Опубликовано: 21.09.2022 г.
Автор: Поршнева Виктория Сергеевна, учитель-логопед
МАДОУ ЦРР –детский сад № 5 «Карусель» ГОЩ
Задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей о празднике 1 сентября;
- закрепить понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»; обобщающее понятие «школьные принадлежности»;
- развивать память, логическое мышление, внимание.
- формировать навыки учебной деятельности.
- развивать речь детей, умение отвечать на вопросы полным ответом.
- упражнять в образовании существительных множественного числа; умении отгадывать загадки. Активизировать словарь по теме.
- воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желание учиться и получать знания.
Демонстрационный материал: школьные принадлежности: портфель, ручка, пенал, карандаш, линейка, ластик, тетрадь.
Ход НОД.
Организационный момент. Логопед звонит в колокольчик. Просит детей занять свои места.
- Ребята, послушайте внимательно загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - … (Ответ: Осень)
- Это время года …?
Дети. Осень!
Логопед:
- Правильно.
- Дети, назовите первый осенний месяц.
Дети. Сентябрь.
Логопед: Какой праздник отмечает вся страна в сентябре?
Дети. День знаний или 1 сентября.
Логопед:
- Почему его так называют?
Дети высказывают свои предположения.
Логопед читает стихотворение В. Баевой «День знаний».
Есть осенью особый день,
Цветами он всегда украшен,
И утром рано встать не лень
Счастливым первоклашкам.
Горят глаза, в руках букет,
И сердце замирает,
В преддверье радостных побед
Их школа так и манит.
Прекрасен этот первый день,
С него учебный год начнётся,
В мир новых знаний отворится дверь,
Поэтому, Днём Знаний он зовется.
Логопед:
- 1 сентября – день непростой, это праздник начала нового учебного года. В этот день все дети нарядные с большими букетами цветов идут в школу. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Поэтому этот день называют «День знаний».
Логопед:
- Дети, а что такое школа?
Дети. Школа – это место, где учатся дети, где дети получают новые знания.
Логопед:
- Чему учат в школе?
Дети высказывают свои предположения.
Логопед:
- Как называют детей, которые учатся в школе?
Дети. Ученики.
Логопед:
- Кто учит детей?
Дети. Учитель.
Логопед:
- Дети, что такое урок?
Дети. Урок, это занятие, где учитель сообщает ученикам что-то новое, интересное, спрашивает учеников, ставит им оценки.
Логопед предлагает детям отгадать загадку.
Шёл урок, а он молчал-
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел …
Дети. Звонок.
Логопед:
- Правильно, звонок.
- Чтобы собрать всех учеников школы на урок, звенит громкий звонок. И о том, что урок закончился, тоже сообщает звонок.
- А у нас есть колокольчик, который собрал нас всех вместе.
(Логопед звонит в колокольчик)
- А еще в школе бывают переменки.
- Дети, что такое перемена?
Дети высказывают свои предположения.
Логопед:
- И у нас с вами сейчас перемена.
Логопед звонит в колокольчик и предлагает детям отдохнуть.
Физкультминутка.
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Логопед:
- Дети, а вы знаете, как надо вести себя в школе на уроках?
Дети. На уроке надо внимательно слушать учителя, не баловаться, не отвлекать соседа, на переменах не бегать и не толкаться, нельзя кричать, надо здороваться с другими учителями и взрослыми в школе.
Логопед:
- Правильно. Мы сейчас проверим, как вы себя будете вести в школе.
Проводится словесная игра «Правила поведения в школе»
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и… (внимательным)
Всё пиши, не отставая,
Слушай не… (перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё… (понятно).
Если хочешь отвечать
Надо руку …(поднимать).
На математике считают,
На перемене …(отдыхают)
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать)
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно …(руку).
Знай, закончился урок,
Коль, услышал ты… (звонок).
Чтоб не тревожились врачи,
На перемене не …(кричи).
Логопед:
- Молодцы, вы все знаете правила поведения в школе.
- Дети, а зачем надо учиться в школе?
Дети. Чтобы быть умными, любознательными, всё знать, получить хорошее образование.
Логопед:
- Конечно, чтобы получить новые знания, узнать много интересного, быть образованным человеком, нужно хорошо учиться в школе.
- На уроках у каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки.
(После того, как дети отгадали загадку, отгадки – предметы выкладывают на стол).
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней (книга).
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое Я? (тетрадь)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая,
Сделать ровную черту,
Всем я помогаю (линейка).
Как ему работу дашь,
Зря трудился карандаш (ластик).
Отгадай, что за вещица?
Острый клювик, а не птица?
Этим клювиком она,
Сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки? (ручка).
Должен каждый ученик,
В школу брать с собой…. (дневник).
Я дружу с карандашами,
А они, конечно, с вами.
Не сижу я без работы,
Коль рисуете вы что-то.
Наточу я карандаш,
Нарисуете пейзаж (точилка).
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, ластик, скрепки, кнопки,
Что угодно для души (пенал).
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это…(карандаш)
Логопед:
-Дети, как можно назвать все эти предметы одним словом?
Дети. Школьные принадлежности.
Логопед:
- Правильно, это школьные принадлежности.
- А куда мы положим все школьные принадлежности? (в портфель)
Логопед показывает портфель.
- Дети, помогите мне собрать все школьные принадлежности в портфель.
Логопед берёт предмет, называет его, а дети образовывают существительное множественного числа.
Ручка – ручки, пенал – пеналы, карандаш – карандаши, точилка – точилки, тетрадь – тетради и т.д.
Логопед:
- Дети, этот портфель будет лежать в моём кабинете и вы сможете играть, быть учениками и учителем.
Итог.
Логопед:
- Дети, о каком празднике мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы сегодня узнали на занятии?