сестрицей.

Логопед помещает на магнитную доску четвертую иллюстрацию «Медсестра тащит раненого».

Л. Расскажите, как Надя спасла Ивана.

ПОД. Перевязала Надя раненого, взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой и потащила в безопасное место.

Л. Молодцы. Вы были собранные и внимательные и очень хорошо ответили на мои вопросы.

  1. Упражнение «Защитники Отечества». [Координация речи с движениями, пальчиковая гимнастика]

Л. Следующее упражнение «Защитники Отечества» (автор текста О. Крупенчук).

 

Логопед ставит картинку «Защитники Отечества», предлагает детям встать и выполнить упражнение.

  1. Защитники отечества
  2. Не допустят к нам войну,
  3. Бравые солдаты
  4. Защитят свою страну:
  5. Пограничник, вертолётчик,
  6. Врач военный и танкист.
  7. А ещё – десантник, лётчик,
  8. Снайпер и артиллерист.

 

  1. Правую ладонь держать горизонтально на уровне груди вниз, а левую сжать в кулак. Менять положение рук.
  2. Руки отвести от себя
  3. Правую ладонь держать горизонтально на уровне груди вниз, а левую сжать в кулак. Менять положение рук.
  4. Руки соединить перед собой

5-6. Поочередно соединять одноименные пальцы обеих рук с большими пальцами колечком.

7-8. Поочередно соединять одноименные пальцы обеих рук с большими пальцами колечком.

 Л. Молодцы! Отважные защитники!

  1. Подвижное упражнение «Разведчики» [Развитие наблюдательности. Координация движений].

Л. Следующее упражнение «Разведчики»

 Логопед ставит картинку «Разведчики», предлагает детям построиться друг за другом, ставит в произвольном порядке три стула, выбирает разведчика и командира.

Л. Разведчик идет через минное поле, обходя мины с любой стороны, а командир, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

(Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.)

Л. Молодцы, смелые разведчики!

  1. Повторное чтение рассказа логопедом. [Развитие речевого слуха.]

Логопед еще раз читает рассказ, предупредив о последующем пересказе. Иллюстрации остаются на магнитной доске.

  1. Коллективное составление плана пересказа. [Развитие памяти, планирующей функции речи.]

Л. С чего вы начнете свой рассказ?

ПОД. Мы расскажем о том, как солдат пошел в бой и был ранен.

Л. О чем вы будете рассказывать дальше?

ПОД. Потом мы расскажем о том, как к Ивану Котлову подползла медсестра.

Л. Что вы опишите потом?

ПОД. Нужно рассказать, как медсестра перевязала Ивана.

Л. Что следует рассказать дальше?

ПОД. И в конце нужно рассказать, как медсестра вытащила Ивана в безопасное место.

Л. Молодцы, вы составили план рассказа.

  1. Пауза для подготовки детей к пересказу.
  1. Пересказ рассказа детьми с опорой на картинки. [Развитие связной речи.]

Л. Молодцы! Вы очень умные ребята!

  1. Рассказывание стихотворения «Фронтовая сестричка». Автор Т.А. Шорыгина. [Работа над общими речевыми навыками].

Л. Можно ли назвать Надю Балашову и Ивана Котлова героями войны?

ПОД. Их можно назвать героями войны, потому что медсестра спасла солдата, а Иван Котлов защищал Родину.

Л. А сейчас  Миша прочитает стихотворение «Фронтовая сестричка» автора Т.А. Шорыгиной.

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка: «Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!» —

Все позабыла: опасность и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла!

Многих сестричка от смерти спасла!

Л. Спасибо, Миша, за чудесное стихотворение.

  1. Упражнение «Зажжем свечу». [Развитие грамматической стороны речи (подбор определений).]

Л. Как люди стараются сохранить память о тех, кто сражался за Родину?

ПОД. В память о героях были воздвигнуты памятники. Их именами называли улицы, города, зажжен Вечный огонь.

Логопед ставит картинку «Свеча».

Л. Давайте и мы с вами зажжем свечу, искорку Вечного огня. Передаем свечу друг другу и скажем, какими были герои (победители)

ПОД. Храбрыми, бесстрашными, сильными, смелыми, отважными, выносливыми, добрыми и т.д.

  1. Упражнение «Морской бой». [Развитие грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.]

Л. Наша военная тренировка продолжается. Предлагаю вам поиграть в «Морской бой».

Логопед ставит картинку «Морская база».

Л. Перед вами морская база. Заштрихованные клетки – это палубы. Вам необходимо поразить 6 вражеских целей. Цель поражена, если правильно составлено предложение. Попадаешь, если грамотно построишь высказывание, например: Я бью по двум вертолётам (четырём ракетам и т.д.).

1-ый ребенок. Я бью по четырем самолетам.

2-ой ребенок. Я бью по пяти лодкам.

3-ий ребенок. Я бью по одной ракете.

4-ый ребенок. Я бью по двум вертолетам.

5-ый ребенок. Я бью по трем танкам.

6-ой ребенок. Я бью по шести пулеметам.

Л. Молодцы. Вы справились с очень трудной задачей.

  1. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Л. Наша военная тренировка подошла к концу. Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?

Л. Вас ждет заслуженная награда. Для вручения приглашаю главнокомандующего детским садом Лидию Петровну.

Заведующая ДОУ поздравляет детей и вручает георгиевские ленточки.

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация