Опубликовано: 10.11.2022 г.
Авторы: Голубцова Анастасия Владимировна, инструктор по физической культуре
Стучаева Юлия Александровна, воспитатель
МДОУ «Д/с № 94 компенсирующего вида»
Семья и дошкольное образовательное учреждение – два воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают педагоги и родители? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
В нашем ДОУ мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей, и постоянно ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с их потребностями, интересами и запросами. Планируя ту или иную форму взаимодействия, мы всегда исходим из представлений о современных родителях, как о людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В этой связи основными требованиями к формам взаимодействия являются: оригинальность, востребованность, интерактивность. Наиболее интересной и эффективной формой явилась организация семейного клуба. Работа в клубе — это единство педагогов и родителей. Это прекрасная возможность более тесного знакомства семей друг с другом, установление доверия и взаимопомощи с воспитателями и специалистами детского сада. Родительские клубы – это динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - всё зависит от тематики встреч и замысла устроителей. Филиалы клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие дети и родители, педагоги и специалисты ДОУ, а также социальные партнеры. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников клуба, создают положительную эмоциональную атмосферу как для детей, так и для взрослых.
И вот в нашей группе с целью сплочения всех участников образовательного процесса был создан семейный читательский клуб «Мудрый Совёнок». Почему именно читательский клуб, спросите Вы? Просто последнее время роль чтения, отношение к нему в обществе сильно изменилось. В связи с развитием интернет - технологий, появлением огромного количества развлечений интерес к чтению существенно снизился, возник кризис читательской культуры. А между тем читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, чтение народных сказок приобщают ребенка к художественным произведениям. Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга делает мир ребенка интересным, полным необычайных открытий. Помочь открыть ребенку этот мир могут взрослые: родители, педагоги. Именно от них зависит, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой мелькнет случайным эпизодом.
Особое значение для ребенка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним иллюстрации, ребенок думает, переживает за героев, обращается к своему опыту. Совместное чтение сближает взрослых и детей, наполняет радостью, воспитывает в ребенке доброту. И возрождая традицию семейного чтения, мы можем изменить отношение к книжной, читательской культуре, повысим интеллектуальный потенциал, интерес к чтению у детей и откроем для родителей лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.
Участниками нашего клуба стали все желающие родители и дети, а также педагоги группы.
Цель: создание условий для развития интереса и приобщения дошкольников к чтению художественной литературы.
Задачи:
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественной литературы.
- Активизировать познавательный интерес.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
- Повысить компетентность родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой, возродить традицию семейного чтения.
Таким образом, такая форма работы как семейный читательский клуб помогает сблизить родителей, педагогов и детей.
Также в нашем детском саду функционирует еще один семейный клуб «Здоровая семья - залог успеха», целью которого является повышение компетенции родителей в области физического воспитания детей.
Как показывает практика – это очень сближает детей, родителей и воспитателей. Также родители берут что-то новое для себя и устраивают развлечения для своих детей дома и на природе.
Задачи, которые мы решаем на наших встречах:
1.Повышение психолого-педагогической культуры родителей и членов семьи детей в вопросах воспитания, физического развития и оздоровления детей (сохранение и укрепление физического и психического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, здоровьесберегающие технологии)
2.Пропаганда здорового образа жизни, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, воспитание потребности в здоровом образе жизни
3.Проведение комплексной профилактики различных отклонений в состоянии здоровья, физическом и психическом развитии детей
4.Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания
5.Обмен опытом решения задач воспитания, физического развития и оздоровления детей в разных семьях и в условиях ДОУ, внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания
6.Содействие сплочению родительского коллектива
7.Содействие развитию, гармонизация детско-родительских отношений в условиях совместной досуговой деятельности
8.Установление доверительных отношений между родителями и ДОУ, включение родителей в педагогический процесс ДОУ
9.Популяризация деятельности ДОУ среди родительской общественности
На наших «Семейных» встречах, мы встречаемся несколько раз год с разными возрастными группами.
Формы проведения разные: беседы с родителями и детьми разных возрастных групп, различные развлечения, где родители могут попасть в среду ребенка, досуги, веселые старты и эстафеты на разные тематики, также встречаемся в преддверии таких праздников, как «День семьи, любви и верности», «День отца», «23 февраля», «8 марта», «9 мая», проводим круглые столы, где мы обсуждаем разные волнующие родителей темы, проводим различные мастер-классы. Но для себя мы отметили самую эффективную и наиболее интересную форму проведения семейных встреч – это квест – игра. Почему именно квест?
Квест - это форма взаимодействия педагога с детьми и с их родителями, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.
В каждом квесте обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.
В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды деятельности и формы работы, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Квест – это командная игра. Поэтому, главная цель работы заключается в развитии коммуникативных навыков, а также в сближении семьи и ДОУ.
Задачи, которые мы решаем:
- Формировать у родителей желание быть активными участниками образовательного процесса.
- Формировать новые знания в процессе проведения квест – игры и закрепить имеющиеся.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
В этом учебном году уже прошла встреча с родителями и детьми старших групп. На этой встрече вместе с родителями и детьми провели квест – игру «Различаем право и лево». Данная тема была выбрана не случайно.
Ориентирование в пространстве – вещь не просто нужная, а необходимая. У детей пространственное мышление нужно начинать развивать с самого раннего возраста. И если с понятиями «вверх-вниз», «сзади-впереди» ребенок, как правило, справляется очень быстро, то вот «лево» и «право» многие малыши могут путать даже в начальной школе. Особенно дети с нарушением речи.
Дети с ТНР имеют сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерно нарушение эмоционально-волевой сферы (эмоциональная неустойчивость и аффективная возбудимость), нарушение внимания, памяти, функциональной недостаточности зрительного и слухового восприятия, плохой координации движении.
При обследовании детей с ТНР выявлено нарушение восприятия собственного тела. Это приводит к тому, что ребёнок не может правильно определить положения частей тела при движении (часто даже при визуальном контроле).
Эти дети испытывают трудности при ориентировании в окружающем пространстве, не понимает заданий, связанных с направлением движений (сделай шаг вперёд, вправо…). Нарушение внимания, несформированные понятия «право», «лево», зрительно-моторной координации не позволяют ребёнку изобразить на листе бумаги то, что он хочет, сказывается при рисовании, конструировании, работа в тетрадках, наблюдается оптическая дисграфия, т.е нарушения на письме, которые проявляются стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов (пропусков, удвоения).
Все же «Семейный клуб» наиболее эффективный, интересный и действенный формат детско-родительского сообщества.