Опубликовано: 14.12.2022 г.
Автор: Гребнева Наталья Сергеевна, учитель-логопед
МАДОУ д/с № 81, город Новосибирск
Приоритетная образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: уточнение и расширение словаря детей по теме: домашние животные, их детеныши.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
- учить употреблять предлог «у» в речи через упражнения «У кого кто?», «У кого что?»;
- учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами через упражнение «Назови ласково»;
- учить употреблять творительный падеж имен существительных через упражнение в согласовании слов по падежам.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать мышление через упражнение «Собери картинку»;
- укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- активизация и расширение словаря по теме домашние животные: стадо, табун, отара, пастух;
- развитие слухового и зрительного восприятия, общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру;
- прививать любовь к домашним животным;
- воспитание умения слушать внимательно;
- воспитание коммуникативных навыков.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: логопедический кабинет, мультимедиа, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, лабиринт, световые указки, су-джок, игрушки диких и домашних животных, модель «деревни и леса», артикуляционные карточки, разрезные на 6 частей картинки.
Планируемый результат: умеет употреблять предлог «у» в речи; научить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; укрепление мышц артикуляционного аппарата; активно взаимодействует с логопедом.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи |
Содержание ННОД |
Образовательная область, вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Воспитывать познавательный интерес и мотивацию к речевому взаимодействию |
Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит музыка «В мире животных). Сейчас я загадаю загадки, а отгадки вы будете находить, и вывешивать на доске. Кто у двери нас встречает, В тишине весь день, проспав, И от счастья начинает Громко лаять: «Гав-гав-гав!»? Кто, на привязи гуляя, Травку щиплет на холме, И, хозяйку ожидая, Одиноко блеет: «Ме-е-е»? Кто всегда прекрасно знает, Что на завтрак я варю, И к лоханке подбегает, Громко хрюкая «Хрю-хрю»? Кто на завтрак ждёт сметану, И не хочет пить какао, Кто в жару и на морозе Малышей по кругу возит, И у дома своего, Ржёт негромко: «И-го-го»? Кто пасётся на лужайке, Без панамки и без майки, Отгоняет вредных мух, И мычит протяжно: «Му-у-у» Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Грызет морковку. (Кролик) С бородой, а не мужик, С рогами, а не бык. (Козел) |
Коммуникативная; Игровая Коммуникативная; Речевое развитие |
Слово учителя-логопеда Слово учителя-логопеда; Ответы детей |
Стихотворение Загадки |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
|
||||
Образовательные задачи |
Содержание ННОД |
Образовательная область, вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Моделирование через игру |
Что это? Деревенский домик А это? Лес. Распределите животных по своим местам обитания. Молодцы! Все справились с заданием. Летом большая группа коров пасется на лугу. Как, можно назвать эту большую группу коров? (Стадо). Когда пасутся кони? (Табун). Пасутся овцы? (Отара). Кто их пасет? (Пастух). А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму» |
Речевое развитие |
Дети выполняют задание |
Моделирование (на столах расположены домашние и дикие животные, дети должны распределить животных кто, где живет). Игрушки домашних животных и их детенышей. |
Актуализация знаний по теме занятия. |
Дидактическая игра «У кого кто». (Использование мультимедиа системы) Дети лазерной указкой находят маме своего детеныша. У собаки кто? - щенок; У коровы кто? - теленок; У лошади кто? - жеребенок; У кошки кто? - котенок; У свиньи кто? - поросенок; У козы кто? - козленок; У кролика кто? - крольчонок. Молодцы ребята. Вы каждому детенышу нашли маму. Вы не устали? Давайте с вами немного отдохнем. Подойди все ко мне, и возьмите по мячу. (Раздаются су-джок) |
Игровая Речевое развитие |
Дидактическая игра |
Мультимедиа |
Пальчиковая гимнастика «Мяч» Развивать крупную и мелкую моторику рук. |
Пальчиковая гимнастика «Мяч» Дети делают движения в соответствии с текстом. Я мячом круги катаю Между ладоней. Взад - вперед его гоняю. Смена рук. Им поглажу я ладошку Катают взад - вперед. Будто я сметаю крошку. Смена рук. И сожму его немножко, Сжимают. Как сжимает лапу кошка. Смена рук. Каждым пальцем мяч прижму. Нажимают пальцами на мяч. И другой рукой начну. Смена рук. А теперь последний трюк: Перебрасывание мяча из руки в руку Мяч летает между рук! Мы с вами немного отдохнули, а сейчас поработает наш язык. |
Социально-коммуникативная Речевое развитие Игровая |
Физкультминутка |
Стихотворение для пальчиковой гимнастики (Картотека пальчиковых игр) |
Артикуляционная гимнастика |
«Кошка лакает молоко» Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот. «Теленок сосет молоко» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать. «Фырканье лошади» Вибрация губ. |
Социально-коммуникативная |
Артикуляционная гимнастика |
Карточки с изображением артикуляционных упражнений |
Актуализация знаний |
Игра «Кто чем питается?» (использование пиктограмм) Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание по уровням. Давайте проверим. Чем питается корова? (Травой, сеном). Чем питается кошка? (Рыбой). Чем питается собака? (Косточками). Чем питается коза? (Травой). Чем питается кролик? (Морковкой). А почему матрешка осталась. Потому что она игрушка. Молодцы! Вы все справились с заданием. У кого из вас есть дома домашнее животное? Какое животное живет у тебя дома? Как вы ухаживаете за ними? (Кормим, лечим, моем, чистим и т.д.) |
Игровая Речевое развитие |
Игра |
Пиктограммы |
Актуализация знаний. |
Упражнение «У кого что?» Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана, у козы) У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки) У кого мягкие лапки? (У кошки) У кого есть вымя? (У коровы, у козы) У кого нос пятачком? (У свиньи) |
Игровая Речевое развитие |
Игра |
Картинки с изображением домашних животных |
Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов |
Упражнение «Назови ласково» А сейчас, ребята, будем ласково называть домашних животных. Кошка. Как назовете ее ласково? (Кошечка) Собака – собачка Коза – козочка Овца - овечка |
Игровая Речевое развитие |
Упражнение |
Взаимодействие детей с логопедом |
Физкультминтка |
Физкультминутка «Котик» Вот какой коташка (Идут «кошачьим шагом») Круглая мордашка (Гладят лицо) А на каждой лапке (Изображают когти) Коготки – царапки. Всё ему игрушки – (Прыжки на месте) Кубик и катушка. Котик словно мячик (Прыгают друг за другом по кругу) По квартире скачет. |
Физическое развитие |
Физкультминутка |
Игрушка котика |
Развитие внимания и памяти. |
Упражнение «Собери картинки» Соберите картинки и назовите животных, которые у вас получились (Свинья, кошка, баран, собака, корова, коза) |
Игровая Речевое развитие |
Ответы детей |
Разрезные картинки |
Заключительная часть (рефлексивный этап) |
||||
Образовательные задачи |
Содержание ННОД |
Образовательная область, вид деятельности |
Формы реализации Программы |
Средства реализации ООП |
Воспитывать навык диалогического взаимодействия детей с логопедом. Саморегуляция собственной деятельности. |
Наше занятие подошло к концу. Про кого мы сегодня говорили? Что вам понравилось на занятии больше всего? Все ли у вас получалось или возникли трудности? Вы все большие молодцы, справились со всеми моими заданиями! До свидания! |
Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие |
Беседа. Вопросы |
Похвала |