Опубликовано: 28.06.2022 г.
Автор: Баева Олеся Мстиславовна,
Воспитатель,
МДОУ ДС общеразвивающего вида № 71
г. Комсомольска-на-Амуре
1. Введение
- Основная часть
2.1 Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников
- Возрастные особенности детей раннего возраста
- Особенности развития речи детей раннего возраста
- Театрализованные технологии в дошкольном образовании
- Практическая часть
3.1 Цель, задачи проекта
3.2 Формы и методы реализации проекта
3.3 План реализации проекта
- Заключение
- Список используемой литературы
Дошкольное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Именно речевое развитие, его объём, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн в труде “К психологии речи” писал: “Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам”. Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связанна с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развитии
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывает театрализованная деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Актуальность.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Театр и театрализованные игры - одно из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников.
С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.
Караманенко Т. Н. и Караманенко Ю. Г. разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем - работы Г. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.
В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации в детском саду.
Как указывал выдающийся отечественный психолог Эльконин Д.Б., ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, опосредована образом действия, при этом процесс формирования образа действий с предметом есть одновременно и процесс отожествления ребенка с взрослым.
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Карпинской Н., Николанчевой А., Фурминой Л., Ворошниной Л. и др. Они указывали не только на возможности, но и на конкретные механизмы детского изобразительного действия в раннем возрасте, однако в настоящее время именно этот возраст обделен вниманием педагогов, занимающихся развитием творческих способностей у детей, в частности, средствами театрализованной деятельности.
Действительно, в раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к моделированию и далее - к изобразительному действию («Как папа…», «Как мама…»), при этом называя себя именами тех людей, действия которых воспроизводит; другими словами, он уже не подражает, а изображает взрослого.
Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании речи - важной познавательной функции. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимаемой) речи, поскольку понимание рассказа, сказки подчас не опирается на конкретную наглядную ситуацию, речь идет о том, чего сам ребенок в данный момент не видит - здесь требуется опора на воображение. Так, в народной манере «сказывания» взрослый показывает сам и просит ребенка: «Покажи, как…?» (дед бил яичко, мышка бежала, хвостиком махнула и т.п.).
Как указывает Палагина Н.Н., понимание условного действия - это начало воображения. Взаимодействие взрослого с ребенком позволяет последнему уже на втором году жизни понимать мнимое действие («как будто»).
Народная педагогика широко использует включение ребенка второго года жизни в воображаемые ситуации. Так, ребенок счастливо смеется, когда взрослый с шутливо-угрожающим выражением лица делает рожки из пальцев («Идет коза рогатая…») или предлагает «покататься на лошадке», усаживая на колени («По кочкам, по ухабам…»).
На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка становится началом любого творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности с игрушками будет способствовать и освоению предметно-орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, предметное восприятие, память, воображение.
Только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.
Под театральными играми ученые понимают «игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».
Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка. Исследования по логопедической ритмике, проведенные Г.А. Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т.д.).
Возрастные особенности детей раннего возраста.
В возрастной психологии период жизни ребенка от одного года до трех лет называют ранним возрастом или периодом раннего детства. В этом возрасте ребенок осваивает общественно-выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодействии с взрослым, а затем самостоятельно. Как указывал выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин, ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия; при этом процесс формирования образа действий с предметом есть одновременно и процесс отождествления ребенка с взрослым.
Классики отечественной детской психологии указывали не только на возможности, но и на конкретные механизмы детского изобразительного действия в раннем возрасте, однако в настоящее время именно этот возраст обделен вниманием педагогов, занимающихся развитием творческих способностей у детей, в частности, средствами театрализованной деятельности.
Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку
В раннем детстве в жизни ребенка происходит интенсивное эмоциональное развитие. По мнению А.И. Захарова, «именно в это время ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока». У ребенка существует повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих и, в первую очередь, родителей.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами, развиваются действия соотносящие и орудийные.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Ранний возраст - возраст зарождения сюжетно-ролевой игры.
Задача воспитателя формировать в этом возрасте предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками. Также воспитатель должен учить выполнять несколько игровых действий, объеденных сюжетной канвой. Подводить к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.
К третьему году основной формой мышления становится наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувство гордости, стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Кризис трех лет - это один из значимых этапов становления личности.
