Опубликовано: 04.10.2022 г.
Автор: Поломошнова Нина Ивановна,
Учитель биологии,
Республика Бурятия, Джидинский район,
с.Петропавловка, МАОУ «Петропавловская СОШ №1»
Цели и задачи работы лагеря
Цель: качественный, разносторонне развивающий отдых, самореализация подростков в условиях автономного существования детского коллектива, реализация природоохранных программ школьного лесничества.
Задачи:
- изучать природно- рекреационные возможности и особенности родного края;
- работать над программой «Лес как экосистема»;
- укрепить здоровье, закалиться, привить навыки личной гигиены, нормы самообслуживания и общественно- полезного труда;
- организовать интересный и познавательный досуг;
- привить навыки экологического поведения и природоохранной деятельности.
Ожидаемые результаты работы:
За время пребывания в эколого-оздоровительном лагере учащимся важно овладеть системой следующих знаний и умений:
В сфере экологии и природоохранной деятельности
Знать:
- правила поведения на природе;
- последствие человеческой деятельности на экологическое равновесие;
- простейшие приёмы тушения лесных пожаров.
Уметь:
- грамотно устранять последствия своего пребывания на природе;
- оказывать необходимую природоохранную помощь лесничеству.
В сфере организации досуга
Знать:
- правила поведения в коллективе позволяющие каждому достичь
самореализации, не ущемляя прав другого;
- интеллектуальные и подвижные игры;
- песни о природе, туристах, родном крае.
Уметь:
- сотрудничать с педагогом в разработке сценариев и культмассовых мероприятий;
- проводить игры и конкурсы.
В сфере общего оздоровления и укрепления здоровья
Знать:
- основные способы укрепления и сохранения здоровья:
- правила личной гигиены в лагере.
Уметь:
- адекватно реагировать на неблагоприятные условия погоды;
- применять элементарные формы самоконтроля;
- проводить утреннюю физическую зарядку.
В сфере организации безопасности:
Знать:
- правила безопасного поведения в природных условиях;
- возможные экстремальные ситуации, причины их возникновения,
способы преодоления.
Уметь:
- оказывать простейшую само - и взаимопомощь при часто встречающихся травмах и наиболее распространенных заболеваниях;
- организовать транспортировку пострадавшего с помощью подручных средств.
В сфере трудовой деятельности и организации быта
Уметь:
- поставить палатку, правильно организовать бивуак;
- развести костёр, приготовить пищу в полевых условиях с соблюдением правил безопасности и природоохранных норм;
- обращаться с топором, пилой;
- полностью обслуживать себя в условиях лагеря.
Кадровое обеспечение лагеря.
Один из актуальных вопросов организации и проведения лагеря - подбор кадров. Основа педагогического коллектива –учителя Петропавловской СОШ №1 и специалисты Джидинского лесничества. Руководитель лагеря Анисимов М. М. - главный лесничий Джидинского лесничества,
Педагог - организатор - Поломошнова Н.И. - учитель биологии ПСОШ-1.
Инструктор по ОБЖ - Борисов А.И. - учитель ОБЖ ПСОШ-1.
Медицинская сестра – Дементьева Л.К.
Проводят:
Занятия по лесоведению - Сычева Л.В., мастер леса Джидинского лесничества.
По энтомологии - Калмынина О.Н, инженер - лесопатолог.
Типология лагеря:
а) по месту базирования: палаточный.
б) по содержанию деятельности - профильный (эколого- оздоровительный).
в)количество смен - 1.
г) количество учащихся - 23.
д)возраст - 13 - 16 лет (7 - 10 кл.).
г)местонахождение лагеря: Республика Бурятия, Джидинский район, местность Самкат.
Учредители:
- Джидинское лесничество, директор – Колодин Н.И.
- Петропавловская средняя школа № 1 , директор – Бадмаев Ч.Б.
Программа летнего отдыха и занятости, учащихся ПСОШ №1 в эколого-оздоровительном лагере "Лесные Робинзоны" основана на двухлетнем опыте проведения данного лагеря. За это время отложен механизм организации и проведения лагерной смены, а также учебно-практический и воспитательный процесс.
Программа предусматривает проведение одной смены, имеет соответствующую цель и задачи. Необходимость лагеря обусловлена запросами учащихся; развитием экологического движения в школе и районе, требованием качественной подготовки инструкторов для организации и проведения экологического движения.
