0+



 

Опубликовано: 16.12.2022 г.

Автор: Ямщикова Алла Витальевна,
Заведующий,
МКДОУ № 34 «Журавлик»
г. Черкесска

 

Горжусь профессией своей за то, Что детство проживаю в ней неоднократно.

  В. А. Сухомлинский

Существенные изменения, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности Российского  общества, принуждают систему образования в целом и каждое конкретное учреждение быстро реагировать на запросы современного мира, повышать качество образовательных услуг и свою конкурентоспособность. К современному дошкольному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня управления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Руководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы стабилизации и развития.

Мне “посчастливилось” стать руководителем в непростое время – время активных организационных и содержательных преобразований в сфере образования, время изменения технологии организации педагогического процесса.

В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. Я поняла , что от  моих профессиональных умений, способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития МКДОУ , его социальный статус.

В первую очередь я поставила перед собой цель: выработать новый подход в управлении, строящийся на уважении, доверии и успехе, ориентируясь, прежде всего на создание комфортных условий для созидательной деятельности педагогов с детьми, родителями и самовыражения в ней, сформировать квалифицированную и способную команду единомышленников, которая бы обеспечила организационную целостность педагогического процесса, создала условия для эффективной реализации образовательной программы и отвечала бы запросам современных детей и их родителей (законных представителей), позволила бы создать базу для апробации новых педагогических программ и технологий.

Проведя детальный анализ работы системы нашего дошкольного учреждения, были выявлены её сильные и слабые стороны. Я пришла к выводу, что коллективом наработан бесценный опыт в деле воспитания подрастающего поколения, сохранён работоспособный, творческий коллектив, но все же необходимо внести преобразования: ввести   новые технологии в работу ДОУ, творчески освоить новое содержание образования, новые формы и методы обучения, тем самым коренным образом преобразовать образовательную среду.

В целях повышению качества и эффективности функционирования системы образования в ДОУ рабочей группой из числа педагогов под моим руководством разработан план работы. По результатам мониторинга независимой оценки качества образования, разработана дорожная карта.

 Основной целью своей управленческой деятельности поставила создание комфортных, оптимальных условий, обеспечивающих всестороннее развитие, безопасное пребывание и охрану здоровья воспитанников в детском саду, рост профессионального мастерства педагогов, удовлетворенность условиями труда всех работников учреждения. Но все же выделила приоритетное направление в своей работе.

   «Здоровье детей — здоровье нации!» - девиз моей работы.

Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников – приоритетная в работе  МКДОУ  и  одна из главных задач Программы развития ДОУ, которая решалась на протяжении нескольких лет. Придя на должность заведующего МКДОУ, поставила перед собой цель расширить работу, разнообразить традиционные методы и формы работы в данном направлении.

Но на современном этапе, остро встал вопрос о необходимости перехода в новые условия организации управленческой системы дошкольного учреждения, основанной на компьютеризации, информатизации, оптимизации и систематизации педагогического процесса.

Прежде чем преступить к расширению работы над оздоровлением детей  я не раз задумывалась над тем: “Как пробудить чувство инициативы у сотрудников учреждения, дать начало инновационным преобразованиям?

При каких условиях педагоги будут полностью увлечены идеей

оздоровления дошкольников? Что может способствовать

единению сотрудников в команду единомышленников в непростое время – время активных организационных и содержательных преобразований в сфере образования, время изменения технологии организации педагогического процесса, требовалось изменить и подходы к организации методической работы.

Процесс этот длительный, связан с разрушением стереотипов, преодолением противоречий и недостатков, введением новшеств.

Мне было непросто сделать первый шаг для преобразований  в данном направлении.