Г.С. Абрамова называет этот этап периодом активного, эмоционального, двигательного и др. освоения ребенком нового для него психологического пространства, в котором формируется Я - концепция. «Ребенок ведет борьбу за свое место, свое психологическое пространство с явно превосходящими его силами взрослых. Он не может объяснить и понять, он только чувствует, взрослые должны помочь найти форму для проявления этих чувств. Взрослые должны понимать его, а не он их…А взрослые…взрослые часто требуют понимания от малыша, не желая (не умея!) понимать его». . .
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и сверстниками и др.
Задача воспитателя в этот период - формировать опыт поведения в среде сверстников и взрослых. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям. А также содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфортности и защищенности.
Период раннего детства - чрезвычайно интенсивный в плане развития: физического, психического, социального; у ребенка формируются фундаментальные личностные образования, в том числе и эмоции. Ни в какой иной возрастной период психика ребенка не будет развиваться так динамично. Это возрастной период, когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут воспитаны в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.
В данный период закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает основные моральные нормы, принятые в нашем обществе нормы поведения.
Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Возникает самостоятельная игровая деятельность.
Таким образом, ранний возраст - важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления об доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.
Знание возрастных особенностей имеет немало важное значение в работе с детьми раннего возраста. Это помогает педагогу применять в своей деятельности формы, методы доступные для понимания и усвоения данной категорией детей.
Также огромную роль играет и знание особенностей развития речи детей раннего возраста, потому что темп освоения речи у каждого ребенка индивидуальный.
Особенности развития речи детей раннего возраста.
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и познавательное развитие. Вспомним, что дети овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года- 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Было бы ошибочно предполагать, что все это приходит спонтанно, само собой. Чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослым, которое способствует формированию речи и мышления.
На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят от состояния слуха. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучании, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь, таким образом, установить контакт со взрослым.
Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные слоги, различные звукосочетания. В 2-3 мес. появляется гуление, а в 3-4 мес.- лепет. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого - произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.
Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8-9 мес., другие - в гг. 2 мес., а некоторые еще позднее.
В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют его родном языке, а некоторые из них невозможно даже воспроизвести.
Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит с ним доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.
К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к ,г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие- меньше и менее отчетливо. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет огромное значение для его дальнейшего развития.
Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью.
На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь.
До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии определенной ситуации эту функцию выполняет словопредложение (например, «Би-Би»).
Со второй половины второго года ребенок чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а 1г. 10 мес. употребляет двух-, четырехсловные предложения.
Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.
К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.
На втором году жизни дети начинают более четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо «дай», «сянки» вместо «санки»).
Для двухлетнего ребенка в полнее закономерным несовершенство произносительной стороны речи неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов.
Речь детей под направлением взрослого быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Однако способность к различении. И обобщению в этот период постоянно совершенствуется. Независимо от цвета, формы величины дети узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. (Чашка- это посуда. Из чашки пьют.)
Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнение просьбы, поручения), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать в своем словаре глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.
Наряду с фактом быстрого пополнения словаря речь детей данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка - овладение его грамматической структурой.
Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся звуков. К концу третьего года многие дети правильно произносят все звуки. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков.
Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить очень рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако если к концу третьего года жизни ребенок не заговорил, его необходимо показать специалисту.
Театрализованные технологии в дошкольном образовании.
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельность исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании.
Русские народные игры и потешки способствуют развитию интеллекта и речи. Малышам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Слова напеваются ритмично, выполняя движения руками в такт песенке или стихотворению. Очень важно играть с интересом, весело, подчеркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Скоро ребенок запомнит связь между словами и движениями и сам станет стараться повторять их со взрослыми.
Любое детское стихотворение может стать основой для пальчиковой игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. игры с пальчиками помогают развить в ребенке сообразительность, воображение, фантазию, усидчивость, память, внимание.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т.д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Уже годовалому крохе полезно играть со взрослыми в забавные и веселые игры. Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. С помощью пальчиков можно объяснить и показать все от игрушек до чисел и букв. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Ребенку 2-3 лет нравятся игры с энергичными движениями рук - «забиваем гвозди», «пилим стол», «месим тесто».
Существует много видов театра, используемых в дошкольном образовании, а также на группах раннего возраста: пальчиковый театр, перчаточный театр, театр руковичек, театр резиновой игрушки, театр картинок, театр кружек, театр народной игрушки.
Система управления театральными куклами.
Для всех видов кукольных театров, о которых шла речь выше, способ управления один и тот же. Игрушка должна «ожить» в руках взрослого и начать «разговаривать» с малышами. Для этого во время чтения потешки, пения песенки или участия в сказке кукла должна в такт речи взрослого плавно покачиваться, общаясь с детьми.
Если нужно управлять одновременно двумя игрушками, то та, которая в данный момент «говорит», покачивается, а другая в это время замирает в руках взрослого и внимательно «слушает». Затем наоборот, та, которая «слушала», начинает плавно покачиваться в ритме речи взрослого, а другая в это время внимательно «слушает».
Прежде чем показать детям какую-либо сказку, нужно провести этюды с куклами, то есть познакомить малышей с каждым героем поочередно: показать куклу, назвать ее, предложить малышам потрогать ее, рассмотреть вместе с ними все ее части, (например, где у нее глазки, носик, ротик, ушки, хвостик), дать детям самим внимательно изучить игрушку, поиграть с ней. Затем нужно прочитать им потешку, спеть песенку о данном персонаже (лучше не один, а несколько раз подряд). Показывать одну и ту же игрушку нужно также несколько раз, при этом внимательно наблюдать за реакцией детей. Когда станет ясно, что дети хорошо «изучили» данную игрушку, можно показывать следующую и так далее.
После того, как малыши познакомятся со всеми персонажами, можно начинать показ самой сказки. Спектакль должен сопровождаться песенками героев или народными мелодиями.
Очень хорошо знакомить детей с новыми сказками, но и периодически возвращаться к хорошо знакомым. Для детей это будет настоящим подарком. Они с радостью вспомнят сказку, узнав полюбившихся персонажей, будут активно реагировать на происходящее, хлопая в ладошки, болтая ножками, улыбаясь и героям, и ведущим.
После просмотра каждого спектакля можно прочитать малышам одноименную сказку и вместе рассмотреть иллюстрации, повторяя пройденный материал. Пусть дети покажут на картинках героев сказки, а также продемонстрируют, как рычит волк, как блеет коза, как кудахчет курочка, как лает собачка.
Можно предложить малышам поиграть в игру «Мама и дети». Правила игры следующие: указывая на изображение козы, взрослый проговаривает звукоподражание «бе-бе» низким голосом, указывая на козлят, изображает те же звуки уже высоким голосом. Точно так же можно поиграть с курочкой и цыплятками, с собакой и щенком.
Есть еще одна игра, в которую с удовольствием играют дети после просмотра спектакля, - это «Найди свою маму». Из старых книжек нужно вырезать и наклеить на картон изображения козы и козлят, курочки и цыплят, собаки и щенят. Затем поочередно показывать ребенку карточки с изображением детенышей, а он должен найти изображения мам этих малышей.
Таким образом, можно сделать вывод, что виды кукольных театров многообразны, они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и делают жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.
Практическая часть.
Цель проекта: развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную деятельность; разработать модель ознакомления детей с театрализованной деятельностью.
Гипотеза: если использовать систематически в совместной деятельности детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей; инсценировки посредством различных видов театра потешек, стихотворений, то речь ребенка улучшится.
Задачи:
- развитие речевой активности детей; работа над речью, интонациями;
- работа над речью, интонациями;
- последовательное знакомство детей с видами театра; с приемами вождения настольных кукол;
- развитие артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);
- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
- обогащать знания детей о театре;
- заинтересовать родителей в обогащении, изготовлении своими руками разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома и детьми.
Ресурсное обеспечение:
- настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба»
- пальчиковый театр: «Теремок», «Репка»
- костюмы к потешке «Два веселых гуся», к сказке «Репка»
- сюжетные картинки
- дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», мозаика «Репка».
Участники проекта:
- воспитатели,
- дети раннего возраста,
- родители воспитанников.
Методы и приёмы обучения.
Игровые: - использование элементов подвижной игры
- сюрпризные моменты
- имитационные движения с элементами звукоподражания
- обыгрывание текста
Словесные: - повторение речевого материала
- вопросы
- использование текстов с повторяющимися элементами
- чтение произведений со звукоподражаниями
- договаривание слов, фраз
- похвала
Наглядные: - использование иллюстраций к текстам
- ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения, с мелодией (пение детских песенок)
- использование игрушек, персонажей кукольного театра.
Взаимодействие с родителями:
- изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра, театра кружек, пальчикового театра
- пошив костюмов для театрализованной деятельности
- консультации на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей раннего возраста»
- итоговое мероприятие по проектной деятельности – показ спектакля «Репка».
Сроки реализации проекта: июль 2022 – октябрь 2022 г.
Формы и методы реализации проекта
Раздел |
Виды деятельности |
Речь и речевое общение |
- Рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; - чтение стихотворений, потешек; - пение детских песенок «Два веселых гуся», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки», «Песенка мамонтенка», - инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Два веселых гуся»; - прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Сказка об умном мышонке», «Кот и лиса», «Муха-цокотуха». |
Игровая деятельность |
- Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся» - Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»; - Сюжетно-ролевая игра «В театре» - Игра «Превращение» - Строительная игра «Теремок» |
Музыкальная деятельность |
- Слушание музыкальных произведений - Пение детских песенок - Разучивание танцевальных движений |
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
1) Опрос родителей «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»
Срок реализации: Июль
Ответственные: Воспитатели
Результат: Наглядная информация для родителей: папка «Театр как средство формирования речи у детей раннего возраста».
2) Анкетирование родителей на тему: «Речевое развитие ребенка» (см. приложение 1)
Срок реализации: Июль
3) Разработка проекта в группе.
Срок реализации: Июль
Ответственные: Воспитатели
Результат: Проект «По страницам сказок».
4) Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Срок реализации: Август
Ответственные: Воспитатели
Результат: Конкурс «Золотые руки мам» .
Основной этап
1) Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить уголок различными театрами: настольный, пальчиковый, кукольный).
Срок реализации: Август
Ответственные: Воспитатели, родители.
Результат: Схемы, эскизы. Мастер- класс по изготовлению.
2) Просмотр музыкального кукольного спектакля «Три пятачка»
Срок реализации: Август
Ответственные: Воспитатели, старший педагог.
Результат: Побуждение интереса детей к театральной деятельности.
3) Активное использование в совместной деятельности с детьми различных видов театра. (см. приложение 2)
4) Обыгрывание этюдов, потешек, сказок в индивидуальной и коллективной работе.
Срок реализации: Сентябрь
Ответственные: Воспитатели, старший педагог.
Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.
5) Репетиции спектакля «Репка» с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале для настоящих зрителей: дети, родители, педагоги. (см. приложение 3)
Срок реализации: Сентябрь
Ответственные: Воспитатели.
Результат: Приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства.
Заключительный этап
1) Смотр-конкурс работ родителей.
Срок реализации: Октябрь
Ответственные: Администрация ДОУ, воспитатели.
Результат: Формирование у родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.
2) Показ спектакля «Репка».
Срок реализации: Октябрь
Ответственные: Воспитатели.
Результат: Развитие способности к импровизации, речевой активности детей.
3) Обновление предметно-развивающей среды, театрального уголка.
Срок реализации: Октябрь
Ответственные: Воспитатели, родители.
Результат: Приобретение ширмы, уголка пальчикового театра и театра резиновых игрушек, народных костюмов, разнообразных видов масок.
Ожидаемый результат:
- Участие в проекте 80% семей группы;
- Знакомство родителей и детей с историей театра, его видами, способов изготовления и обыгрывания;
- Приобретение и изготовление театров родителями для дальнейшего использования;
- Развитие эмоционального фона и речи малышей.
Заключение.
Работая с малышами, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Постепенно стал формироваться интерес детей к театрализованным играм. Организовывались просмотры небольших кукольных спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок. Мы начали знакомство с театральной игрой через игры - имитации. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .
Благодаря системным занятиям у детей развилась активная речь и выработались игровые умения.
Работая без поддержки родителей, трудно достичь высоких результатов. Поэтому было проведено анкетирование родителей. По итогам анкетирования были разработаны рекомендации для родителей, консультации, оформлены информационный стенд и папки-передвижки. На каждом собрании показывались видеоролики по театрализованной деятельности с участием их детей. Родители проявили заинтересованность и с удовольствием откликнулись помочь в создании театрального уголка в группе.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе театрализованных игр.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности были достигнуты положительные результаты в работе по данной теме. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создаёт психологический комфорт прибывания детей в дошкольном учреждении.
Список используемой литературы:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Москва «Мозаика – синтез» 2010 г.
- А Е Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»,
Москва 2003 г.
- Л. В. Артёмова «Театрализованные игры дошкольников»,
Москва» Просвещение» 1991 г.
- М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»,
Москва, 2001 г.
- О. А. Шорохова «Играем в сказку», М «Творческий центр»
2007г.
Приложение 1.
Анкета для родителей
- Фамилия, имя ребенка ___
- Дата рождения ___ ___
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
- Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___
- Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___
- Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___
- Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___
- Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___
- Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___
- Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ___
Приложение 2.
- Этюд «Котик серенький» (для театра кружек).
Для проведения этого этюда потребуется кружка с наклеенным изображением котика.
Ведущий держит в руке кружку и читает первое четверостишие потешки ласковым и нежным голосом. Второе четверостишие - поет на любую колыбельную мелодию (сочиненную самим или хорошо знакомую).
После показа этюда обязательно нужно объяснить малышам трудные для понимания слова, например «печурочка», а затем задать вопросы (см. ниже) по содержанию потешки.
Котик серенький присел
На печурочке,
(Поставьте кружку с изображением котика на стол.)
И тихонько запел
Песню Юрочке.
(Можно называть имена конкретных малышей.)
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
(Покачивайте кружкой из стороны в сторону,
чтобы у ребенка появилось впечатление, что котик поет.)
Вопросы детям:
. Кто запел песенку?
. Кого разбудил котик своей песенкой?
. Как поет песенку котик? Спой!
- «Идет коза рогатая» (для театра народной деревянной игрушки)
Для проведения этого этюда понадобится деревянная игрушка козы. Ведущий (воспитатель) показывает игрушку детям и читает потешку. Затем, читая ее вместе с детьми, он учит их управлять этой игрушкой, согласуя движения с ритмом текста потешки и побуждая произносить текст выразительно.
Выучив с малышами потешку наизусть, ведущий может задать им вопросы по тексту потешки.
Ведущий:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
(Ребенок ведет козу по столу).
Ребенок (с игрушкой) Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю.
(Покачивает игрушкой из стороны в сторону.)
- Этюд «Курочка-рябушечка» (для театра картинок на фланелеграфе).
Для проведения этюда потребуется: фланелеграф и картинка с изображением курочки.
Ведущий выкладывает на фланелеграфе картинку курочки и читает малышам несколько раз потешку. Затем задает им вопросы (приведены ниже) по содержанию.
После этого нужно выучить с детьми потешку наизусть и прочитать ее по ролям, предложив детям роль курочки. Затем можно поменяться ролями, предложив малышам роль ведущего.
Курочка-рябушечка
Ведущий: Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
Ребенок: На речку.
Ведущий: Зачем ты пошла?
Ребенок: За водичкой.
Ведущий: Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
Ребенок: Цыпляток поить.
Ведущий: Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
Ребенок: Пи-пи-пи,
пи-пи-пи!
Вопросы детям:
. Кто пошел на речку?
. Зачем курочка пошла на речку?
. Зачем курочке водичка?
. Как цыплятки просят пить?
Приложение 3.
Сценарий русской народной сказки «Репка» для 1 мл. группы
Действующие лица:
Бабушка-сказочница
Дед
Бабка
Внучка
Собачка Жучка
Кошка
Мышка
Репка
Бабушка-сказочница:
«Жили-были дед с бабкой. Как-то раз посадил дед репку» (держась за руки, выходят дед с репкой, дед репку «сажает»)
«Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет - потянет, вытянуть – не может. Позвал дед бабку»
Дед:
«Бабка! Пойдем репку тянуть!» (выходит бабка, держится за поясницу, кряхтит – ой-ой)
Бабушка-сказочница:
«Стали они репку вместе тянуть – дедка за репку, бабка за дедку – тянут, потянут, вытянуть – не могут. Позвала бабка внучку»
Бабка:
«Внучка! Пойдем репку тянуть!» (выходит внучка вприпрыжку, ручки на юбочке, поет песенку – ля-ля-ля)
Бабушка-сказочница:
«Стали они репку втроем тянуть – дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку – тянут, потянут, вытянуть – не могут. Позвала внучка Жучку»
Внучка:
«Жучка! Пойдем репку тянуть!» (выходит собачка Жучка, гавкает аф-аф-аф)
Бабушка-сказочница:
«Стали они вчетвером репку тянуть – дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку – тянут, потянут, вытянуть - не могут. Позвала Жучка кошку»
Жучка:
«Кошка! Пойдем репку тянуть!» (выходит кошка, мяукает мяу-мяу-мяу)
Бабушка-сказочница:
«Стали они репку впятером тянуть: дедка за репку, бабка за дедку, внучка а бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку - тянут, потянут, вытянуть – не могут. Ух, устали!» (проводят по лбу рукой, тяжело вздыхают)
«Позвала кошка мышку»
Кошка:
«Мышка! Пойдем репку тянуть!» (выбегает мышка на носочка, пищит пи-пи-пи)
Бабушка-сказочница:
«Стали они репку все вместе тянуть: дедка за репку, бабку за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. Тянут, потянут, тянут, потянут – вытянули репку!»
«Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!»
(актеры поворачиваются к зрителю лицом, берутся за руки, поднимают руки вверх - кланяются).