Опубликовано: 14.12.2022 г.
Автор: Гребнева Наталья Сергеевна, учитель-логопед
МАДОУ д/с № 81, город Новосибирск
В тезисах коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи рассматривается в несколько этапов проведения коррекции, а также это работа вместе нескольких специалистов совместно с родителями. Работа учителя-логопеда выстраивается следующим образом: системный подход, завоевание доверия ребенка для дальнейшей коррекционной работы, результат работы.
Ключевые слова: коррекционная работа, родители, учитель-логопед, ребенок с тяжелыми нарушениями речи, речевое развитие, детский сад, результат.
Семья для каждого из нас и для ребенка – это единый дружный сплоченный коллектив, в которую ребенок может прийти и поделиться своими проблемами, переживаниями и достижениями. С семьи начинается развитие каждого из нас. Поэтому в коррекционной работе учителю-логопеду нужно пригласить семью к сотрудничеству. Комплексный подход предполагает активное участие родителей, которые в состоянии все речевые умения, навыки и знания перенести в повседневную жизнь. Учитель-логопед помогает родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка. Поэтому учитель логопед и семья ребенка должны действовать едино и согласованно. Родители должны быть помощниками учителя логопеда
Есть несколько принципов, которыми должен руководствоваться учитель-логопед в своей работе с родителями детей, которые имеют недостатки в речи.
- Общение строится на основе диалога, т.е. между учителем логопедом и родителем возникают дружественные партнерские отношения.
- Рекомендации даются в форме пожеланий и направляют родителя в нужном направлении.
- Сохраняется конфиденциальность информации (не раскрываются особенности дефектов того или иного ребенка, если разговор завязывается в присутствии нескольких родителей), а наоборот используются положительные примеры из жизни детей.
- Используется доброжелательный и доверительный тон, чтобы вызвать расположение и симпатию родителей.
Существуют различные формы работы с родителями: анкетирование, опросы, индивидуальные консультации и рекомендации, информационные стенды, папки передвижки, родительские собрания, тетради домашних заданий, досуговая деятельность. На консультациях родителям показываются артикуляционная и дыхательная гимнастики. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращается на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, т.к. ребенку очень трудно переносить их в повседневную жизнь и использовать в неформальном общении, например, с друзьями.
Несколько раз в год учитель – логопед проводит групповые консультации на различные темы по запросу родителей. Темы для консультаций могут быть разнообразными, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая расширением и обогащением лексического запаса. На первой индивидуальной консультации учитель-логопед сообщает родителям о результатах логопедической диагностики и озвучивает план коррекции речевого нарушения. Основной формой взаимодействия учителя-логопеда с родителями является тетрадь с домашними заданиями. Задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по развитию таких навыков, как внимание и память. Также по формированию словаря и развитию фонематического слуха. Родителям объясняется как необходимо оформить эту тетрадь, показываются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание картинок, запись стихотворений и т.д).
Еще одной формой работы в детском саду между учителем-логопедом и родителями является родительское собрание. На родительском собрании учитель-логопед рассказывает родителям, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребенка к занятиям дома, проведении занятий с ребенком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. На собрании родителям необходимо разъяснить, что каждому ребенку необходима ежедневная и усиленная работа по заданию педагогов. Лишь в таком случае возможны наилучшие результаты.