Опубликовано: 10.11.2022 г.
Автор: Зайцева Ольга Васильевна, инструктор по физической культуре
ГБУ Лениногорский детский дом
Подвижные игры – это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.
Спортивные игры относятся к сложным подвижным играм. Это виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства определённой цели спортивным снарядом (обычно им является мяч спортивный, целью – ворота, площадка и т. п. соперников); содержание и организация спортивных игр регламентируются официальными правилами. Во многих спортивных играх спортсмены вступают в непосредственную, контактную борьбу. Широкое распространение спортивных игр обусловлено их доступностью, относительной простотой содержания и организации, силой эмоционального воздействия на участников и зрителей.
Различают спортивные игры командные (например, волейбол, футбол, баскетбол, все виды хоккея),личные (например, боулинг, кёрлинг, шахматы, шашки) и игры, существующие как личные и командные (например, бадминтон, гольф, настольный теннис, теннис). Спортивные игры культивируются среди людей разного пола и возраста; некоторые, как правило, требующие большой физической нагрузки и силового единоборства (водное поло, хоккей и т.п.) – только среди мужчин, хотя в последние годы такого рода игры, например, футбол, хоккей с шайбой, – начали осваиваться и женщинами).
В своей работе на должности инструктора по физической культуре я, как и все педагоги использую различные формы работы, однако, учитывая контингент нашего учреждения выставляемые мной цели и наиболее эффективно реализуются через спортивные игры. Такая востребованность этой формы организации физической активности детей обусловлена тем, что она содействует решению основных задач воспитания детей-сирот в целом.
Итак, задачи, решаемые при проведении подвижных игр: оздоровительные, воспитательные, образовательные.
Оздоровительные задачи подвижных игр. Как правило, дети поступающие в детские дома - это дети в той или иной степени имеющие ограниченные возможности здоровья. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Улучшение Физического развития ребят, длительное время проживавших в детском доме и занимавшихся в «Олимпии» не подвергается сомнению со стороны мед.персонала, а также может быть визуально оценено, как «хорошее» с точки зрения роста, веса, осанки, мышечной массы , ловкости , быстроты , силы.
Воспитательные задачи подвижных игр. Как правило, ребята, поступающие в наше учреждение не имеют положительного опыта общения в здоровом коллективе по правилам: у них отсутствует командный дух, умение обеспечить ощущения плеча, умения доверять и выручать, а также действовать согласно строгому регламенту правил, несмотря на субъективные факторы.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.
Особенно важным аспектом при выборе этой формы организации спортивной деятельности в своей трудовой деятельности я считаю то, что подвижная игра носит коллективный характер. Я неоднократно нахожу подтверждение аксиомы , что мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.
Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его, так подвижные игры способствуют самопознанию.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Так, из опыта работы могу с уверенностью сказать, что с появления корта, а с ним – возможности играть в хоккей, минифутбол и т.д. весьма положительно сказалось на воспитании мальчиков-подростков, для которых игра стала ареной для демонстрации и оттачивания своих как индивидуальных качеств, так и навыков, позволяющих успешно строить отношения в социуме.
Образовательные задачи подвижных игр:
Помимо оздоровительной и воспитательной задач объективно существует комплекс образовательных, которые не менее активно регулируют становление ребенка как личности в условиях детского дома.
- игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме;
- правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.
В своей работе я использую различные виды спортивных игр: хоккей, мини - футбол, баскетбол, волейбол. Для детей с наименьшей физической подготовкой- эстафетные состязания- веселые старты между воспитанниками, а также совместно с педагогами детского дома, что помимо вышеназванных задач решает также задачу сближения взрослых и детей, позволяя увидеть друг друга с новой стороны.
Исходя из вышесказанного можно подытожить, что оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания.
Основная задача подвижных игр – укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.