0+



 

Опубликовано: 07.10.2022 г.

Автор: Новикова Кристина Александровна,
Воспитатель,
МБДОУ «ЦРР – Детский сад №22 «УМКА»
г. Обнинск

 

  «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

 

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми.  

Актуальность этой темы подчеркивается в «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы», в поправках к Закону РФ «Об образовании» (1.12.2007 г.), где законодательно утверждено, что «содержание образования должно обеспечить ... формирование духовно-нравственной личности» (п. 2, ст. 14).  Начиная с 1993 г., когда  впервые была разработана "Концепция православного дошкольного воспитания", которая сыграла свою конструктивную роль в развитии  православно-ориентированных дошкольных учреждений, начинает развиваться педагогическая практика по духовно-нравственного воспитанию дошкольников в разных регионах России.

Понятие «духовно-нравственные ценности» заключает в себе комплекс ценностей, являющихся главенствующими в рамках отношений между людьми, в семье, обществе, нормы и принципы, базирующиеся на критериях добра и зла, лжи и истины. Пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов,  обращение к культурно-историческим традициям неслучайны. Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обозначенных современными философами как «антропологическая катастрофа», приближающая страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации (М.К. Мамардашвили).

К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • духовный ориентир– построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип– формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принципв соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Целью духовно – нравственного воспитанияявляется обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств, формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Духовно-нравственное развитие по своей сути является достаточно сложным, многоплановым процессом. Оно есть неотъемлемая часть жизни каждого человека во всей ее противоречивости и полноте, часть семьи, социума, истории, культуры и человечества вообще. Содержание духовно-нравственного развития личности ребенка заключается в последовательном и систематическом расширении ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации

Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно - духовным воспитанием детей. Родителям особенно важно найти разумный баланс между воспитанием детей и другими своими заботами. Дошкольное нравственное воспитание детей требует от родителей и воспитателя каждодневного участия. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю. Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования, которая учит мудрости, любви и доброте: через сказки, стихи, пословицы, беседы, игры и творческие задания, направленные на глубокое проживания каждой темы.

Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольное детствоважный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.

Именно образование является отражением современной социокультурной ситуации в стране. На данный момент основообразующим принципом образовательных организаций является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине». Одной из важнейших проблем современного общества и государства вообще является вопрос духовно-нравственного воспитания детей.

Возникновение данной ситуации обусловлено несколькими причинами:

  • молодое поколение не имеет верных положительных жизненных ориентиров и примеров нравственного поведения;
  • упадок в области культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;
  • пропаганда средствами массовой информации жестокости и насилия;
  • рекламы алкогольной продукции и табачных изделий еще больше осложняет ситуацию.

Одной из главных задач образовательных учреждений является подготовка полностью сформированной, гармонически развитой личности, умеющей анализировать происходящие в рамках общества и окружающего мира события и осуществлять свою деятельность соответствуя требованиям и интересам окружающих людей и норм общества.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества. 

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.       Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.».

То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка, строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.

О негативном воздействии  массовой культуры  на воспитание детей свидетельствуют исследования  В.В. Абраменковой, М.В. Осориной, О.М. Потаповской   и др. Согласно проведенным исследованиям уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира, в результате чего дети активно приобщаются к способам жизнедеятельности, дегуманизирующим их связи с окружающей действительностью. Духовному растлению, инфатилизации и виктимизации современных детей способствуют анти-игрушки (В. Абраменкова), зарубежные мультфильмы и новомодная детская литература. В них либеральные установки направляют поступки детей не на миролюбие, доброжелательность и великодушие, а на удовлетворение своих меркантильных желаний или бездумную услужливость поотношению к другим, более сильным и жестоким.

Другим не менее важным фактом, как показывают  исследования, все большая часть психических изменений у детей имеет духовно-практическую природу и относится к показателям психологического нездоровья: девиантность, страхи, агрессивность, озлобленность, лень, безнравственность, эмоциональная глухота и др.

Количество детей с нарушениями духовно-нравственной сферы, среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, возрастает. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой эмоциональностью, восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой стороны дошкольный возраст, когда закладываются  ценностные приоритеты, базис нравственности и культурного потенциала. По мнению ведущих специалистов, одной из новейших ступеней духовно-нравственного воспитания в рамках дошкольного учреждения, является его интеграция в обыденную жизнь ребенка, во все виды образовательной и игровой деятельности и программы дошкольного образования. Младший возраст ребенка — основа формирования и воспитания личностных качеств и внутренних установок, развития душевных и физических сил, получение и закрепление знаний об окружающем мире, образование морально-этических навыков и привычек. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активным получение, накоплением и использованием нравственного опыта. Дошкольный возраст так же, является исходной точкой нравственного самоопределения, формирования самосознания. Постоянное систематическое воздействие на духовно-нравственную сторону личности ребенка является основообразующим звеном в воспитании полноценного члена общества. Духовное и нравственное воспитание в дошкольном учреждении является одним из основных аспектов, оказывающих влияние на формирование навыков адекватного взаимодействия человека с окружающим его миром. Это, в первую очередь, общее физическое и психическое здоровье ребенка, его интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние, этическое и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения и самоопределения себя как части социума, семейную ориентацию.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду: осенью – «Покров Пресвятой Богородицы», «Фольклорной праздник Капустник», зимой — «Новый год», « Рождество Христово», 23 февраля -  «День Защитника Отечества», «Масленица»; весной— 8 марта - «Международный Женский День», «Праздник птиц», «Пасха», 9 мая - «День Победы». Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проводятся циклы занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Жостово», «Городец», «Городецкая роспись», «Павлово-Посадские платки» дети знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учились изображать солнце в славянской мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирали материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. Изготавливали поделки «Рождественский ангел», «Рождественский вертеп», «Оберег - веничек », из солёного теста ребята делали пасхальные яйца, украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и культурой нашей страны.

Ключевым звеном, определяющим направление духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, является семья.Основой духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста является в первую очередь семья. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является непрерывное сотрудничество с семьей в рамках реализации процесса обучения и нравственного воспитания обучающихся. Главной задачей данного взаимодействия является изучение и анализ взаимоотношений в семье, профилактика и решение возникающих конфликтов Современная концепция непрерывного взаимодействия семейной ячейки и образовательного учреждения заключается в том, что родители обязаны нести ответственность за воспитание ребенка, а задачей социальных институтов является помощь и поддержка в рамках воспитательного процесса. Именно поэтому воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.

Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.

 Проведённая работа в данном направлении «декоративно - прикладное творчество» воспитывает у дошкольников чувство уважения к творчеству мастеров и культурному наследию предков.

Список литературы.

  1. Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. – СпБ.: Санин, 2004.
  2. Основы православной культуры (с дет.сада до окончания школы) Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы (материалы в помощь учителям, участвующим в педагогическом эксперименте) - Курск.: КГПУ, 1997.
  3. Афанасьева С.Ю. Православная культура в детском саду (из опыта становления предмета дополнительного образования.// "Православное Образование" №4 август 2004 года.
  4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика.Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.
  5. Библия для малышей. - М., 1990.
  6. Священная История в рассказах для детей. Сост. С. Куломзина. - М., 1998.
  7.  Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа / Под ред. О. М. Дьяченко. М., 2000. С. 35.
  8. Лихачёв, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б.Т. Лихачёв. – Самара, 1987.
  9. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/ Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
  10. Добровольский, Ю. А. Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении / Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 347-348. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46452/ (дата обращения: 16.09.2022).

[Электронный ресурс]—Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=18. Соловцова И. А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания»,

И. А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация