Опубликовано: 27.09.2022 г.
Автор: Баушева Надежда Владимировна,
Воспитатель 1КК,
Филиал МДОУ «Детский сад п.Заря» - Толмачевский детский сад,
Алапаевский район, Свердловская область
Аннотация
С развитием интернета и засильем мультфильмов иностранного производства на телевизионных экранах, читать детям стали значительно меньше. Компьютер, телевизор в поединке с книгой без труда выходят на первое место: смотреть зрелище легче и интереснее, не требует затрат времени взрослого. Поэтому ребенок чаще сидит у телевизора, чем ему читают книгу. И это грустно.
Но всё-таки, сказки есть в каждом доме и в детском саду, и читают их детям всех возрастов в дошкольном периоде. Дети берут из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о добре и зле, веру в добро.
В данной разработке в игровой форме представлены интересные задания познавательного и речевого развития детей среднего и старшего дошкольного возраста по теме русских народных сказок. В ходе образовательной деятельности дети выполняют задания на речевое развитие, развитие логического мышления, внимания, при разных формах организации: групповой, индивидуальной, в парах.
С помощью дидактического пособия «Книга сказок», дети смогут с интересом выполнять игровые задания.
Данная методическая разработка может быть полезна для воспитателей, социальных педагогов и для родителей детей дошкольного возраста.
Непосредственно Методическая разработка
Участники образовательной деятельности: дети шестого года жизни, педагог;
Форма: совместная образовательная деятельность;
Форма организации: групповая;
Длительность: 20 минут (возможен открытый временной конец);
Образовательная область: «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»
Цель: создание условий для развития у детей интереса к русским народным сказкам;
Задачи образовательной деятельности:
обучающие:
- Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам;
- Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план;
- Расширить словарный запас в соответствии с темой.
развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления;
- Развивать речевую и познавательную активность детей.
- Развивать мышление, воображение, наблюдательность;
- Развивать моторику руки;
- Развивать умение действовать в соответствии словесной инструкции.
воспитательные:
- Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
- Формировать навык сотрудничества, доброжелательность.
- Содействовать воспитанию умения работать в парах, группах; слушать сверстников, высказывать свою точку зрения;
Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательная, игровая.
Технологии: технология сотрудничества.
Методы и приемы:
Словесные: загадка, стихотворение, объяснение, диалог, повторение, словестно-математический диктант.
Наглядные: яркие иллюстрации сказок, мнемотаблица, слайды.
Игровые: создание проблемной ситуации, подвижная игра «Теремок», дидактические игры, игровые упражнения.
Практические: выполнение заданий познавательного и коммуникативного характера;
Стимулирование и мотивация: создание проблемной ситуации, похвала, нахождение ярких иллюстраций, оценка деятельности детей, иллюстрации в подарок.
Методы воздействия на эмоциональную сферу: эмоциональный настрой «Здравствуйте!», доброжелательное общение педагога с детьми, веселая подвижная игра в «Теремок», рефлексия.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация со слайдами, дидактическое пособие «Книга сказок», иллюстрации к сказкам, конструктор «Большие бусины. Полидрон», обруч, колокольчик, мягкий конструктор для тропинки, дуга, шкатулка.
Художественное слово: загадки, стихотворение «Слова в шкатулке»
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, работа с мнемотаблицами.
Активизация словаря: по теме «Русские народные сказки», иллюстрации
Планируемый результат в виде целевых ориентиров:
- дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, способны договариваться, работая в парах;
- дети проявляют любознательность, умеют логически мыслить;
- дети способны составить описательный рассказ с опорой на наглядный план.
Этапы (последовательность) деятельности |
Содержание |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
Вводный этап. |
Приветствие. Эмоциональный настрой «Здравствуйте!» (Легкое музыкальное сопровождение) (Приложение № 1) Сюрпризный момент «Книга сказок»
Проблемная ситуация Книга сказок без страниц |
Педагог встречает детей, здоровается, Проводит эмоциональный настрой «Здравствуйте! - Обращает внимание детей на книгу сказок - вопросом: «Что же делать?» мотивирует детей на решение проблемной ситуации |
Дети улыбаются, знакомятся с воспитателем, выражают свое настроение. Видят книгу сказок, которая оказывается пустой. Дети рассматривают книгу без страниц, высказывают свои предположения. |
Создание в группе положительного эмоционального фона; Установление дружеских отношений, настрой на сотрудничество. |
Основной этап |
- Для того, чтобы собрать все страницы книги сказок, нужно отправиться в путешествие в сказочный Играй-городок. - А вы любите путешествовать? - В каких городах вы побывали? - На чем туда добирались? - А какие виды сказочного транспорта вы знаете? ( Приложение №2) |
Педагог объясняет детям, что собрать страницы из книги сказок можно по дороге в сказочный Играй-городок. Задает вопросы детям |
Внимательно слушают и решают отправиться в путешествие, и собрать все страницы книги. Активизируют внимание, отвечают на вопросы. Получают первую страницу из книги сказок |
Настрой на сотрудничество Умение вести диалог Проявление любознательности |
- Попасть в Играй-городок мы сможем по «Тропинке загадок» Звучит колокольчик. Дети с педагогом находят загадку о лисе (Приложение № 3), отгадывают. Появляется слайд с лисой. - А как в сказках называют лису? -Давайте попробуем рассказать о лисе. В этом нам поможет такая схема. |
Обращает внимание на звук колокольчика, напоминает детям, что они на тропинке загадок. Загадывает загадку Задает вопрос о лисе |
Дети идут по «Тропинке загадок», слышат звон колокольчика, находят загадку |
Активное взаимодействие со сверстниками и с взрослым Умение логически мыслить |
|
Работа с мнемотаблицей (Приложение № 4)
По окончанию рассказа о лисе, дети получают следующую страницу - Вот и нашлась СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА нашей книги! (Приложение № 5) |
Предлагает детям рассказать о лисе, используя схему - мнемотаблицу Помогает в рассказе с помощью схемы и дополнительных вопросов. Вручает страницу |
Концентрируют внимание, рассматривая мнемотаблицу, прислушиваются к мнению друг друга, выражают собственные суждения Рассказ детей по схеме. Помещают страницу в «Книгу сказок» |
Дети активно взаимодействует со сверстниками, Способны составить описательный рассказ с опорой на наглядный план |
|
Дети двигаются дальше. Звуковой сигнал колокольчика. Дидактическая игра «Кого не хватает? Появляется слайд Теремок. На нем все животные, кроме лягушки. - Что вы видите на экране? Назовите всех животных. - Кого не хватает на слайде? Дидактическая игра «Соберем бусы для лягушки» (Приложение № 6) По окончанию игры появляется следующая страница из книги сказок (Приложение № 7) |
Обращает внимание на слайд, задает вопросы.
