0+



 

Опубликовано: 14.07.2022 г.

Автор: Попова Ирина Александровна,
Воспитатель ДОО,
МБДОУ №4
Г.Усть-Лабинск

Современные дети очень отличаются от предыдущих поколений. Можно с уверенностью   сказать, что все они рождаются  уже  с  «цифровыми технологиями»  в голове. Вы наверняка наблюдали, как  малыши, которым  еще не исполнилось   и   1  года,  проявляют активный  пользовательский  интерес  к телефонам  и планшетам   родителей?   Они  осваивают современные гаджеты  в течение очень быстрого времени,  и  к 2 годам  пользуются телефонами и планшетами, возможно, лучше  некоторых  взрослых.  Эти замечательные   способности к освоению мира цифровых технологий и различных схем  детей нового поколения,   мы можем  и должны использовать для оптимизации  и решения воспитательно-образовательных  задач ДОО.  Помочь в этом способна технология мнемотехники.

Мнемотические схемы мы широко используем в  в нашем дошкольном учреждении в процессе образовательной деятельности. Мнемотехника помогает решить  нам  сразу несколько задач:

- развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, словесно-логической;

- развитие логического мышления  ( умение  анализировать, систематизировать);

- развитие образного мышления (кодирование любой информации);

- развитие смекалки, тренировка памяти;

- развитие умения устанавливать причинно-следственной связи в событиях (рассаказах);

- развитие творческого подсознания.

В речевом развитии суть мнемосхем  заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка-символ (изображение) и таким образом, весь текст зарисовывается схематично, и ребенок, глядя на эти схемы, легко воспроизводит текстовую  информацию.

Схемы служат зрительным планом для создания монологов и помогают детям выстраивать:

-строение рассказа;

-последовательность рассказа;

-заучивать наизусть стихотворения;

-лексико-грамматическую наполняемость.

Мнемотаблицы  служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи. Они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов. Мнемотаблица – это орудие, которое помогает  детям выделить в предмете  или их отношениях,   самые существенные признаки, которые должны  войти  в  содержание рассказа. Она учит фиксировать полученные результаты в доступной детям,  схематичной форме.

В младших группах мнемотаблицы используются  при направляющей деятельности воспитателя, а в старших  группах дети  должны уметь пользоваться таблицами самостоятельно.

Как любая работа, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.  Первоначально мы учим детей условному обозначению любых предметов и начинаем  с использования символической аналогии – это обобщенный своеобразный графический  образ  объекта. С символической  аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни. Речь человека записывается буквами – символами звуков, цифрами и т.д.

Например, можно обозначать персонажей сказок геометрическими фигурами разных размеров  и цветов. Дети быстро выкладывают сказку и без труда ее рассказывают.( Например: сказка  «Лиса и журавль» - лиса – оранжевый треугольник, журавль  синий прямоугольник)

Начиная работу с детьми раннего возраста мы используем  мнемоквадраты. С их помощью ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами – видим,  руками –определяем форму и материал, носом чувствуем запахи, ушами – слышим речь, звуки. И уже на основе  этого опыта выстраиваем общение с ребенком, тем самым формируя умение  воспроизводить представление об  объекте.

Затем,  мы учим детей понимать мнемодорожки. Мнемодорожка – это полоска бумаги, на которой схематично в цветной форме появляются  изображения сказок или особенности времен года. Она несет обучающую информацию в необходимом количестве

В процессе обучения детей формированию  элементарных математических представлений,  мы также используем приемы  мнемотехники, условно обозначая действия, которые необходимо сделать,   при помощи мнемосхем, мнемотаблиц  и мнемодорожек. С помощью  мнемосхем дети  легче  и быстрее учатся  ориентироваться в пространстве. Также мнемодорожки  используются для проведения математических диктантов, в составлении простых задач. Например, при проведении графического диктанта по ориентированию на листе бумаги мы использовали мнемодрожку,  на которой схематично обозначены углы ( правый верхний, правый нижний, левый верхний угол и левый нижний, точка – это центр листа  и геометрические фигуры,  которые необходимо располагать в соответствующей части листа).

В целом, мнемотехника помогает   педагогу и в процессе решения  воспитательных  задач.  Чтобы дети быстрее освоили навыки гигиены,   мы широко используем мнемотические  схемы – алгоритмы.  В группах младшего и раннего возрастов, дети учатся самообслуживанию  и мнемосхемы очень помогают оптимизировать и автоматизировать эти процессы, способствуя  быстрому запоминанию последовательности действий.   Схемы, которые мы широко используем в своей работе схема : умывания,  алгоритм  раздевания – одевания ко сну и на прогулку, схема расположения одежды и обуви в шкафчиках  и т.п.

Мнемосхемы и мнемотаблицы  мы также предоставляем  родителям,  для того, чтобы  они  могли использовать их в домашних условиях для закрепления   всех этих навыков с детьми.  Работа с мнемосхемами в совместном взаимодействии воспитателей  с  родителями способствует оптимизации   воспитательно-образовательной  работы с детьми

         В заключении хочется отметить, что использование мнемотических схем, таблиц и дорожек способствует оптимизации  воспитательно-образовательной работы  и автоматизирует  у детей  полученные знания, умения и навыки.

Список используемой литературы.

  1. Наглядно-дидактическое пособие  Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» ; изд-во Книголюб, 2005г
  2. Полянкая Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Сиб. «Детство – Пресс», 2010г.
  3. Е.А. Юзбекова «Ступеньки творчества» Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва. Изд-во ЛИНКА-ПЕСС, 2006г.
  4. Онлайн-марафон «Мнемотехника – развитие памяти», форум «Педагоги России», 2021г.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация