Опубликовно: 28.10.2022 г.
Автор: Балашова Юлия Александровна, музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №52»
Цель: Формирование представлений о музыкальных жанрах через развитие ладового слуха у всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1.Способствовать развитию умения определять жанровую принадлежность музыкальных произведений.
- Развивать музыкальную память, вокальные, ритмические навыки, способность к построению ассоциативных аналогий между звуком и движениями.
3.Создавать условия для соотнесения эмоционально-двигательного и слухового опыта с музыкальными понятиями «мажор» и «минор».
- Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей и взрослых, вызывать яркий эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора при восприятии музыки разного характера.
Ход образовательной ситуации.
- Введение в ситуацию.
Музыкальный руководитель (М.р.) приглашает детей и родителей пройти в музыкальный зал и встать в 2 круга (1- дети, 2- взрослые).
М. р.: Я сегодня хочу с вами поздороваться, играя в игру «Эхо». А что делает эхо? (повторяет звуки, слова)
Музыкальный руководитель поет («здравствуйте» или «добрый день») мажорное трезвучие, показывая руками звуки. (Нота до - рука на поясе, ми - рука на груди, соль - рука на уровне плеча, тем самым показывая, что звук идет вверх).
-поют все дети;
-поют дети по подгруппам;
-поют индивидуально.
Затем музыкальный руководитель поет минорное трезвучие (Повторяют родители) и спрашивает, что же изменилось.
Ответы: (звучание, настроение)
М. р.: Правильно. Ведь мы знаем, что музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства и переживания.
- Актуализация.
М.р.: С каким настроением здоровались ребята? (весело, радостно). А родители? (грустно, печально). Как называются настроения в музыкальных произведениях? (Мажор, минор)
М.р.: Сейчас я вам расскажу сказку про двух синьоров.
Жил да был один синьор,
Имя он носил Мажор.
Улыбался, хохотал,
Никогда не тосковал.
Рядом жил другой синьор,
Назывался он Минор,
Часто плакал он, грустил,
Не смеялся, не шутил.
Два соседа дружно жили,
Оба музыке служили,
Только каждый — как умел,
У обоих — куча дел.
Выходит ребенок Мажор в яркой одежде, веселый.
Мажор (поет):
Друзья, представиться спешу –
Знакомству очень рад.
Меня зовут синьор Мажор.
Я лучший друг ребят.
Со мной, когда я прихожу
Улыбка, шутки, смех.
И если дружен ты со мной,
То ждет тебя успех.
Траля-ля-ля, траля-ля-ля,
То ждет тебя успех.
Невероятно! Какие вы веселые. Как радостно, как весело мне среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым!
М.Р.: Здравствуй, Мажорик, мы рады с тобой встретиться, но где же твой брат?
Выходит взрослый Минор, грустный.
Минор (поет):
Меня зовут синьор Минор.
Я вот что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая, слёзы лить
И предлагаю вам.
Давайте вместе погрустим
О чем – не знаю сам.
М.р.: Здравствуйте, Минор, вы как всегда не в настроении, и боюсь, что нам это не исправить. Но нам грустить совсем не хочется, поэтому предлагаю вам, Мажор и Минор устроить небольшое музыкальное состязание. Для этого предлагаю вам выбрать себе команды.
Выбирают команды.
Варианты: Дети – Мажорики, родители - Минорики или наоборот, по гендерному принципу, по желанию.
М.р.: Начинаем музыкальный ринг. Правильно выполняя задания, команды будут получать нотки. Чья команда больше наберет, та и победит.
1 задание:
Мажор: Знаете ли вы мажорные песни – яркие, энергичные, радостные. Если знаете, то спойте для меня.
Исполнение песни командой «Мажорики» (самостоятельный выбор)
Минор: Очень весёлая песня, а для меня грустную?
Исполнение песни командой «Минорики» (самостоятельный выбор)
Мажор: А у меня грустная песня будет звучать вот так.
Поёт фрагмент исполненной в миноре песни в мажоре.
Минор: А у меня ваша веселая песня будет звучать вот так.
Поёт фрагмент мажорной песни в миноре.
М. р.: Давайте с вами поиграем, вспомним знакомые песни и минорные споём в мажоре, а мажорные в миноре.
Фрагменты песен: «Маленькая елочка», «Голубой вагон», «Чунга-чанга», «Кузнечик», и др.
М. р.: Как меняется песня, если весёлую поёт Минор, а грустную Мажор?
Ответы: Грустная песня становится весёлой, а весёлая - грустной.
М. р.: 2 задание - игра «Весёло – грустно». Раздает веселые и грустные смайлики. Если слышите весёлую музыку – показываете картинку с весёлой маской, если грустная - показываете картинку с грустной маской.
3.Затруднение в ситуации.
М.р.: Это была всего лишь разминка, и вы хорошо справляетесь. 3 задание будет посложнее. Знаете ли вы что такое музыкальные жанры? (ответы). Существует три главных, основных музыкальных жанра, на которых держится вся музыкальная планета. А знаете ли вы кто такой кит? (ответы). Да, это огромное морское животное, похожее на маленький остров. Оно живёт в воде и пускает фонтанчики. Как вы думаете, как могут быть связаны музыкальные жанры и киты? (ответы).
4.Открытие нового знания.
М.р.: Тогда слушайте. Итак, когда-то давным-давно появились три кита. Первый кит очень любил петь песни, и на нём, как на острове, поселились все песни, которые есть на белом свете. ( Слайд1). Второй кит безумно любил танцевать, и на нём поселились все танцы – и бальные, и народные пляски, и танцы всех времён, и даже нашего времени. (Слайд2) Ну, а третий кит любил маршировать и на нём поселился… кто, подскажите? Правильно, все марши, которые есть на белом свете – и военные, и спортивные, и даже свадебный марш. (Слайд3.) А сейчас я сыграю вам небольшие музыкальные фрагменты, а вы попробуйте угадать, на каком из китов она поселилась. (Исполняет песню, танец, марш, команды называют жанр).
- Включение нового знания в систему знаний.
М.р.: Итак, Назовите основные музыкальные жанры, три кита музыки? (песня, танец, марш)
М. р.: Ну а теперь 4 задание. И на первый вопрос отвечает команда «Мажорики»: Определить к какому жанру относится звучащее произведение и какое настроение минорное или мажорное («Улыбка» муз. Шаинского.)
Команда «Минорики»: Назовите виды песен (детские, эстрадные, колыбельные, героические, русские народные, тематические).
М.р.: Следующее задание для команды «Минорики». К какому музыкальному жанру относится это музыкальное произведение, и какое настроение минорное или мажорное («Марш деревянных солдатиков» муз. П. Чайковского).
Команда «Мажорики»: Назовите, какие марши вы знаете? (свадебный, спортивный, военный, детский).
М.р.: Теперь я задам вопрос обеим командам: какого жанра не хватает? (танца) Давайте вспомним, какие мы знаем танцы?
Загадки поочередно каждой команде.
1.С тобой мы движемся по кругу,
И держишь ты меня за руку.
Но не устали мы нисколько,
Веселую танцуя… (Польку.)
2.Этот танец так прекрасен,
Времени он неподвластен.
Пары движутся, кружась,
А зовется танец… (Вальс.)
3.За руки беремся дружно,
Кругом встанем — это нужно.
Танцевать пошли, и вот —
Закружился…(Хоровод)
4.На балах он танцевался.
И торжественным считался.
Кто не знал, тот и не лез.
Ну а танец… (Полонез)
Ну, что ж, с танцами мы разобрались, теперь можно и потанцевать.
Исполняется совместный танец.
6.Осмысление.
М.р.: Вы справились со всеми заданиями. Пока Мажор и Минор подводят итог, расскажите, что нового вы сегодня узнали, и что вам больше всего понравилось? (ответы).
Мажор и Минор подсчитывают, сколько нот собрали команды, подводят итог.
Мажор: Как я рад, что встретил здесь таких, веселых ребят, а также их родителей!
Минор: А мне они были милы своей способностью веселиться с тобой и грустить со мной.
М. р.: Именно музыка делает нас то веселыми, то грустными. На прощание предлагаю сыграть в «Угадайку».
Музыкальный руководитель поет «до свидания», дети отгадывают, в мажоре или миноре. Музыкальный руководитель просит, чтобы дети и взрослые тоже попрощались с ним в мажоре.
М.р.: Я бы хотела, чтобы музыка всегда была вашим другом. Мы одинаково любим и грустные и веселые песни. Потому что любая музыка - это красиво, и дарит людям радость и счастье. Какое счастье, что мы сегодня все вместе, и всех нас подружила музыка. Я хочу вас поблагодарить за активное участие в викторине, за ваши ответы, ваши знания. Вы с достоинством прошли все испытания.