Опубликовано: 03.08.2022 г.
Автор: Федина Евгения Николаевна,
воспитатель,
г.Северск
МБДОУ «Детский сад №44»
Для определения содержания технологии развивающей игры, следует раскрыть сущность технологии вообще. Так понятие педагогической технологии сформулировано Г.К. Селевко: система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве, и приводящая к намеченным результатам.
Педагогическая технология должна обладать следующими методологическими требованиями:
1) концептуальностью: опорой на какую-либо конкретную научную теорию, применимую для реализации педагогической цели в игре;
2) системностью: целостностью, логикой процесса, взаимосвязью всех своих структурных элементов, включая следующие:
- концептуальную основу, под которой понимается научная база для построения технологии,
- содержательный компонент,
- процессуальную часть (организацию игрового процесса, методы и формы игровой деятельности ее участников и работы ее организатора в лице педагога);
3) управляемостью: диагностическим целеполаганием, планированием,
проектированием, поэтапной диагностикой, коррекцией результатов;
4) эффективностью: гарантией достижения определенных результатов;
5) воспроизводимостью: возможностью использовать ту или иную игровую технологию повторно и в разных условиях.
Таким образом, содержание педагогической технологии в целом можно свести к совокупности педагогических методов, форм, средств и психологопедагогических условий, обеспечивающих систему программирования и планирования учебно-воспитательной работы в соответствии с четко установленным образцом, постоянного мониторинга ее результатов и их коррекции.
В связи с этим технологию развивающей игры можно определить как совокупность методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и педагогических условий, обеспечивающих систему планирования и реализации процесса игры в соответствии с установленными игровыми этапами, на которых реализуются цель и соответствующие задачи, ориентированные на достижение результата - повышение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
В 50-е годы прошлого столетия для развития познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, творчества и воображения у детей в возрасте от года до семи лет стали применятся разноцветные счетные палочки Дж. Кюизенера. Игровой технологией были предусмотрены поэтапные двухуровневые занятия, согласно которой сначала дети играют с палочками как с конструктором (изучение цвета, формы), а затем с дидактическим материалом для обучения элементарным арифметическим операциям. Логические блоки З.П. Дьенеша (набор из 48 геометрических фигур разного цвета, размера, формы и объема и карточек с описанием признаков этих фигур) имеют своей целью постепенное знакомство детей от 3 лет с понятием размера, формы и цвета на наглядной основе. Настоящая игра способствует формированию у детей элементарных знаний в области математики, а также информатики; получает развитие их восприятие, память, внимание и воображение, словесно-логическое и аналитическое мышление, творческие способности.
Вариантом развивающей игры представляются игры с использованием ТРИЗ-технологий, основанные на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера. Эти игры представлены в педагогической практике разработками А.А. Гина. Целью этих игр являются развитие речи, творческого воображения, а также таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне. Сущность игр в ТРИЗ-педагогике сводится к поиску многовариантных решений различных междисциплинарных задач и загадок, выполнению творческих заданий.
В.В Воскобовичем на основе технологических разработок Б.П. Никитина и Н.А. Зайцева была предложена их фактически синтезированная и модернизированная версия. Его игры направлены на интеллектуальнотворческое развитие ребенка: его «Сказочные лабиринты игры», а затем «Сказки Фиолетового леса» представляют собой гармоничную игровую среду, сочетающую конкретные упражнения (математические игры:« Геоконт-конструктор», «Квадрат Воскобовича»,« Чудо-крестики» и другие; игры с буквами, звуками, слогами и словами: «Складушки», «Теремки Воскобовича», «Тысячеслов» и другие) с методической сказкой, сюжетно объединяющей последние. Технология игры ориентирована на последовательное вовлечение, погружение детей в возрасте от 3 до 7 лет в игровую деятельность (как в совместную со взрослым, так и в самостоятельную) с постепенно усложняющимся дидактическим материалом, в процессе освоения которого у последних отмечалось развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, мелкой моторики; запоминание цвета и формы, букв и цифр; формирование навыков чтения.
Таким образом, технологию развивающей игры можно определить как совокупность методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и педагогических условий, обеспечивающих систему планирования и реализации процесса игры в соответствии с установленными игровыми этапами, на которых реализуются цель и соответствующие задачи, ориентированные на достижение результата - повышение уровня интеллектуального развития старшего дошкольника. Игра призвана детерминировать успешную реализацию познавательной активности ребенка в целом.