Опубликовано: 14.07.2022 г.
Автор: Попова Ирина Александровна,
Воспитатель ДОО,
МБДОУ №4
Г.Усть-Лабинск
Современные дети очень отличаются от предыдущих поколений. Можно с уверенностью сказать, что все они рождаются уже с «цифровыми технологиями» в голове. Вы наверняка наблюдали, как малыши, которым еще не исполнилось и 1 года, проявляют активный пользовательский интерес к телефонам и планшетам родителей? Они осваивают современные гаджеты в течение очень быстрого времени, и к 2 годам пользуются телефонами и планшетами, возможно, лучше некоторых взрослых. Эти замечательные способности к освоению мира цифровых технологий и различных схем детей нового поколения, мы можем и должны использовать для оптимизации и решения воспитательно-образовательных задач ДОО. Помочь в этом способна технология мнемотехники.
Мнемотические схемы мы широко используем в в нашем дошкольном учреждении в процессе образовательной деятельности. Мнемотехника помогает решить нам сразу несколько задач:
- развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, словесно-логической;
- развитие логического мышления ( умение анализировать, систематизировать);
- развитие образного мышления (кодирование любой информации);
- развитие смекалки, тренировка памяти;
- развитие умения устанавливать причинно-следственной связи в событиях (рассаказах);
- развитие творческого подсознания.
В речевом развитии суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка-символ (изображение) и таким образом, весь текст зарисовывается схематично, и ребенок, глядя на эти схемы, легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат зрительным планом для создания монологов и помогают детям выстраивать:
-строение рассказа;
-последовательность рассказа;
-заучивать наизусть стихотворения;
-лексико-грамматическую наполняемость.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи. Они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов. Мнемотаблица – это орудие, которое помогает детям выделить в предмете или их отношениях, самые существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученные результаты в доступной детям, схематичной форме.
В младших группах мнемотаблицы используются при направляющей деятельности воспитателя, а в старших группах дети должны уметь пользоваться таблицами самостоятельно.
Как любая работа, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Первоначально мы учим детей условному обозначению любых предметов и начинаем с использования символической аналогии – это обобщенный своеобразный графический образ объекта. С символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни. Речь человека записывается буквами – символами звуков, цифрами и т.д.
Например, можно обозначать персонажей сказок геометрическими фигурами разных размеров и цветов. Дети быстро выкладывают сказку и без труда ее рассказывают.( Например: сказка «Лиса и журавль» - лиса – оранжевый треугольник, журавль синий прямоугольник)
Начиная работу с детьми раннего возраста мы используем мнемоквадраты. С их помощью ребенок обследует окружающий мир с помощью разных рецепторов: глазами – видим, руками –определяем форму и материал, носом чувствуем запахи, ушами – слышим речь, звуки. И уже на основе этого опыта выстраиваем общение с ребенком, тем самым формируя умение воспроизводить представление об объекте.
Затем, мы учим детей понимать мнемодорожки. Мнемодорожка – это полоска бумаги, на которой схематично в цветной форме появляются изображения сказок или особенности времен года. Она несет обучающую информацию в необходимом количестве
В процессе обучения детей формированию элементарных математических представлений, мы также используем приемы мнемотехники, условно обозначая действия, которые необходимо сделать, при помощи мнемосхем, мнемотаблиц и мнемодорожек. С помощью мнемосхем дети легче и быстрее учатся ориентироваться в пространстве. Также мнемодорожки используются для проведения математических диктантов, в составлении простых задач. Например, при проведении графического диктанта по ориентированию на листе бумаги мы использовали мнемодрожку, на которой схематично обозначены углы ( правый верхний, правый нижний, левый верхний угол и левый нижний, точка – это центр листа и геометрические фигуры, которые необходимо располагать в соответствующей части листа).
В целом, мнемотехника помогает педагогу и в процессе решения воспитательных задач. Чтобы дети быстрее освоили навыки гигиены, мы широко используем мнемотические схемы – алгоритмы. В группах младшего и раннего возрастов, дети учатся самообслуживанию и мнемосхемы очень помогают оптимизировать и автоматизировать эти процессы, способствуя быстрому запоминанию последовательности действий. Схемы, которые мы широко используем в своей работе схема : умывания, алгоритм раздевания – одевания ко сну и на прогулку, схема расположения одежды и обуви в шкафчиках и т.п.
Мнемосхемы и мнемотаблицы мы также предоставляем родителям, для того, чтобы они могли использовать их в домашних условиях для закрепления всех этих навыков с детьми. Работа с мнемосхемами в совместном взаимодействии воспитателей с родителями способствует оптимизации воспитательно-образовательной работы с детьми
В заключении хочется отметить, что использование мнемотических схем, таблиц и дорожек способствует оптимизации воспитательно-образовательной работы и автоматизирует у детей полученные знания, умения и навыки.
Список используемой литературы.
- Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» ; изд-во Книголюб, 2005г
- Полянкая Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Сиб. «Детство – Пресс», 2010г.
- Е.А. Юзбекова «Ступеньки творчества» Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва. Изд-во ЛИНКА-ПЕСС, 2006г.
- Онлайн-марафон «Мнемотехника – развитие памяти», форум «Педагоги России», 2021г.