Рассказывает детям о том, что лягушка бусы потеряла и предлагает помочь ей. Проводит игру, дает словестные инструкции, задает вопросы. Благодарит детей. Вручает следующую страницу. |
Отгадывают сказку. Называют всех животных Отвечают на вопрос Дети включаются в игровую ситуацию Собирают бусы в соответствии со словесной инструкцией. Отвечают на вопросы. Помещают страницу в «Книгу сказок» |
Настрой на предстоящую деятельность
Умеют логически мыслить Способны договариваться, работая в парах |
|
- Вот мы и добрались до Играй –городка, а это ПОЛЯНА ИГР (Слайд с поляной) Подвижная игра «Теремок»
|
Объясняет правила игры о поочередном лазании в обруч для того, чтобы поселиться в Теремке (один, в паре, в тройке и т.д.) |
Одевают шапочки героев теремка. Действуют в соответствии с правилами игры |
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка |
|
- А вот и ФОНТАН ЧУДЕС. (Слайд с фонтаном) Перед детьми шкатулка Дидактическая игра «Загадки в шкатулке» (Приложение №8) После выполнения условий игры, дети получают несколько страниц для «Книги сказок» (Приложение № 9) |
Читает стихотворение, объясняет правила игры Проявляет уважение к детским высказываниям |
Дети находят в шкатулке пазлы к иллюстрациям сказок. Восстанавливают иллюстрации, называют сказки. Помещают в «Книгу сказок» шесть иллюстраций |
Развитие моторики руки. Умение логически мыслить при восстановлении иллюстраций |
|
Заключительный этап Итог. Рефлексия |
- Посмотрите, какую книгу смогли мы собрать. Вы все молодцы. - Какие мы сказки сегодня вспомнили с вами, что мы сегодня доброе сделали - Что было интересным для вас? - В чем вы испытывали трудности? - Что у вас получалось лучше всего? Игровое упражнение «Раз, два, три – клубочек в садик нас верни! » Педагог и дети прощаются |
Воспитатель обращает внимание детей на «Книгу сказок» с собранными страницами Предлагает участвовать в обсуждении, задаёт вопросы детям, активизирует обсуждение. Педагог выражает детям слова признательности. Оставляет в подарок страницы-иллюстрации сказок, прощается. |
Дети обращают внимание Книгу сказок» с собранными страницами Слушают, эмоционально реагируют. Отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ и анализ деятельность своих сверстников |
Умение анализировать свою деятельность и деятельность своих сверстников Эмоционально отзывчивы и доброжелательны друг к другу и к окружающим. |
Список используемой литературы
1. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования. Разработано в соответствии с ФГОС / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др.- СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016-352с.
2. Пикулева Н.В., Слово на ладошке, М., «Новая школа», 2006г., с. 236
Интернет источники:
1. yandex.ru, иллюстрации к сказкам, картинки
Приложения
Приложение № 1
Эмоциональный настрой: « Здравствуйте!»
Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие слухового внимания.
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?!
Приложение № 2
Вторая страница из «Книги сказок»
Приложение № 3
Загадка
В шубке теплой этот зверь, Ходит каждый Божий день, Он умен, хитер, опасен, А вот внешне он прекрасен! (лисица) |
Рассказ детей по схеме Приложение № 4
Дидактическая задача: используя мнемотаблицу сделать описательный рассказ
Примерное описание
Это лиса, она рыжего цвета, у лисы большой пушистый хвост. У лисы короткие лапы, тёмно-серого цвета. Мордочка вытянутая, (заострённая) с длинными чёрными ушками, хитрыми глазками. Тело лисы покрыто густой мягкой шерстью, живет лиса в норе, питается лиса мышами, кроликами, зайцами. Детенышей лисы зовут лисятами.
Приложение № 5
Вторая страница из «Книги сказок»
Приложение № 6
Дидактическая игра «Соберем бусы для лягушки»
Игровая задача: умение детей активно взаимодействовать со сверстниками, способность договариваться, умение правильно выбрать деталь, основываясь на словесную инструкцию.
Форма организации: в парах.
Приложение № 7
Третья страница из «Книги сказок»
Приложение № 8
Дидактическая игра «Загадки в шкатулке»
Игровые задачи: подобрать пазлы к нужной иллюстрации
Форма организации: индивидуальная
- Вот шкатулка у меня,
В них я спрятала слова.
Мы шкатулку открываем,
Что в ней спрятано узнаем.
Описание игровых действий: в шкатулке находятся пазлы к иллюстрациям сказок. Дети находят нужные пазлы к иллюстрациям сказок, вставляют на место, называют сказки.
Приложение № 9
Страницы из «Книги сказок»