Опубликовано: 16.12.2022 г.
Автор: Пряжникова Юлия Павловна,
воспитатель,
МБДОУ № 14, Красноярск
В педагогике существуют такие процессы, как индивидуализация образовательного процесса и индивидуальный подход. Часть ученых не видят разницы между этими понятиями, другие связывают одно с другим, третьи разделяют эти понятия.
Давайте сравним эти два понятия и найдем признаки сходства и отличия.
Индивидуальный подход – это организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.
Итак, индивидуальный подход - это принцип обучения и воспитания, а индивидуализация - это организация процесса обучения с учетом осуществления этого принципа, т. е. особая технология обучения со своими способа-ми и методами.
Критерии оценки индивидуальной работы педагога :
Наличие плана индивидуальной работы педагога ( планирование и отражение в рабочей документации.
Чаще всего индивидуально с детьми воспитатели общаются в утренние или вечерние часы,когда детей в группе не так много.В другое время они работают с группой воспитанников, реже с подгруппой, и заняты реализацией образовательной программы.
Время индивидуальной работы в режиме дня.
Включение инд.работы в режимные моменты( в группе,во время прогулки, на занятии в музыкальном и физкультурном залах.)
Объем работы с каждым ребенком.
Необходимость в индивидуальной работе с воспитанником педагог определяет самостоятельно, продолжительность от 3до 20 минут.
Формы и методы индивидуальной работы:
Педагог должен использовать разные формы индивидуальной работы.Это может быть индивидуальное взаимодействие ребенка с воспитателем или выполнение задания на примере, по образцу взрослого, а также при помощи сверстников. Для этого педагог может создать пары или микрогруппы детей, где один из детей нуждается в поддержке. Такая организация работы будет полезна и для ребенка, который выступает в роли наставника, т.к учит его умению объяснять и обучать.
Методы инд. работы могут быть разными. Например, рассказ, беседа, напоминание, вопрос ,проговаривание. Наглядные: показ иллюстраций, макетов, предметов. Практические: упражнение, совместное выполнение действий, моделирование, эксперимент. Какой метод выбрать, педагог решает в зависимости от места, где проводит индивидуальную работу, и особенностей конкретного ребенка.
Практическое задание для педагогов "Салфетка".
Всем участникам семинара раздаются листы бумаги - "салфетки". Задание: сложить лист пополам и оторвать правый угол (кто-то будет сгибать салфетку пополам вдоль, кто-то - по диагонали; кто-то будет отрывать правый нижний угол, а кто-то - верхний), так делают 4 раза. Затем развернуть салфетку, показать ее всем участникам. Ни одной одинаковой салфетки не будет, как нет двух одинаковых личности.
'Индивидуа́льность' (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств
Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход предполагает гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку, создание необходимых условий.
Вся работа направлена на решение следующих задач:- выявление индивидуальных особенностей - определение методов, форм и средств, направленных на реализацию индивидуального подхода;
Работа в данном направлении начинается задолго до того, как ребенок приходит к нам в детский сад и, прежде всего, мы беседуем с родителями, которые обращают внимание на те или иные особенности в развитии ребенка.
Приветствие
Представьте, что вы встречаете утром детей. Предложите разные варианты и способы приветствия, учитывая особенности конкретного ребёнка.
Участники по кругу приветствуют остальных участников любым способом, которым можно поприветствовать ребёнка (каждый предлагает свой вариант).
Что значит подойти к ребенку индивидуально? Подойти к ребенку индивидуально это значит понять самого ребенка: что он из себя представляет, ка-ковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен ли он или, наоборот. Таких вопросов много. Ребенок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. «Почувствовать ребенка»- то важное качество, благодаря которому педагог становиться профессионалом. Это опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребенке видит личность.
Практическое упражнение «Мимика педагога».
Участники делятся на две команды. Ведущий озвучивает проблемную ситуацию: «В группе детского сада идет занятие, дети заняты увлекательной игрой. Вдруг раздается сильно шум. Воспитатель оборачивается и…» продолжить развитие событий со стороны ребенка и со стороны взрослого
Индивидуально подойти к ребенку – значит создать для него психологически комфортные условия. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, педагог должен всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах.Результатом работы будет не только усвоение программного материала, но и
личностный рост детей, которым общение с педагогом помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее.
Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в условиях детского сада способствует гармоничному развитию детей совместно с родителями, повышает мастерство педагогов.
Шпаргалка для педагогов
Пути индивидуального развития детей:
• работа с подгруппами,
• добровольность участия,
• не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания,
• коммуникативная и игровая мотивация занятий,
• принятие ребенка как партнера по общению,
• опережающая инициатива взрослого,
• интерпретация им поведения ребенка,
• выделение в режиме дня времени и пространства для самодеятельных игр,
• обогащение предметно-развивающей среды, взаимосвязанное с организованной взрослым деятельностью.
Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему: в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон;К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.Индивидуальный подход учитывает и темперамент ребенка и особенности его характера: экстраверт ребенок или интроверт. Ведущие каналы восприятия: кинестеик, аудиал, визуал. Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования личности ребенка, он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.
Игровое упражнение «Вспомним свое детство»
Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог бросает мяч, а педагоги ловят его и отвечают на вопрос.
- Вы были послушным ребенком?
- Вы с удовольствием посещали детский сад?
- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?
- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?
- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?
- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?
- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?
- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?
- Что из детства вам запомнилось больше всего?
Посмотрите, у нас были такие же проблемы как у наших детей группы и как нам хотелось быть услышанным и понятым. Почему мы отказываем в этом детям.