Опубликовано: 07.10.2022 г.
Автор: Новикова Кристина Александровна,
Воспитатель,
МБДОУ «ЦРР – Детский сад №22 «УМКА»
г. Обнинск
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми.
Актуальность этой темы подчеркивается в «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы», в поправках к Закону РФ «Об образовании» (1.12.2007 г.), где законодательно утверждено, что «содержание образования должно обеспечить ... формирование духовно-нравственной личности» (п. 2, ст. 14). Начиная с 1993 г., когда впервые была разработана "Концепция православного дошкольного воспитания", которая сыграла свою конструктивную роль в развитии православно-ориентированных дошкольных учреждений, начинает развиваться педагогическая практика по духовно-нравственного воспитанию дошкольников в разных регионах России.
Понятие «духовно-нравственные ценности» заключает в себе комплекс ценностей, являющихся главенствующими в рамках отношений между людьми, в семье, обществе, нормы и принципы, базирующиеся на критериях добра и зла, лжи и истины. Пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов, обращение к культурно-историческим традициям неслучайны. Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обозначенных современными философами как «антропологическая катастрофа», приближающая страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации (М.К. Мамардашвили).
К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
- духовный ориентир– построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
- гуманистический принцип– формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
- естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
- культурологический принципв соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
- государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Целью духовно – нравственного воспитанияявляется обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств, формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
- познание и прививание православной культуры и традиций;
- раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
- формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
- одухотворение жизненного пространства ребенка;
- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Духовно-нравственное развитие по своей сути является достаточно сложным, многоплановым процессом. Оно есть неотъемлемая часть жизни каждого человека во всей ее противоречивости и полноте, часть семьи, социума, истории, культуры и человечества вообще. Содержание духовно-нравственного развития личности ребенка заключается в последовательном и систематическом расширении ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации
Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно - духовным воспитанием детей. Родителям особенно важно найти разумный баланс между воспитанием детей и другими своими заботами. Дошкольное нравственное воспитание детей требует от родителей и воспитателя каждодневного участия. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю. Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования, которая учит мудрости, любви и доброте: через сказки, стихи, пословицы, беседы, игры и творческие задания, направленные на глубокое проживания каждой темы.
Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольное детствоважный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.
Именно образование является отражением современной социокультурной ситуации в стране. На данный момент основообразующим принципом образовательных организаций является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине». Одной из важнейших проблем современного общества и государства вообще является вопрос духовно-нравственного воспитания детей.
Возникновение данной ситуации обусловлено несколькими причинами:
- молодое поколение не имеет верных положительных жизненных ориентиров и примеров нравственного поведения;
- упадок в области культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;
- пропаганда средствами массовой информации жестокости и насилия;
- рекламы алкогольной продукции и табачных изделий еще больше осложняет ситуацию.
Одной из главных задач образовательных учреждений является подготовка полностью сформированной, гармонически развитой личности, умеющей анализировать происходящие в рамках общества и окружающего мира события и осуществлять свою деятельность соответствуя требованиям и интересам окружающих людей и норм общества.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».
То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка, строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.
О негативном воздействии массовой культуры на воспитание детей свидетельствуют исследования В.В. Абраменковой, М.В. Осориной, О.М. Потаповской и др. Согласно проведенным исследованиям уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира, в результате чего дети активно приобщаются к способам жизнедеятельности, дегуманизирующим их связи с окружающей действительностью. Духовному растлению, инфатилизации и виктимизации современных детей способствуют анти-игрушки (В. Абраменкова), зарубежные мультфильмы и новомодная детская литература. В них либеральные установки направляют поступки детей не на миролюбие, доброжелательность и великодушие, а на удовлетворение своих меркантильных желаний или бездумную услужливость поотношению к другим, более сильным и жестоким.
Другим не менее важным фактом, как показывают исследования, все большая часть психических изменений у детей имеет духовно-практическую природу и относится к показателям психологического нездоровья: девиантность, страхи, агрессивность, озлобленность, лень, безнравственность, эмоциональная глухота и др.
Количество детей с нарушениями духовно-нравственной сферы, среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, возрастает. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой эмоциональностью, восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой стороны дошкольный возраст, когда закладываются ценностные приоритеты, базис нравственности и культурного потенциала. По мнению ведущих специалистов, одной из новейших ступеней духовно-нравственного воспитания в рамках дошкольного учреждения, является его интеграция в обыденную жизнь ребенка, во все виды образовательной и игровой деятельности и программы дошкольного образования. Младший возраст ребенка — основа формирования и воспитания личностных качеств и внутренних установок, развития душевных и физических сил, получение и закрепление знаний об окружающем мире, образование морально-этических навыков и привычек. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активным получение, накоплением и использованием нравственного опыта. Дошкольный возраст так же, является исходной точкой нравственного самоопределения, формирования самосознания. Постоянное систематическое воздействие на духовно-нравственную сторону личности ребенка является основообразующим звеном в воспитании полноценного члена общества. Духовное и нравственное воспитание в дошкольном учреждении является одним из основных аспектов, оказывающих влияние на формирование навыков адекватного взаимодействия человека с окружающим его миром. Это, в первую очередь, общее физическое и психическое здоровье ребенка, его интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние, этическое и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения и самоопределения себя как части социума, семейную ориентацию.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду: осенью – «Покров Пресвятой Богородицы», «Фольклорной праздник Капустник», зимой — «Новый год», « Рождество Христово», 23 февраля - «День Защитника Отечества», «Масленица»; весной— 8 марта - «Международный Женский День», «Праздник птиц», «Пасха», 9 мая - «День Победы». Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.
На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проводятся циклы занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Жостово», «Городец», «Городецкая роспись», «Павлово-Посадские платки» дети знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учились изображать солнце в славянской мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирали материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. Изготавливали поделки «Рождественский ангел», «Рождественский вертеп», «Оберег - веничек », из солёного теста ребята делали пасхальные яйца, украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и культурой нашей страны.
Ключевым звеном, определяющим направление духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, является семья.Основой духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста является в первую очередь семья. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является непрерывное сотрудничество с семьей в рамках реализации процесса обучения и нравственного воспитания обучающихся. Главной задачей данного взаимодействия является изучение и анализ взаимоотношений в семье, профилактика и решение возникающих конфликтов Современная концепция непрерывного взаимодействия семейной ячейки и образовательного учреждения заключается в том, что родители обязаны нести ответственность за воспитание ребенка, а задачей социальных институтов является помощь и поддержка в рамках воспитательного процесса. Именно поэтому воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.
Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.
Проведённая работа в данном направлении «декоративно - прикладное творчество» воспитывает у дошкольников чувство уважения к творчеству мастеров и культурному наследию предков.
Список литературы.
- Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. – СпБ.: Санин, 2004.
- Основы православной культуры (с дет.сада до окончания школы) Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы (материалы в помощь учителям, участвующим в педагогическом эксперименте) - Курск.: КГПУ, 1997.
- Афанасьева С.Ю. Православная культура в детском саду (из опыта становления предмета дополнительного образования.// "Православное Образование" №4 август 2004 года.
- Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика.Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.
- Библия для малышей. - М., 1990.
- Священная История в рассказах для детей. Сост. С. Куломзина. - М., 1998.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко. М., 2000. С. 35.
- Лихачёв, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б.Т. Лихачёв. – Самара, 1987.
- Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/ Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
- Добровольский, Ю. А. Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении / Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 347-348. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46452/ (дата обращения: 16.09.2022).
[Электронный ресурс]—Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=18. Соловцова И. А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания»,
И. А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост.