Опубликовано: 12.06.2022 г.
Автор: Голубь Альбина Ирековна,
воспитатель,
МДОУ «ДС №11 «Ромашка»,
г. Стрежевой
Современного человека, живущего в 21 веке, окружает множество проблем. Одной из наиболее острых и насущных, на мой взгляд, является проблема человечности и взаимопонимания. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, не замечаем, что стали грубее, эгоистичней, невнимательней не только к окружающим нас людям, но и к своим близким. Порой можно увидеть детей, разговаривающих со взрослыми неподобающим образом.
Откуда же у эмоционально отзывчивого по природе своей ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли взрослых? Ведь порой, мы сами того не замечая, становимся для своего ребенка примером бескультурья и равнодушия.
Наверняка вы не раз становились свидетелями детских капризов в торговых центрах. Например, ребенок в ультимативной форме, с истеричными нотками в голосе, требует у мамы купить какую- либо игрушку, либо приглянувшееся ему лакомство. С сожалением должна отметить, что современная мама в лучшем случае отмахнется от малыша сухим «нет денег», а в худшем и вовсе опустится на его уровень, начав кричать громче своего чада, тем самым только усугубляя и без того накалившуюся ситуацию.
«Почему так происходит? И что с этим делать?», спросите вы. Давайте попытаемся вместе разобрать в этом непростом вопросе.
Сегодня мы живем с вами в мирное время, в достатке, и можем позволить себе побаловать ребенка самыми разными способами: купить ему ту одежду, которая ему нравится; приготовить то блюдо, которое он хочет в данный момент…. Само по себе это в общем не плохо. Однако такое изобилие зачастую порождает в детях неуважение, я бы даже сказала пренебрежение к окружающей действительности. Ведь ребенок, не знавший в своей жизни голода и лишений, принимает окружающие его блага как данность и искренне не понимает, когда ему вдруг в чем-либо отказывают.
Я ни в коем случае не призываю вас в воспитательных целях лишать собственного ребенка чего бы то ни было. На мой взгляд, все значительно проще. Если в жизни вашего малыша недостаточно воспитательных примеров, то вам на помощь придут детские авторы, в арсенале которых огромное множество поучительных историй.
Представьте себе ситуацию: вы едете в транспорте дальнего следования, рядом сидит ребенок, как принято сейчас говорить гиперактивный. Такому ребенку, как правило, очень трудно усидеть на месте, он ерзает, капризничает и в конце концов находит себе развлечение-бить ногами спинку стула.
Для решения проблемы у родителей есть несколько вариантов.
Первый: начать ругать ребенка, без конца одергивать его, и тем самым испортить настроение от поездки и себе, и ему. Да еще потом ребенка и калачом не заманишь в транспорт.
Второй вариант: предложить малышу послушать произведение Драгунского из серии» Денискины рассказы» «Чики-брык», в котором автор рассказывает о том, как папа пошел на хитрость и завлек непоседливых детей фокусами, например, отрывание живого пальца или втиранием монетки.
Ну и наконец, третий вариант: воспользоваться идеей Драгунского и самому на время стать для малыша фокусником.
Как вы считаете, при каком варианте дети будут вспоминать о поездке с восторгом?
Рассказы Драгунского из серии «Денискины рассказы»-это вообще кладезь для любого родителя или воспитателя. Приведу еще один пример: как научить ребенка бережно относиться к еде. Нам на помощь приходит еще один рассказ Драгунского, называется он «Арбузный переулок».
Можно сколько угодно говорить малышу: если ты не голоден, оставь хлеб на тарелке, не ломай его, не бросай; не откусывай хлеб один раз, чтоб потом выбросить, ведь хлеб достается тяжелым трудом!
Чем бесконечно пытаться внушать ребенку прописные истины, лучше прочесть ему очередное произведение того же Драгунского «Арбузный переулок», где главная мысль состоит в том, что все познается в сравнении. Главный герой рассказа, Денис, позволял себе ковыряться в еде и выражать недовольство пенками до тех пор, пока не услышал рассказ отца о голодном военном времени. Он понял, что его капризы неуместны и тут же без разговоров съел весь суп. Рассказ учит ребенка ценить то, что у него есть и с благодарностью принимать пищу, которая попадает на наш стол.
В жизни каждой семьи может произойти ситуация, когда ребенок впервые совершает плохой поступок: это может быть драка, хулиганство или даже кража. Родителям не всегда хватает жизненных примеров, чтобы предупредить ребенка о каких-либо социальных опасностях. Вот тут- то и приходят на помощь небольшие поучительные рассказы еще одного детского автора, Николая Носова, который учит ребят дружить и быть справедливыми, находчивыми, помогать друг другу, не унывать и многим другим вещам:
- не бояться труда, настойчиво добиваться своей цели («Заплатка», «Огородники», «Ступеньки»);
- умению исправлять свои ошибки («Ступеньки», «Карасик», «Огурцы»);
- говорить правду, не обманывать («Карасик», «Фантазеры», «Огурцы»);
- способности побороть свои страхи («Живая шляпа», «Затейники»)
Формирование моральных и этических норм должно начинаться еще в раннем детстве, когда наибольшее влияние на личность оказывает семья. С первых дней появления на свет ребенок начинает познавать законы окружающего мира, с его помощью он совершенствует свои чувства, развивает ум и волю. Помощником для родителей в этом непростом деле как раз и должна стать детская литература.
Известнейшие детские писатели Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Корней Иванович Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Не менее важно продолжение этого великого дела и в стенах детского сада. Литература является одним из средств, которое помогает расширить кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка, оказывает сильное морально-идейное воздействие, объединяет детский коллектив.
Размышляя о нравственном воспитании средствами художественной литературы, русские методисты Виктор Владимирович Виноградов и Цезарь Павлович Балталон писали, что «Нравственное воспитание детей совсем не достигается путем рассуждения с ним о морали и добродетели...Нравственно воспитательная задача при прочтении состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых героев»
Проблема воспитания нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном же обществе данная проблема приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место заняли телевизор и компьютер. К тому же, персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
Не случайно психологи не рекомендуют смотреть мультфильмы малышам до трех лет. В этом возрасте восприятие ребенка сенсорное, поэтому дети не осознают смысл или сюжет, им просто интересно наблюдать, как на экране что -то мелькает. Тогда как книги рекомендуют читать ребенку вслух буквально с первых дней жизни.
Многие посчитают, что в наш век, век развития компьютерных технологий, не актуально говорить о чтении. Книги часто заменяются просмотром телепередач, компьютерными играми. Средства массовой информации так же стремительно вытесняют такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.
Современная техника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабляет интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Таким образом, проблема сохранения интереса к книге, чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда.
В нашей группе есть одна очень застенчивая девочка. Она обычно неохотно участвует в беседах и обсуждениях, говорит односложно либо вообще отмалчивается. Однажды всем родителям было предложено прочитать дома с детьми какой-нибудь рассказ, обсудить его, чтобы ребенок уловил суть произведения и смог сделать краткий пересказ в группе. Надо сказать, что родители подошли к этому со всей ответственностью. Дети с удовольствие пересказывали прочитанные произведения, живо описывали главных героев, их поступки, говорили о том, чему учит произведение. И вот дошла очередь до нашей скромницы. К моему удивлению девочку как подменили. Она так живо, взахлеб стала пересказывать сюжет, и даже попыталась передать диалог героев в лицах! И думается мне, что увлекла ее не просто книга сама по себе, а именно эмоциональное обсуждение прочитанного с мамой.
Идет время. Меняется мир. Изменяется общество. Неизменным остается одно-познавательное и нравственное значение книги. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, как созвучные с миром ребенка, так и неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. Благодаря книге ребенок, переживая совместно с героем его неудачи и победы, преодолевает свои собственные страхи и трудности. А родителям и воспитателям книга помогает взглянуть на мир глазами детей.