Палаточный лагерь обходится дешевле, чем стационарный, ибо нет затрат на содержание зданий и сооружений и всей обслуживающей инфраструктуры. Организуя этот лагерь, мы отдаём приоритет коллективной деятельности. Для подростков очень важно проявить свои способности и помочь при этом друзьям. Здесь и самоутверждение, и определение своей жизненной позиции. Учась всё делать самостоятельно и не только для себя, но и для всей группы, в лагере подросток взрослеет, избавляется от многих ложных представлений.
Программа направлена к тому, чтобы учащиеся приобрели навыки природоохранной и учебно-исследовательской деятельности; чтобы привить им навыки самообслуживающего труда и укреплению здоровья, а также профессионально сориентироваться. Основные показатели успешности лагеря: безаварийность, выполнение всех намеченных планов, правильная финансовая отчетность.
Считаю, что деятельность подобных лагерей не только необходимо, но и продуктивна, особенно в наше трудное время, когда не каждый родитель может позволить купить путёвки в лагеря отдыха. Кроме того, полученные знания навыки и умения позволяют учащимся быстрее ориентироваться и адаптироваться в различных жизненных ситуациях. А так же жизнь в лагере благотворно влияет на духовное развитие учащихся, расширяет их кругозор и воспитывает любовь к Родине.
Финансирование осуществляется из следующих источников:
- Джидинское лесничество.
- Спонсорская помощь (привлечение общественных организаций, частных лиц).
- Родительские взносы.
Популяризация программы естественным образом осуществляется на занятиях коллективов дополнительного образования по экологии, на внеклассных и внеурочных мероприятиях; полученные результаты исследований применяются на уроках биологии. Кроме того, неформальной популяризацией проекта, что очень важно, занимаются её непосредственные участники - члены школьного лесничества, которые приобщают к своей деятельности друзей и знакомых, принимают участие в различных конференциях, делают собственных доклады и сообщения.
Успешность программы связанна не только с её популярностью в школьной среде, но и наличием апробированного в течение 2х лет научно- методическим обеспечением, что позволяет во время летних практик органически сочетать в рамках летнего экологического лагеря и активные форма досуга и оздоровления, и теоретическую и практическую подготовку учащихся.
План работы эколого-оздоровительного лагеря
«Лесные Робинзоны»
№ |
Дело |
Срок |
1 2 3 4 5 7 8 9 |
1. Формирование основ экологической культуры Конкурс эмблем «Природа и мы» Прополка саженцев сосны. Огораживание муравейников. Эко - десант Викторина «Животные нашего района» Эко - игра «По экологической тропе» Эко - праздник «Люблю тебя, мой край родной» Установка аншлагов. |
15.06 ежедневно ежедневно 15.06;19.06 18.06 22.06 24.06 В свободное время |
1 2 3 |
2.Учебно-иследовательская деятельность Теоретические занятия. Полевой практикум. Экскурсии. |
ежедневно ежедневно ежедневно |
1 2 3 4 5 6 7 |
3. Оздоровление детей Утренняя гимнастика. Деловая игра «здоровье, ты и твои друзья» Малые олимпийские игры. Прогулки на свежем воздухе, закаливание. Спортивные игры. Ролевая игра «Берегись дурмана» Основы безопасности жизнедеятельности. |
ежедневно 16.06. 23.06 ежедневно ежедневно 17.06 ежедневно |
1 2 3 4 |
4. Развитие творческих способностей Конкурс стихов «О природе» Конкурс рисунков «Растения моего района. Инсценировки «Повадки лесных животных» Конкурс поделок из природного материала |
22.06. 19.06. 18.06. 24.06 |
1 2 3 |
5. Развитие лидерских качеств у детей. Совет лагеря. Проведение К.П.Д. Обучение основам самоуправления. |
ежедневно по плану по плану |
Один день из жизни лагеря
830 - "Город проснулся и горны трубят" — подъём.
845 - "Будь или не будь, сделай же что-нибудь" - зарядка.
910 - "Пора, собирайтесь скорей" - линейка.
920 - "Подари мне свою половину" - завтрак.
940 - "Природа любит чистоту" — уборка лагеря.
1000 - "Друг мой - третье моё плечо" - работа в лесопитомнике.
1200 - «О спорт, ты — мир» — спортивные соревнования.
1400 - "Святое!"-обед.
1445 - "О, это счастье разнузданной лени" — тихое свободное время.
15 - "Пора в дорогу, старина" — экскурсии, практические занятия.
1 б30 - "КЛМНО - кружка, ложка, миска, нож, открывашка" - полдник.
1650 - "Одна голова хорошо, а две - лучше" - теоретические занятия.
1800 - И вновь ощущение полета — игры, купания.
1900 - "Даже немножечко, чайная ложечка - это уже хорошо!" - ужин.
1940- "Я рисую..." —конкурс.
2120- Здравствуй, здравствуй, друг мои вечный... — чаи.
2145 - "Давай с тобой поговорим" - костёр, песни, гитара.
2215 - "Оставим все сплетни и счёты" - общий сбор.
2300 - "Все уснули до рассвета" - отбой.
Законы лагеря
Закон "правой руки" - каждый, кто хочет что-то сказать важное, поднимает правую руку. Все окружающие увидев этот знак, должны замолчать и послушать.
Закон "зелени" - нельзя ломать деревья и кустарники, рвать цветы, вытаптывать траву.
Закон "ноль - ноль" - всюду и всегда необходимо приходить вовремя, причём с точностью "ноль - ноль", а не "плюс - минус пять минут".
Закон "территории" - запрещено выходить за пределы лагеря без сопровождения взрослых.
Закон "воды" - запрещено купаться без присутствия взрослых.
Закон "чистоты" - природа не терпит мусора, убери его за собой и за другим.
Отчет о работе экологического лагеря "Лесные Робинзоны"
За летнею смену членами лагеря была проделана следующая работа:
- I. Лесохозяйственная:
- Прополка саженцев сосны обыкновенной - 1 га.
- Отчистка участка лесного массива в м. "Черёмушки" - 1,5га.
- Уход за школьным отделением декоративно древесно - кустарниковых пород лесного питомника - 0,03 га.
- Огорожено муравейников - 25.
- Инвентаризация муравейников на площади 10га.
- II. Важное звено в работе лагеря научно исследовательская деятельность.
- Проводилась работа по программе "Лес как экосистема" в ходе которой природно-реакционные возможности и особенности м. "Черёмушки".
Было проведено: экскурсий- 10.
практических занятий - 10.
теоретических занятий - 10.
- Наработан практический материал для конференции.
III. В природоохранной деятельности:
- Установлено аншлагов - 5.
- Подготовлен материал для выступления на местное "Пульс - радио".
- Разработан план экологический тропы.
- Проведён эко — десант по очистке зоны отдыха лесного массива от мусора.
Один день из жизни лагеря.
830 - "Город проснулся и горны трубят" — подъём.
845 - "Будь или не будь, сделай же что-нибудь" - зарядка.
910 - "Пора, собирайтесь скорей" - линейка.
920 - "Подари мне свою половину" - завтрак.
940 - "Природа любит чистоту" — уборка лагеря.
1000 - "Друг мой - третье моё плечо" - работа в лесопитомнике.
1200 - «О спорт, ты — мир» — спортивные соревнования.
1400 - "Святое!"-обед.
1445 - "О, это счастье разнузданной лени" — тихое свободное время.
15 - "Пора в дорогу, старина" — экскурсии, практические занятия.
1 б30 - "КЛМНО - кружка, ложка, миска, нож, открывашка" - полдник.
1650 - "Одна голова хорошо, а две - лучше" - теоретические занятия.
1800 - И вновь ощущение полета — игры, купания.
1900 - "Даже немножечко, чайная ложечка - это уже хорошо!" - ужин.
1940- "Я рисую..." —конкурс.
2120- Здравствуй, здравствуй, друг мои вечный... — чаи.
2145 - "Давай с тобой поговорим" - костёр, песни, гитара.
2215 - "Оставим все сплетни счёты" - общий сбор.
2300 - "Все уснули до рассвета" - отбой.
Законы лагеря.
Закон "правой руки" - каждый, кто хочет что-то сказать важное, поднимает правую руку. Все окружающие увидев этот знак, должны замолчать и послушать.
Закон "зелени" - нельзя ломать деревья и кустарники, рвать цветы, вытаптывать траву.
Закон "ноль - ноль" - всюду и всегда необходимо приходить вовремя, причём с точностью "ноль - ноль", а не "плюс - минус пять минут".
Закон "территории" - запрещено выходить за пределы лагеря без сопровождения взрослых.
Закон "воды" - запрещено купаться без присутствия взрослых.
Закон "чистоты" - природа не терпит мусора, убери его за собой и за другим.
Литература
- .Агесс П. «Ключи к экологии», Москва. «Экология», 2017г., стр.2,17,43
- Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества; Издательство МГУ - Москва, 2018, стр.24
3..Шаргаев М.А. «Экологическая этика и культура» Улан – Удэ, 2016год.