Опубликовано: 19.10.2022 г.
Автор: Кравченко Екатерина Александровна,
Старший воспитатель,
МБДОУ № 14, Красноярск
Аннотация
Cроки выполнения проекта, с 31.05.2020 – 31.05.2023
Данный проект предназначен для воспитанников, их родителей (законных представителей), работников ДОУ.
Образовательно-экологический проект «Путешествие в мир природы» предназначен для того, чтобы развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь, уважительное и заботливое отношение к ней, расширить знания о природе, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна.
Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.
В связи с этим в этом году на 2 этаже здания создан “Водопад”, а так же организовано пространство для реализации вновь созданного проекта «Путешествие в мир природы» ( автор: педагогический коллектив МБДОУ № 14). Проект во многом расширил возможность предоставления детям помещения, для проведения непосредственно образовательной деятельности .
Это решение и поможет нам привести воспитанников к успешному переходу на вторую ступень образования – обучению в школе.
Наш проект «Путешествие в мир природы» разработан на основе региональных особенностей природы Красноярского края и создан с учетом «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Закона об образовании РФ».
В проект входит комплексная программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, а так же парциальная программа «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой для создания непрерывного экологического образования.
Сведения об авторах:
Описание образовательно-экологического проекта
«Путешествие в мир природы».
Актуальность
Человек – часть природы. Но происходит так, что чем старше становится ребёнок, тем дальше он от неё отдаляется. Родителям зачастую некогда рассказывать детям о природе.
Хорошо, если семье летом удаётся побывать за городом и показать своим детям всю красоту окружающего мира. В детском саду же есть условия для ознакомления детей с миром природы. На прогулках воспитатель может организовать наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, за природными явлениями, а также научить видеть красоту окружающего мира, помочь малышам полюбить этот чудесный мир. Но бывают, случаются неблагоприятные метеорологические условия, именно поэтому проект во многом расширил возможность предоставления детям помещения, для проведения непосредственно образовательной деятельности .
На 2 этаже здания ДОУ создан “Водопад”, а так же организовано пространство для реализации образовательно-экологического проекта «Путешествие в мир природы». Воспитатель может организовать наблюдения за неживыми объектами природы, за природными явлениями, а также научить видеть красоту окружающего мира, помочь малышам полюбить этот чудесный мир.
С помощью дидактических, подвижных, сюжетных игр можно познакомить малышей с миром природы, растений, птиц, насекомых, научить соблюдать правила поведения в природе. Беседы, чтение художественной литературы, доступной пониманию детей группы разного возраста, также помогают сформировать представления о природе.
Новизна
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возрасте 3-8 лет, в результате изучения которой ребёнок познаёт окружающую его действительность на основе краеведческих материалов, регионального компонента.
Педагогическая целесообразность
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. При реализации проекта необходимо соблюдать принципы системности, последовательности, вариативности для достижения педагогических целей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции.
Данный проект экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ.
Результатом осознанно-правильного отношения детей к природе будет то, что они уже сами смогут объяснить свое поведение в природе, смогут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:
Во время режимных моментов |
В совместной деятельности педагога с детьми |
В самостоятельной деятельности детей |
В совместной деятельности с семьей |
Наблюдения, игры – эксперименты, проблемные ситуации, развивающие игры, рассматривание, объяснение, игровые упражнения, напоминание, моделирование на прогулке, игровые обучающие ситуации, исследовательская деятельность, рассказ, ситуативный разговор |
Наблюдение, беседа, рассказ, познавательная игротека, проблемно – поисковые ситуации, труд в уголке природы и на участке, показ, объяснение, игровые и творческие задания, исследования, просмотр фильмов, целевые прогулки, моделирование, обучающие и развивающие игры. |
Игры, наблюдения, опыты, эксперименты, интегрированная детская деятельность, продуктивная деятельность, обучающие ситуации, игры с правилами, практическая деятельность. |
Беседы, консультации, семинары, экскурсии, |
Работа также ведется в тесном сотрудничестве с узкими специалистами МБДОУ № 14 –музыкальным руководителем, педагогом-психологом.
Цель проекта: |
1. Развивать познавательный интерес к живой и неживой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей |
Задачи: |
1. 1.Способствовать формированию представлений детей о растительном мире – деревьях и кустарниках. 2. 2. Формировать эмоционально – радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе. 3. 3. Развивать логическое мышление, речь, кругозор. 4. 4. Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о растительном мире. 5. 5. Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру. 6. 6. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края. 7. 7. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; 8. 8. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; 9. 9. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности. |
Участники |
1.Педагогический состав ДОУ № 14. 2.Воспитанники ДОУ № 14 и их родители (законные представители). |
Результаты |
1.Успешный переход воспитанников ДОУ № 14 на вторую ступень образования - обучению в школе. |
Деятельность в рамках проекта
План работы по проекту
- Подготовительный этап (31.05.2021-01.09.2021 гг.).
- Организационно – практический этап (01.09.2021-31.05.2022 гг.).
- Аналитический этап (31.05.2022-01.09.2022 гг.).
№ |
Этапы, мероприятия |
Сроки |
Ресурс |
Подготовительный этап. · 1. Составление плана работы над проектом. · 2. Сбор материала необходимого для реализации проекта. · 3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта. · 4. Разработка конспектов НОД по теме. |
31.05.2021-01.09.2021 гг.). |
Педагогический состав МБДОУ № 14 Пространство образовательно-экологического проекта «Путешествие в мир природы» |
|
2. |
Организационно-практический этап. 1. Изучение современных требований к содержанию и организации работы экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО. 2. Изучение методической литературы. 3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. 4.Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихотворений по данной теме. 5. Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс. 6. Детальное обследование пространства для реализации образовательно-экологического проекта «Путешествие в мир природы» и выделение наиболее интересных объектов. 7. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: 8. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа. 9. Составление паспорта всех точек тропинки. 10. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку. 11. Составление рекомендаций по работе с детьми 12.Изготовление лэпбуков : «Насекомые», «Деревья» «Зеленая аптека» |
(01.09.2021-31.05.2022 гг.). |
Педагогический состав МБДОУ № 14 Пространство образовательно-экологического проекта «Путешествие в мир природы» |
3. |
Аналитический этап. 1. Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей. 2. Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий в пространстве образовательно-экологического проекта «Путешествие в мир природы» . 3. Формирование навыков культурного поведения в природе родного края; 4.Формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; развитие познавательного интереса детей; 5. Вызвать желание и умение заботиться о живом, беречь природу. |
31.05.2022-01.09.2022 гг. |
Педагогический состав МБДОУ № 14 Пространство образовательно-экологического проекта «Путешествие в мир природы» |
Оценка результатов реализации
Для проверки ожидаемых результатов были применены мониторинговые исследования, представленные в общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (смотри далее).
Интегративные качества личности. |
Содержательная характеристика. |
|
У ребенка сформирована потребность в здоровом образе жизни. |
|
Интересуется новым, неизвестным в природе. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
|
Эмоционально реагирует на мир природы, экологические проблемы. |
|
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения для получения необходимой информации. |
|
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила экологически целесообразного поведения. |
|
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. |
|
Ребенок имеет представление о себе, о природе как целостной взаимосвязанной системе, об экологических проблемах современности. |
|
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
|
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления поисково-исследовательской, познавательной, трудовой деятельности. |
Распространение результатов технологии.
Материалы образовательно-экологического проекта « Путешествие в мир природы» представлены на сайте образовательного учреждения в открытом доступе. Наработки технологии могут использоваться и другими заинтересованными лицами.
Материал данной технологии планируется использовать на районных методических объединениях, городских и всероссийских конференциях, публиковать в образовательных печатных изданиях, интернет пространстве.
Возможна организация площадок для стажировок в МБДОУ № 14 с целью обмена опытом.