Непросто еще и потому, что, являясь главным координатором, я сама должна глубже, чем остальные, понимать важность оздоровления , — чтобы повести за собой, увлечь идеей. Только тогда каждый сотрудник дошкольного учреждения (и не только педагог) сможет сказать: «Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и

позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит — расти в личностном и профессиональном планах!» И как бы пафосно ни звучали  эти слова — они отражают суть приоритетной работы , полностью направленной на охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие. Во всех разделах программы, в самостоятельной и иной деятельности детей, в ходе режимных моментов и так далее прослеживается забота о здоровье дошкольников.

Без “команды единомышленников” невозможно выполнить всю запланированную работу в данном направлении. Однако, “команда” подразумевает “избранный круг”, ведь не каждый педагог готов к участию в экспериментальной работе (с точки зрения, как мотивационной готовности, так и уровня профессионализма). Чтобы не провоцировать конфликтные ситуации в коллективе, я  пришла к решению о создании творческой группы по основному направлению работы ДОУ: здоровьесбережению. Учитывалось желание, профессиональные интересы самих педагогов. Руководителем группы назначили числа высококвалифицированного педагога, имеющего организаторские способности, хорошую теоретическую и практическую базу, физическую подготовку-инструктора по ФК.

Деятельность  была направлена на поиск, изучение и апробацию инновационных программ, методик, технологий; создание на их основе собственных авторских или комплексно-целевых программ, их реализацию, оформление и описание результатов работы, распространение педагогического опыта, внедрение инноваций в деятельность ДОУ.

«Командой единомышленников» под моим руководством был разработан  комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение  должно было строиться на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое в свою очередь должно  стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада. Сначала пришли к пониманию , что реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди

родителей воспитанников.

Для начала выяснили,  что входит в понятие «полноценное здоровье». Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально-нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье»

 Для себя выделила важность создания оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.

Это:

-профессионализм педагогических кадров;

-соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

-организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

-мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов,

способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

-целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.

Оздоровительную работу в ДОУ  спланировали по следующим направлениям:

лечебно-профилактические, лечебно-оздоровительные, закаливающие процедуры и имеют своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка. Здоровьесберегающие технологии нацелили на активизацию самостоятельного физического развития, формирование оптимальной осанки ребенка, создание условий для

воспитания здоровой личности. Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализовывали через все виды деятельности в детском саду.

Проводить инновационную политику  было непросто. Это сопряжено с рядом противоречий. Одно из них – стремление системы к сохранению стабильного положения, а именно, желание работать в определенном, годами установившемся режиме. Закономерно, что при внедрении новшеств происходит разрушение стереотипов, сложившегося порядка вещей, традиций.

Но я с этой проблемой справилась, работа по оздоровлению детей проводилась систематически, в соответствии с планом.

В опыт работы  МКДОУ по данному направлению здоровьесбережения  активно внедряли  метод проектов, который позволил педагогам раскрыть творческий потенциал, реализовать образовательную программу, формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

Под моим руководством и личным участием в разработке проектов, педагогами ДОУ разработаны и внедрены много проектов. Одним из проектов является здоровьесберегающий проект «Здоровье детей в наших руках» направлен на  сохранение и укрепление здоровья детей, через организацию совместных мероприятий совместно с  родителями, педагогами и  детьми, направленных на укрепление здоровья воспитанников.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду во всех группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия и оборудование, в том числе и для профилактики плоскостопия. Смотры, конкурсы, выставки активизировали педагогов на изготовление пособий , атрибутов для занятий спортом. На территории детского сада оборудована спортивная площадка с беговой дорожкой, площадкой для занятия баскетболом и волейболом, полосой препятствий.

В детском саду 17 групп: две группы  специализированные  для детей с нарушением зрения, 11 групп общеразвивающей  направленности. Работу с воспитанниками обеспечивают 34 педагога. Из них 26 воспитателей, инструктор ФК, музыкальные руководители, педагог-психолог, учителя-логопеды.

Функционируют следующие помещения: физкультурный зал, музыкальные залы,  кабинет педагога-психолога, медицинский кабинет, кабинеты учителей-логопедов, кабинет медсестры-ортоптистки, в которых был проведен ремонт, добавлено современное оборудование для работы с детьми.

Ежедневно в течение дня проводится физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика, в теплый период на свежем воздухе, подвижные игры, игры народов КЧР, бодрящая гимнастика после сна, физкультурные занятия, дыхательная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж сенсорными шариками, динамические паузы во время занятий, купание в бассейнах, хождение босиком в летний период, хождение по тропе здоровья ежедневно.

Образовательная деятельность по физической культуре  

является основной формой организованного обучающего физкультурного упражнения ДОУ. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Проводится в музыкальном и спортивном залах под музыку, в теплый период времени - на свежем воздухе. Занятия на тренажерах – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста.

 В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, неделя  здоровья. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят развлечения, организованные на открытом воздухе. Помимо организованных видов образовательной деятельности по физической культуре в режиме дня детей дошкольного возраста занимает самостоятельная двигательная деятельность. Значительно снизилась заболеваемость детей.

В тоже время согласно ежемесячному мониторингу посещаемости, имеет место отсутствия детей по болезни в период адаптации, в основном это дети от 2 до 3 лет. Расширили работу в данном направлении, разработали план работы с такими детьми со специалистами. Функционирует спортивный кружок «Спортландия» под руководством инструктора по ФК, который с удовольствием посещают 20 детей.

Создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы определили приоритет в воспитании младших дошкольников – сохранение здоровья в адаптационный период. В работу с детьми внедрили методы арт – терапии.

Арт - включает в себя: игровую терапию - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра, песочную терапию, сказкотерапию, изотерапию - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством, цветотерапию, музыкотерапию - лечебное воздействие через восприятие музыки, которая увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.

Воспитателями используются подвижные игры, физкультминутки, игры на основе стихов и потешек на развитие мелкой моторики и координации движения.

В МКДОУ функционируют две специализированные группы для детей с нарушением зрения – единственные в КЧР. Группы курирует врач офтальмолог.

Медико-педагогическая помощь осуществляется сестрой -ортоптисткой, включает в себя: лечение  зрительной патологии детей, оздоровительные  и профилактические  мероприятия. Лечение зрения назначается  каждому ребенку индивидуально, после адаптации  ребенка  в  детском  саду  в  течение  месяца.  Улучшение  зрения  достигается  путем  постоянного  ношения, правильно  подобранных  очков,  лечения  на  аппаратах  и  медикаментозного  лечения  глаз.

Острым и проблематичным был вопрос оснащения материально-технической базы МКДОУ: мало современного, безопасного оборудования, необходимо было функционально расположить все оборудование  в группах и многое другое , но и с этим нам удалось постепенно справиться.

Материальная база нашего МКДОУ  представлена помещениями предназначенных для сохранения и укрепления здоровья воспитанников:

- групповые комнаты (раздевалки, спальни, буфетные, игровые

комнаты);

- музыкальный зал;

- спортивный зал;

- кабинет учителя-логопеда;

- медицинский кабинет;

- кабинет медсестры-ортоптистки;

- комната релаксации;

- пищеблок.

Территория учреждения оснащена игровыми площадками для каждой группы, спортивной площадкой со спортивным комплексом,  оборудовали экологическую тропу, тропу здоровья.

Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществлялась с учетом возрастных особенностей. Расположили мебель, игровое и другое оборудование так, чтобы отвечало требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволило  детям свободно

перемещаться.

В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности воспитанников. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.

В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Для жизнеобеспечения и развития детей, были проведены мероприятия по модернизации материально-технической базы : осуществлен ремонт физкультурного зала , произведено оснащение новым спортивным оборудованием , в группах оборудованы спортивные уголки , в специализированных группах по программе «Доступная среда» обновилось оборудование , компьютерные программы для работы с детьми по исправлению и  коррекции зрения.

Для результативной деятельности детского сада в направлении оздоровления необходимо было работать в  тесном контакте с семьей. Здесь мы столкнулись с трудностями. На протяжении нескольких лет наблюдаются следующие тенденции молодых родителей в привитии культурно-гигиенических навыков, воспитании и оздоровлении детей раннего возраста, замедляющие процесс успешной адаптации и социализации детей (нежелание приучать к горшку, ведущее к непрерывному хождению ребенка в памперсах; незнание правил одевания детей в зависимости от температуры воздуха, ведущее либо к переохлаждению, либо к перегреванию; у детей, вовремя не отученных от соски и не приученных пользоваться посудой (чашкой), возникают негативные переживания во время режимных моментов).

Поэтому в группах раннего возраста разработали систему взаимодействия с родителями. Накануне поступления ребенка в группу проводится беседа об индивидуальных особенностях ребенка и анкетирование. На основе полученной информации воспитатели консультируют родителей, как осуществить подготовку ребенка к дошкольному учреждению, дают рекомендации на основе индивидуально-личностного подхода. На первом родительском собрании, рассматриваются вопросы адаптации, демонстрируется презентация фотоматериалов «Как мы растем», проводится практикум по игровой деятельности. Установились  доверительные отношения с семьями, желание сотрудничать в вопросах воспитания детей. Педагоги познакомили  родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, медицинские работники привлекли родителей к участию в мастер-классах , оздоровительных мероприятиях  проводимых в ДОУ,  предложили консультации: «Закаливание детей в возрасте до 3-х лет», «Профилактика ОРЗ в домашних условиях», «Предупреждение плоскостопии у детей». Медсестра-ортоптистка  систематически знакомила с работой детей специализированных групп на компьютерах направленной на коррекцию зрения. Важным является то , что нам удалось создать  единую систему закаливания и оздоровления детей в дошкольном учреждении и дома, только так можно было достичь результатов в оздоровительной работе.

Наше дошкольное учреждение на современном этапе является одним из востребованных в системе образования города Черкесска. Удалось сплотить и нацелить на работу коллектив состоящий из перспективных, заинтересованных в своем деле профессионалов. По стажу работы педагогический коллектив представляет собой оптимальное сочетание опытных и начинающих педагогов, что позволило сохранить и передавать традиции, способствовало обмену опытом и увеличить ресурс работоспособности. В  МКДОУ удалось выстроить систему комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья воспитанников, что способствовало снижению их заболеваемости и повышению физического развития. Воспитанники и коллектив имеют возможность участвовать в городских спортивно-массовых мероприятиях, что мотивирует их на занятия спортом и повышает интерес к здоровому образу жизни, воспитывает в них волевые качества и спортивный дух. В работе по оздоровительному направлению удалось достичь результатов и наград разной степени: награждены благодарностью за организацию и ведение инновационной деятельности  в области оздоровления академией народной энциклопедии; дипломом победителя  академией образования взрослых «Альтернатива»; дипломом лауреата конкурса «Новаторство в образовании» в области реализации здоровьесберегающих технологий.

        Результат организованной и проведенной работы по оздоровлению детей на протяжении нескольких лет работы всего коллектива МКДОУ под моим руководством прослеживается на основе анализа, получил признание среди участников образовательного процесса. Целенаправленная, систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, обеспечила низкие показатели детской заболеваемости. Повысился уровень роста знаний, умений, навыков детей. Улучшилась общая двигательная активность.          Положительные отзывы родителей о проделанной работе. Собран богатый тематический материал по данному направлению. И я считаю это достижением в работе МКДОУ возглавляемого мною.    

                  Для себя, как руководителя, сделала вывод: заведующий – это не профессия, это образ мышления и поведения, который заставляет постоянно находиться в творческом поиске, не дает останавливаться на достигнутом. Здесь нет заведомо готовых ответов, и каждый день нашей работы – это испытание, прежде всего для самого себя, и для сердца, и для интеллекта. Именно в таких условиях и реализуется человеческий потенциал. Здесь ты и режиссер, и актер, и исследователь, и дипломат.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация