Опубликовано: 16.12.2022 г.
Автор: Вакуленко Анастасия Викторовна,
Методист,
МБУДО «ЦВР» г. Кольчугино
Занятия вокалом для ребенка – это, в первую очередь, развитие его эмоциональной и чувственной сферы. Так же, способность понимать механизмы звукообразования и способность управлять собственным голосом дает возможность успешно коммуницировать с людьми, подбирая нужную эмоциональную и тембровую окраску для определенных жизненных ситуаций.
Для максимально плодотворной работы на занятиях вокалом с детьми педагогам необходимы знания об особенностях детских голосов, и, соответственно, применение методики для их развития.
В разные возрастные периоды ребенка происходит изменение голосообразования по высоте, силе, тембровой окраске и диапазону. Периоды развития голоса разделяются на замедленный, обычный и интенсивный. Их протекание обуславливается разным темпом развития определенных отделов голосового аппарата, в зависимости от физиологических особенностей роста конкретного ребенка.
На определенных этапах жизни детей смена этих периодов может происходить неоднократно и неравномерно. Например, при равномерной смене – от обычного роста к замедленному, от интенсивного – к обычному. При скачкообразной – ослабленный – интенсивный рост, или же от интенсивного роста к замедленному. Лёгкие развиваются интенсивно в первые два месяца, но до периода полового созревания они растут постепенно. В первый год жизни ребенка отмечаются выраженные изменения в трахее и бронхах. В три стадии происходят изменения в носоглотке и гортани. Формирование придаточных пазух происходит до 3-х лет, носоглотка и носовая полость развиваются интенсивно в течение первого полугода жизни. Завершается рост придаточных пазух и носоглотки, как правило, к пубертатному периоду. Остальные органы голосового аппарата оформляются к концу полового созревания, за исключением гортани, чей рост не прекращается, но становится минимально выраженным.
До трехлетнего возраста гортань у девочек и мальчиков по длине не различается. Затем, ввиду заметного роста вестибулярных и голосовых складок и расширения надгортанника – гортань у мальчиков становится длиннее. В период до семи лет глубина ее превышает ширину, затем усиливается горизонтальный рост.
Гортань – орган хорошо иннервируемый. В слизистой оболочке находится большое количество рецепторов, и концентрация некоторых из них находится в рефлексогенных зонах. Первая зона – это область входа в гортань, вторая – область черпаловидных хрящей и их отростков. Эти зоны богаты температурными, болевыми и тактильными рецепторами, которые воспринимают раздражение от выдыхаемой струи воздуха. Рецепторы этих зон выполняют функцию защиты бронхов и легких. В подскладочном пространстве гортани находится третья рефлексогенная зона – фонационная. В данной области находятся рецепторы, воспринимающие раздражение от выдыхаемого воздуха, вызывающие изменение давления при выдохе, что особенно выражается во время фонации. Начало оформления третьей рефлексогенной зоны приходится только к возрасту 5-7 лет, и лишь к семи годам гортань ребенка начнет напоминать гортань взрослого человека, после чего начинается процесс формирования и развития вокальных мышц.
Звук человеческого голоса, по сути, это озвученный (фонационный) выдох, объём и определенную окраску которому придают артикуляционный аппарат в сочетании с головным (фальцетным) и грудным резонаторами. Принимая во внимание регистровую структуру детского голоса, процесс его воспитания и развития на начальном этапе необходимо направить на развитие присущих изначально голосу регистров – грудного, звук в котором густой и низкий, и фальцетного регистра, где звук прозрачный, звонкий и высокий.
В первую очередь педагогам по вокалу и хормейстерам необходимо помнить, что первостепенным регулятором работы всего голосообразующего аппарата является слух. Звуковые представления накапливаются в слуховой памяти задолго до использования их в речи или вокализациях. Но, впоследствии, сложившиеся звуковые образы подсознательно становятся направлениями для структурирования работы голосообразующего аппарата.
С учетом современных тенденций создания музыки, синтезированию звуков, не стоит удивляться тому, что нынешнее поколение детей уже к 6-ти летнему возрасту приобретают голосовые зажимы и дефекты, раскоординацию работы голосового аппарата, отсутствие интонирования и боязнь звучания собственного голоса.
Работа по сохранению и развитию детского голоса должна определяться общепедагогическими принципами (последовательность, повторяемость, доступность). Так же занятия следует выстраивать таким образом, чтобы не перенапрягать и не травмировать хрупкий и развивающийся организм. Учитывая то, что голосообразующий аппарат – это совокупность большого количества мышц, то для успешного развития детского голоса необходимо систематически применять упражнения, так называемый тренаж, для его развития. Такие занятия должны проходить в регулярном режиме и нагрузка постепенно, в разумных пределах, должна увеличиваться.
Несомненно, одной из самых важных, определяющих и сложных систем в голосообразовании является дыхательная. Работа с постановкой дыхания – это сложный и ответственный процесс, который требует специализированных знаний и навыков. Но, на развитие голоса так же благотворно влияет дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Как показывает практика, элементы гимнастики необходимо включать в занятия с детьми не только с целью воспитания голоса, но и для общего оздоровления ребенка.
Обязательный раздел занятий по развитию голоса – артикуляционная гимнастика. Специальные упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мышц лица и, прежде всего, щёк позволяют достаточно эффективно производить коррекцию части голосового аппарата. Такие упражнения представлены в фонопедическом методе развития голоса В.В. Емельянова. Этот метод широко используется педагогами всего мира уже на протяжении многих лет и доказывает свою эффективность в работе не только с детскими голосами, но и голосами профессиональными.
Речевые игры – один из разделов фонопедического метода В.В. Емельянова. Он включает в себя чтение стихов в разных регистрах, декламацию сказок, используя звуковые иллюстрации, к примеру, изображение голосов сказочных героев. Такие приемы работают на оптимизацию работы всего голосового аппарата, снятие мышечных и психологических зажимов. При систематическом применении подобных приемов даже «гудошники» начинают внедрять в вокализации различные по силе и высоте звуки. Занятия, проходящие в игровой, творческой форме доставляют огромное удовольствие, дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными и свободными. Для достижения высоких результатов данного метода необходимы некоторые условия.
В первую очередь не следует забывать о том, что дети младшего возраста, как правило, пользуются репродуктивным способом освоения всего нового, поэтому для педагога хорошее владение голосом и способность выразительной демонстрации является залогом успеха. Не менее важным фактором является доверительная и дружелюбная атмосфера в коллективе.
Отдельное внимание требуется уделять мутационному периоду. Гендерных различий в голосовом аппарате до мутации практически не наблюдается. К выраженному росту гортани в период полового созревания у мальчиков приводит начало функционирования половых желез. У девочек этот процесс выражен в меньшей степени. К понижению голоса у мальчиков на 1-1,5 октавы приводит увеличение гортани. Вследствие влияния гормонов она в сравнительно короткий период времени (от шести месяцев до двух лет) трансформируется из детской в мужскую. У девочек же этот период можно назвать эволюцией, и его продолжительность может длиться от шести недель до трех месяцев, голос же понижается в среднем на терцию.
В мутационный период претерпевает изменения голосообразующий механизм. Происходит включение грудного резонатора, фонация при котором производится всей массой голосовых складок, в отличие от фальцетного голосообразования, которое характеризуется головным резонированием со смыканием и натяжением краев голосовых складок.
С малых лет детей следует приучать соблюдать гигиену голоса. На правильное, качественное звучание голосовых связок оказывает влияние не только здоровье ЛОР-органов, но и состояние щитовидной железы и вырабатываемые ею гормоны. Гипо- и гипертериоз могут оказывать существенное влияние на слизистую оболочку голосообразующего аппарата. Занятия вокалом при простудных заболеваниях чреваты кровоизлияниями в связки, что крайне трудно поддается лечению, поэтому в нездоровом состоянии петь не рекомендуется. Так же следует помнить, что девочкам, вступившим в период полового созревания, не следует заниматься вокалом в первые три дня менструального цикла, т.к. в этот период голосовые связки подвержены отекам, что создает угрозу образования певческих узлов и препятствует правильному звукообразованию.
Режим дня и правильное питание так же существенно влияют на здоровье голоса. Поэтому вредную, острую еду и напитки следует исключить, в противном случае они могут пагубно повлиять на состояние голосовых связок. Расширение сосудов приводит к утолщению связок, они теряют эластичность, происходит несмыкание – вот некоторые последствия употребления нездоровой пищи.
Следует взять за правило проводить ингаляции с эвкалиптовым маслом и промывания носоглотки слабым раствором морской соли при помощи небольшой спринцовки. Хороший сон благотворно влияет на состояние голосовых связок, поэтому спать необходимо в хорошо проветренном помещении, уровень влажности в котором не должен быть низким, чтобы не допускать пересыхания носоглотки. Так же качество сна оказывает существенное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, что, в свою очередь, отражается на способности связок функционировать правильно и в полную силу.
В заключении следует сказать о том, что наиболее полноценно и качественно детский голос развивается при занятиях вокалом. Взаимодействуя с музыкой, ребенок приобретает опыт сопереживания, раскрывает свою эмоциональность, развивает эмпатию. Упражнения, направленные на постановку и развитие голоса решают несколько задач – непосредственное воспитание голосового аппарата, развитие интеллекта, устранение дефектов речи и ее развитие, а так же общее оздоровление детского организма.
Литература
- Андгуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. М. : Аграф, 2003.
- Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора (Обучающая техника Классик-хора «Аврора»). Екатеринбург :
Экспериментальная детская хоровая музыкальная школа, 2007.
- Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся...
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей,
1992.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса...
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 6-е изд. СПб. : Планета
музыки, 2010.