0+



 

Опубликовано: 27.09.2022 г.

Автор: Баушева Надежда Владимировна,
Воспитатель 1КК,
Филиал МДОУ «Детский сад п.Заря» - Толмачевский детский сад,
Алапаевский район, Свердловская область

Аннотация

         С развитием интернета и засильем  мультфильмов иностранного производства на телевизионных экранах, читать детям стали значительно меньше. Компьютер, телевизор в поединке с книгой без труда выходят  на первое место: смотреть зрелище легче и интереснее, не требует затрат времени взрослого. Поэтому ребенок чаще сидит у телевизора, чем ему читают   книгу. И это грустно.

Но всё-таки, сказки есть в каждом доме  и в  детском саду, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о добре и зле, веру в добро.

         В данной разработке в игровой форме представлены интересные задания познавательного и речевого  развития детей среднего и старшего дошкольного возраста по теме русских народных сказок. В ходе образовательной деятельности дети выполняют задания на речевое развитие, развитие логического мышления, внимания, при разных формах организации: групповой, индивидуальной, в парах.

С помощью дидактического пособия «Книга сказок», дети смогут с интересом выполнять игровые задания.

Данная методическая разработка может быть полезна для воспитателей, социальных педагогов и для родителей детей дошкольного возраста.

 Непосредственно Методическая разработка

 Участники образовательной деятельности: дети шестого года жизни, педагог;

Форма: совместная образовательная  деятельность;

Форма организации: групповая;

Длительность: 20 минут  (возможен  открытый временной конец);

Образовательная область: «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»

Цель: создание условий для развития у детей интереса к русским народным сказкам;

Задачи образовательной деятельности:

обучающие:

  • Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам;
  • Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план;
  • Расширить словарный запас в соответствии с темой.

развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления;
  • Развивать речевую и познавательную активность детей.
  • Развивать мышление, воображение, наблюдательность;
  • Развивать моторику руки;
  • Развивать умение действовать в соответствии словесной инструкции.

воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  • Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.
  • Содействовать воспитанию умения работать в парах,  группах; слушать сверстников, высказывать свою точку зрения;

Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательная, игровая.

Технологии: технология сотрудничества.

Методы и приемы:

Словесные: загадка, стихотворение, объяснение, диалог, повторение, словестно-математический диктант.

Наглядные: яркие иллюстрации сказок, мнемотаблица, слайды.

Игровые: создание проблемной ситуации, подвижная игра «Теремок», дидактические игры, игровые упражнения.

Практические: выполнение заданий познавательного и коммуникативного  характера;

Стимулирование и мотивация: создание проблемной ситуации,  похвала, нахождение ярких иллюстраций, оценка деятельности детей, иллюстрации в подарок.

Методы воздействия на эмоциональную сферу: эмоциональный настрой «Здравствуйте!», доброжелательное общение педагога с детьми,  веселая подвижная игра в «Теремок», рефлексия.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация со слайдами, дидактическое пособие «Книга сказок», иллюстрации к сказкам, конструктор «Большие бусины.  Полидрон»,  обруч, колокольчик, мягкий конструктор для тропинки, дуга, шкатулка.

Художественное слово: загадки, стихотворение «Слова в шкатулке»

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, работа с мнемотаблицами.

Активизация словаря:  по теме «Русские народные сказки», иллюстрации

Планируемый результат в виде целевых ориентиров:

  • дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, способны договариваться, работая в парах;
  • дети проявляют любознательность, умеют логически мыслить;
  • дети способны составить описательный рассказ с опорой на наглядный план.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Вводный этап.

Приветствие.

Эмоциональный настрой «Здравствуйте!»  (Легкое музыкальное сопровождение)

(Приложение № 1)

Сюрпризный момент «Книга сказок»

 

Проблемная ситуация

Книга сказок без страниц

Педагог встречает детей, здоровается,

Проводит эмоциональный настрой «Здравствуйте!

- Обращает внимание детей на книгу сказок

- вопросом: «Что же делать?» мотивирует детей на решение проблемной ситуации

Дети улыбаются,

знакомятся с воспитателем,

выражают свое настроение.

Видят книгу сказок, которая оказывается пустой.

Дети рассматривают книгу без страниц,

высказывают свои предположения.

Создание в группе положительного эмоционального фона;

Установление дружеских отношений, настрой на сотрудничество.

Основной этап

- Для того,  чтобы собрать  все страницы книги сказок, нужно отправиться в путешествие в сказочный Играй-городок.

 -  А вы любите путешествовать?

- В каких городах вы побывали?

- На чем туда  добирались?

- А какие виды сказочного транспорта вы знаете?                      ( Приложение №2)

Педагог объясняет  детям, что собрать страницы из книги сказок можно по дороге в сказочный Играй-городок.

Задает вопросы детям

Внимательно слушают и решают отправиться в путешествие, и собрать все страницы книги.

Активизируют внимание, отвечают на вопросы.

Получают первую страницу из книги сказок

Настрой на сотрудничество

Умение вести диалог

Проявление любознательности

- Попасть в Играй-городок мы сможем по «Тропинке загадок»

 Звучит колокольчик.

Дети с педагогом находят загадку о лисе

(Приложение № 3), отгадывают.

Появляется слайд с лисой.

- А как в сказках называют лису?

-Давайте попробуем рассказать о лисе. В этом нам поможет такая схема.

Обращает внимание на звук колокольчика, напоминает детям, что они на тропинке загадок.

Загадывает загадку

Задает вопрос о лисе

 Дети идут по «Тропинке загадок», слышат звон колокольчика, находят загадку

Активное взаимодействие со сверстниками и с взрослым

Умение логически мыслить

 

 

Работа с мнемотаблицей

(Приложение № 4)

    

По окончанию рассказа о лисе,  дети получают следующую страницу

- Вот и нашлась СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА нашей книги!

(Приложение № 5)

Предлагает детям рассказать о лисе, используя схему - мнемотаблицу

Помогает в рассказе с помощью схемы и дополнительных вопросов.

Вручает страницу

Концентрируют внимание, рассматривая мнемотаблицу, прислушиваются к мнению друг друга, выражают собственные суждения

 Рассказ детей по схеме.

Помещают страницу в «Книгу сказок»

Дети активно взаимодействует со сверстниками, 

Способны составить описательный рассказ с опорой на наглядный план

Дети двигаются дальше. Звуковой сигнал колокольчика.

Дидактическая игра «Кого не хватает?

Появляется слайд Теремок. На нем все животные, кроме лягушки.

- Что вы видите на экране?

Назовите всех животных.

- Кого не хватает на слайде?

 Дидактическая игра «Соберем бусы для лягушки»

(Приложение № 6)

По окончанию игры появляется следующая страница из книги сказок

(Приложение № 7)

Обращает внимание на слайд, задает вопросы.

 

Рассказывает детям о том, что лягушка бусы потеряла и предлагает помочь ей.

Проводит игру, дает словестные инструкции, задает вопросы.

Благодарит  детей. Вручает следующую страницу.

Отгадывают сказку.

Называют всех животных

Отвечают на вопрос

Дети включаются в игровую ситуацию

Собирают бусы

в соответствии со словесной инструкцией.

Отвечают на вопросы.

Помещают страницу в «Книгу сказок»

Настрой на предстоящую деятельность

  

Умеют логически мыслить

Способны договариваться, работая в парах

 

- Вот мы и добрались до Играй –городка, а это  ПОЛЯНА ИГР (Слайд с поляной)

Подвижная игра «Теремок» 

 

 Объясняет правила игры о поочередном лазании в обруч для того, чтобы поселиться в Теремке (один, в паре, в тройке и т.д.)

Одевают шапочки героев теремка. Действуют в соответствии с правилами игры

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

- А вот  и ФОНТАН  ЧУДЕС.

(Слайд с фонтаном) Перед детьми шкатулка

Дидактическая игра «Загадки в шкатулке»

(Приложение №8)

После выполнения условий игры, дети получают несколько страниц для «Книги сказок»

(Приложение № 9)

Читает стихотворение,

объясняет правила игры

Проявляет уважение к детским высказываниям

Дети находят в шкатулке пазлы  к иллюстрациям сказок. Восстанавливают иллюстрации,

называют сказки.

Помещают в «Книгу сказок» шесть иллюстраций

Развитие моторики руки.

Умение логически мыслить при восстановлении иллюстраций

Заключительный этап

Итог. Рефлексия

-  Посмотрите, какую книгу смогли мы собрать.  Вы все молодцы.

- Какие мы сказки сегодня вспомнили с вами, что мы сегодня доброе сделали

 - Что было интересным для вас?

- В чем вы испытывали трудности?

- Что у вас получалось лучше всего?

Игровое упражнение

«Раз, два, три – клубочек в садик нас  верни! »

Педагог и дети прощаются

Воспитатель обращает внимание детей на «Книгу сказок» с собранными страницами

Предлагает участвовать в обсуждении, задаёт вопросы детям, активизирует обсуждение.

Педагог выражает детям слова признательности. Оставляет в подарок страницы-иллюстрации сказок, прощается.

Дети обращают внимание Книгу сказок» с собранными страницами

Слушают,

эмоционально реагируют.

Отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ и анализ деятельность своих сверстников

Умение анализировать свою деятельность и деятельность своих сверстников

Эмоционально отзывчивы и доброжелательны друг к другу и к окружающим.


Список используемой литературы

1.  Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др.- СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,  2016-352с.

2.  Пикулева Н.В., Слово на ладошке, М., «Новая школа», 2006г., с. 236

Интернет источники:

1.     yandex.ru, иллюстрации к сказкам, картинки

Приложения

Приложение № 1

         Эмоциональный настрой:  « Здравствуйте!»

Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие слухового внимания.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья  прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?!

Приложение № 2

Вторая страница из  «Книги сказок»

1

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Загадка

В шубке теплой этот зверь,

Ходит каждый Божий день,

Он умен, хитер, опасен,

А вот внешне он прекрасен! (лисица)

Рассказ детей по схеме                                                           Приложение № 4

 

Дидактическая задача: используя мнемотаблицу сделать описательный рассказ

2

Примерное описание

Это лиса, она рыжего цвета, у лисы большой пушистый хвост. У лисы короткие лапы, тёмно-серого цвета. Мордочка вытянутая, (заострённая) с длинными чёрными ушками, хитрыми глазками. Тело лисы покрыто густой мягкой шерстью, живет лиса в норе, питается лиса мышами, кроликами, зайцами. Детенышей лисы зовут  лисятами.

Приложение № 5

Вторая страница из  «Книги сказок»

3

Приложение № 6

Дидактическая игра «Соберем бусы для лягушки»

 

Игровая задача: умение детей активно взаимодействовать со сверстниками, способность  договариваться, умение правильно выбрать деталь, основываясь на словесную инструкцию.

Форма организации: в парах.

Приложение № 7

Третья страница из  «Книги сказок»

4

Приложение №  8

Дидактическая игра «Загадки в шкатулке»

Игровые задачи:   подобрать пазлы к нужной иллюстрации

Форма организации: индивидуальная

        

- Вот шкатулка у меня,

 В них я спрятала слова.

 Мы шкатулку открываем,

 Что в ней спрятано узнаем.

Описание игровых действий: в шкатулке находятся   пазлы  к  иллюстрациям  сказок. Дети  находят нужные  пазлы к иллюстрациям  сказок, вставляют на место, называют сказки.

Приложение №  9

                          Страницы из  «Книги сказок»

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация