0+



 

Опубликовано: 10.11.2022 г.

Автор: Губайдуллина Миляуша Зямитовна,

Салихова Расима Расимовна

Учителя родного языка и литературы

МБОУ «СОШ №2» Лениногорск РТ

 

Цели: расширить представления учащихся о праздниках и традициях малых народов России, об их духовном значении

Задачи:

Обучающие - расширить представления детей о празднике и традициях малых  народов России, формировать позитивный опыт межнациональных отношений.

Развивающие - развивать интерес к истории своей Родины, своего края и умение анализировать народные традиции с позиции нравственности;

Воспитательные - воспитывать ценностное, бережное отношение к историческому наследию.

Планируемые результаты

Предметные: расширение представлений о праздниках народов России, развитие интереса к традициям своего народа, формирование позитивного опыта межличностных отношений.

Личностные: Формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.

Познавательные: формировать позитивный опыт народных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.  

 

 Первый классный час:
«История возникновения праздника»

  Учитель: В настоящее  время  малые  народы  России  теряют  свои  корни.  Забываются  традиции  и  обычаи.  Нарушается  связь  поколений.  я очень надеюсь, что  цикл классных часов, посвященных изучению национального праздника, татар поможет нам в изучении истории татар, в сближении народов, воспитании толерантности. 2022 год объявлен в России Годом культурного наследия народов РФ и он проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ. Сабантуй является памятником истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности татар и  является  праздником  здоровья  и  здорового  образа  жизни.   

1 ученик: Сабантуй – настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязание в силе, ловкости и смекалке.… Надеемся,  что  о Сабантуе знают во всем мире,  потому  что  он  вошел  в  список  «Шедевров  устного  и  нематериального  наследия  человечества»  ЮНЕСКО.

Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски обряды.

2 ученик: Название праздника происходит от тюркских слов: сабан – плуг, туй – праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне).

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце

1 сценка: «Сбор подарков»

 На сцене появляются девочка и мальчик, одетые в национальные татарские костюмы с шестом в руках, на котором привязаны вышитые полотенца и платки. Они идут по сцене и приговаривают: «Завтра великий праздник Сабантуй. Вы что приготовили для праздника?» Подходят к одному из ипровизированных домов, получают в подарок вышитое полотенце, повязывают его на шест и уходят со сцены.  

3 ученик: Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, а иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан  - состязание в беге, прыжках, национальной борьбе – көрәш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй стал праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

1 ученик: В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю – в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г. Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

2 ученик: История возникновения праздника Сабантуй

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. Сабантуй с самого начала являлся весенним праздником, связанным с пробуждением природы и началом весенних работ (сабан – «весенний»). Его  происхождение связано с бытовавшими у ряда древнетюркских племен и других народов мира обрядами ритуального вступления в брак с природой. Поэтому первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В этом контексте туй следует толковать именно как «свадьбу» («бракосочетание»).

Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе, связанными с кочевым и полукочевым бытом предков татар и ранее имевшими сакральное значение, имеют бег, национальная борьба көрәш, конные скачки («ат чабышлары») и прыжки. Это объясняется во многом схожей идеологией языческих обрядов и праздников, связанных с началом  весенне- летнего цикла сельскохозяйственных работ, у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов. Происходило взаимообогащение содержания Сабантуя и аналогичных ему праздников у других народов Поволжья.

3 ученик: В основе сабантуйного обряда дарений, пришедшего на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре, лежит стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли. Мотив одаривания, заменивший жертвоприношения, является основой сбора подарков на Сабантуе. Причем сам сбор подарков юношами, которых называли «бирнә җыючы», «сөлге җыючы», становился своеобразной прелюдией праздника. Сабантуйные дары – вышитые белые полотенца, платки, яйца и, наконец, баран, предназначенный батыру Сабантуя. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна и особенно коня, пересекшего финишную черту, последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками. Несмотря на воздействие на праздник Сабантуй в разные эпохи тех или иных элементов (мусульманских, христианских, советских) передача традиции обрядов, игр и состязаний Сабантуя оставалась непрерывной, о чем говорят многие виды исторических источников (письменные, археологические, этнографические и др.) В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника.

С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Новый год стал отмечаться как праздник Науруз, или Хамаль. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. После введения в Советской России с 14 февраля 1918 года григорианского календаря Науруз у татар стал проводиться как праздник  встречи весны.

1 ученик: С 20-х годов XX века Сабантуй, приближаясь по времени проведения ко дню летнего солнцестояния, вобрал в себя лучшие компоненты второго татарского народного праздника – Джиена (җыен), имеющего также древние тюркские корни. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения.

Несмотря на то, что Сабантуй – исконно татарский национальный праздник, приветствуется участие в нем и представителей других национальностей. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами – местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением традиционной татарской культуры, ее этики и ценностных установок. В то же время на протяжении всей истории он впитывал в себя элементы иных этнокультур.

Учитель: Сегодня, ребята, вы познакомились с историей возникновения праздника Сабантуй. Увидели национальные костюмы татар, услышали частушки. Надеюсь, что вам понравилось наше представление. Мы ждём вас на продолжение.                              

 

Второй классный час:
“Состязания на Сабантуе”
 

 Учитель: Майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Источники X – XI вв. говорят о том, что уже тогда сложились основные компоненты, входящие в современный Сабантуй.

 1 ученик: Помимо основных состязаний – көрәш и конных скачек. В народе говорят: «Сабантуй не без коня», «Конь будет - майдан найдется, коня нет, майдан закроется». О почитании коня у древних булгар говорят многочисленные находки изображений головы лошади в виде орнаментальных сюжетов, налепов на ручках сосудов, статуэток, устанавливаемых на крышах домов, замки в виде лошадиной головы и т.д. Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми.  

2 ученик: Истинный герой сабантуя - батыр - выходец из простого народа. Победителю вместе с бараном, которого он должен был на поднятых руках унести с майдана, тем самым лишний раз продемонстрировать свою силу и удаль, принято дарить вышитое по краям полотенце - подарок молодых женщин, вышедших замуж после прошлогоднего праздника. Ритуал этот также является отголоском глубокой старины. В представлении наших далеких предков, как свидетельствуют материалы этнографии, археологии и письменных источников, баран  рассматривался в качестве оберега, защищающего человека от враждебных сил. Даже прикосновение рукой к барану якобы способствовало благополучному исходу задуманного дела. В этом и заключается секрет ценности приза. Традиционно сабантуйные виды спорта – бег на скорость и выносливость на самые различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия и другие.

 Сценка первая:  «Батыр», играет национальная татарская музыка.

На сцене появляются 2 мальчика  в национальной татарской одежде, держа в руках вышитые полотенца. Они изображают борьбу на майдане. Один побеждает. Выходят девушки в нарядных одеждах и повязывают батыру на шею вышитое полотенце, передают макет барана.            

 3 ученик: Участники Сабантуев с большой охотой соревнуются в кроссовых забегах. Нередко дистанцию определяют на глаз – «от села до села». Причем повсеместно бегунов сопровождают всадники или мотоциклисты, оказывающие при необходимости помощь. Именно с пешего бега начинались Сабантуи в начале XX века. Было несколько забегов по разным возрастным категориям: начинали, как и все состязания Сабантуя, дети. Расстояние определяли на глаз: примерно от половины до одной версты и от одной до двух верст. Бег в гору как один из видов состязаний батыров фигурирует и в татарских народных сказках («Алпамша», «Камыр батыр» и др.). происхождение этого вида бега уходит корнями в далекое прошлое и связано с поклонением «духу горы». Бег в гору включен в программы многих Сабантуев (там, где имеются).

1 ученик: Издавна на Сабантуях состязались в поднятии тяжестей – камней. Состязания по поднятию камней и поныне сохранились на празднике в ряде районов. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно в 25-30 килограммов одной рукой. Правила соревнований просты и общедоступны: каждый участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. И после этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. На большинстве Сабантуев на соревнованиях по поднятию тяжестей используются гири или штанги. Во многих районах соревнующиеся предпочитают поднимать  24-х килограммовые  и двухпудовые гири.

На районных Сабантуях возрождается еще одна давняя традиция: молодежь и ветераны активно участвуют в соревнованиях по переносу тяжестей (гири). К турниру допускали лишь мужчин от 25 лет. 

Сценка вторая: «Поднятие гири», играет национальная татарская музыка.

На сцену выходят три мальчика в руках держат гири. Начинается соревнование. Побеждает тот, кто больше всех поднял гирю и ему на шею повязывают вышитое полотенце.

 2 ученик: Сикереш (прыжки). Проводятся состязания по прыжкам в высоту и длину. Все увереннее заявляет о себе на Сабантуях и борьба на руках. Если на международной арене спорта этот вид известен как армрестлинг, в татарском народе он издавна известен как «кул көрәштеру» Правила ее просты: чтобы одержать победу над соперником, необходимо прижать его руку к столу, на который кладется специальная подушка.

3 ученик: Аркан (канат, бау) тартыш (перетягивание каната).  В древнетюркском словаре он обозначен терминами uruq (веревка, канат) и uquruq (аркан).

Ук атыш (стрельба из лука) – истинно народный вид спорта: «curam – стрельба из лука по дальней цели; curam oqi – легкая длинная стрела для стрельбы из лука по дальней цели».

Говоря об истинно национальных видах спорта, нельзя не упомянуть и кулачный бой, который у татар, как и у других тюркских народов, культивировался с давних времен.

1 ученик: Бег с коромыслом  - шуточное соревнование, но в нем имеется некий подтекст: так как ведра не пусты, а полны до краев и соревнуются, в основном, молодые девушки на выданье и невестки, тут заодно проверяется их аккуратность. Бой горшков – одно из самых любимых соревнований. Задача – разбить горшок с завязанными глазами.

Для самых ловких существует такое состязание, как влезание на столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.

2 ученик: Веселое состязание - поиск монеты в плошке с Катыком. Судьи плотно завязывают игроку глаза и предлагают отвести руки за спину. По сигналу судьи игрок нагибается над тарелкой и, «нырнув» лицом в Катык, губами начинает искать монету. Он имеет строго ограниченное время. Особенно любима детьми такая забава, как бег с яйцом в ложке, при этом держа ложку во рту.

Шуточное состязание бой мешками с соломой, сидя на бревне, тоже требует определенной ловкости. На майдане устанавливается бревно круглой формы. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника с бревна на землю. Кто сумеет, сам, удержавшись на бревне, свалить соперника на землю – тот объявляется победителем.

 Сценка третья: «Шуточные соревнования», играет музыка.

На сцене разыгрываются шуточные соревнования.

1) Это- бег коромыслом. Выходят три девушки с коромыслами, ведра наполнены водой до краёв. Нужно пробежать по сцене, побеждает та, у которой воды пролилось меньше всего. В подарок девушка получает вышитый платок.   

2) Поиск монет в плошке с катыком. На середину сцены ставится большой тазик, наполненный катыком, в тазик бросается одна монета. Побеждает тот, кто с помощью рта, без рук найдёт монету.    

3) Бой мешками, наполненными соломой. Выходят два мальчика с мешками в руках. Садятся на импровизированный горизонтальный шест и начинают бить друг друга мешками. Побеждает тот, кто усидит на шесте.

 3 Ученик: Существуют также множество различных состязаний, связанных с наличием тех или иных технических средств и условий, позволяющих их проведение. Такие, например, как соревнование на парных упряжках, джигитовка, езда рысью под седлом, кыз куу (джигит-всадник должен догнать девушку-всадницу и на скаку поцеловать ее или сорвать вышитый платок, повязанный на рукаве), бег по колодезному журавлю и другие.

 Учитель: С олимпийскими играми древних греков сравнивал сабантуй и один из первых советских исследователей татарских народных традиций физического воспитания Н. А. Семенов: «По характеру сабантуй напоминал собой древнегреческие олимпиады. Сабантуй играл важную роль не только в деле физического оздоровления татар, но он также имел значение и в смысле эстетическом, способствовал развитию родной музыки, песни и пляски».Сегодня вы познакомились с соревнованиями, которые проводятся на Сабантуях. А сейчас неожиданное продолжение классного часа. Все желающие могут сами попробовать сыграть в эти игры. Просим вас, ребята присоединяйтесь! 

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация