Опубликовано: 15.12.2022 г.
Автор: Вакуленко Ирина Васильевна,
Педагог дополнительного образования,
МБУДО «ЦВР» г. Кольчугино
- Введение.
Проблема навыка чистого интонирования – одна из важнейших проблем вокальной педагогики.
Актуальность: снижение культуры запросов современного общества;
распространение низкопробной поп-культуры;
появление большого числа непрофессиональных педагогов;
недооценка роли формирования певческих навыков, ведущих к развитию чистоты певческой интонации, к становлению певческого аппарата;
порча детских голосов.
Педагогическая идея это воздух, в котором расправляет крылья педагогическое творчество. В.А. Сухомлинский
Главной целью учебно-воспитательного процесса В.А. Сухомлинский считал всестороннее развитие личности.
Одним из основных положений является положение о неповторимости каждого ребёнка. Это краеугольный камень, на котором построена вся система взглядов В.А. Сухомлинского на проблемы учебы и воспитания.
Из концепции личностно-ориентированного подхода следует положение о ребёнке, как наивысшей ценности и, соответственно, главного субъекта учебно-воспитательного процесса.
Ведущая педагогическая идея опыта.
*Заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения над чистотой интонирования посредством широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении;
*Заключается в создании необходимых условий, содействующих совершенствованию качества звукообразования обучающихся вокалу, усилению их мотивации к изучению предмета на основе использования личностно-ориентированного подхода;
*Создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирования исследовательских умений и навыков – основы развития творческих способностей учащихся;
* В построении индивидуальных образовательных маршрутов учащихся продвинутого уровня при изучении предмета как средства их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности.
Цель: развитие чистоты интонации в пении детей
Задачи:
Образовательные:
- Обучить правильному звукообразованию, дыханию и дикции;
- Обучить навыку правильного певческого звучания;
- Обучить правильному формированию гласных.
Развивающие:
- Развить певческое дыхание;
- Развить артикуляционный аппарат;
- Развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
Воспитательные:
- Воспитать бережное отношение к своему голосу:
- Способствовать формированию эстетического вкуса;
- Повысить общий культурный уровень обучающихся, осмысленного и выразительного исполнения вокальных упражнений.
Акцентируется внимание на взаимовытекающие разделы в работе, это чистота певческой интонации; правильное звукообразование, дыхание, дикция; активная работа артикуляционного аппарата; сохранение правильного певческого звучания.
Формирование голосового аппарата: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» В.А. Сухомлинский.
Основные постулаты: развитие чистоты певческой интонации;
Развитие музыкальных способностей;
Развитие профессиональных певческих навыков.
Путь развития у детей «внутреннего слуха» в случае слабой способности пользоваться слуховыми представлениями: наиболее целесообразно начинать развивать внутренний слух с наиболее простой и лёгкой формы его проявления – с представлений, непосредственно связанных с восприятием и имеющих опору в реальном звучании. Но это является лишь этапом, за которым должна следовать работа по воспитанию «свободных» представлений «чистого внутреннего слуха».
У детей с сильным (репродуктивным) компонентом музыкального слуха «свободные» представления ярко проявляются в ранние годы, тогда как у других они возникают лишь в результате большой педагогической работы.
Инновационные методы и новые технологии на уроках вокала
Главная задача на уроках вокала – постановка голоса, одновременное, взаимосвязанное воспитание слуховых и мышечных навыков поющего, формирование представления о правильном певческом звучании – «вокального эталона».
На занятиях по вокалу представления о правильном певческом звучании чаще всего осуществляются на основе звукового показа, словесного описания правильного звучания и оценки получившегося звука педагогом. Однако оценка звучания собственного голоса во время пения затруднена, так как звук, проходя сквозь мышечные ткани организма, искажается.
Такие технические средства обучения как компьютер, видеокамера, планшет, смартфон могут помочь педагогам в формировании таких представлений. С их помощью педагог и ученик могут прослушать (увидеть) запись урока, выступления несколько раз. При этом оценку получившемуся звуку даёт не только педагог, но и ученик, получивший возможность услышать свой голос со стороны и оценить его вместе с педагогом.
Такое прослушивание (просмотр) с комментарием преподавателя обучает ребенка давать правильную оценку качеству звучания своего голоса, развивает способность к самооценке и самоконтролю, помогает конкретно разобраться в том, какие недостатки нужно устранить, чтобы голос и интерпретируемое музыкальное произведение прозвучало как можно лучше.