0+



 

Опубликовано: 16.12.2022 г.

Автор: Вакуленко Анастасия Викторовна,
Методист,
МБУДО «ЦВР» г. Кольчугино

Занятия вокалом для ребенка – это, в первую очередь, развитие его эмоциональной и чувственной сферы. Так же, способность понимать механизмы звукообразования и способность управлять собственным голосом дает возможность успешно коммуницировать с людьми, подбирая нужную эмоциональную и тембровую окраску для определенных жизненных ситуаций.

Для максимально плодотворной работы на занятиях вокалом с детьми педагогам необходимы знания об особенностях детских голосов, и, соответственно,  применение методики для их развития.

В разные возрастные периоды ребенка происходит изменение голосообразования по высоте, силе, тембровой окраске и диапазону. Периоды развития голоса разделяются на замедленный, обычный и интенсивный. Их протекание обуславливается разным темпом развития определенных отделов голосового аппарата, в зависимости от физиологических особенностей роста конкретного ребенка.

На определенных этапах жизни детей смена этих периодов может происходить неоднократно и неравномерно. Например, при равномерной смене – от обычного роста к замедленному, от интенсивного – к обычному. При скачкообразной – ослабленный – интенсивный рост, или же от интенсивного роста к замедленному. Лёгкие развиваются интенсивно в первые два месяца, но до периода полового созревания они растут постепенно. В первый год жизни ребенка отмечаются выраженные изменения в трахее и бронхах. В три стадии происходят изменения в носоглотке и гортани. Формирование придаточных пазух происходит до 3-х лет, носоглотка и носовая полость развиваются интенсивно в течение первого полугода жизни. Завершается рост придаточных пазух и носоглотки, как правило, к пубертатному периоду. Остальные органы голосового аппарата оформляются к концу полового созревания, за исключением гортани, чей рост не прекращается, но становится минимально выраженным.

До трехлетнего возраста гортань у девочек и мальчиков по длине не различается. Затем, ввиду заметного роста вестибулярных и голосовых складок и расширения надгортанника – гортань у мальчиков становится длиннее. В период до семи лет глубина ее превышает ширину, затем усиливается горизонтальный рост.

Гортань – орган хорошо иннервируемый. В слизистой оболочке находится большое количество рецепторов, и концентрация некоторых из них находится в рефлексогенных зонах. Первая зона – это область входа в гортань, вторая – область черпаловидных хрящей и их отростков. Эти зоны богаты температурными, болевыми и тактильными рецепторами, которые воспринимают раздражение от выдыхаемой струи воздуха. Рецепторы этих зон выполняют функцию защиты бронхов и легких. В подскладочном пространстве гортани находится третья рефлексогенная зона – фонационная. В данной области находятся рецепторы, воспринимающие раздражение от выдыхаемого воздуха, вызывающие изменение давления при выдохе, что особенно выражается во время фонации. Начало оформления третьей рефлексогенной зоны приходится только к возрасту 5-7 лет, и лишь к семи годам гортань ребенка начнет напоминать гортань взрослого человека, после чего начинается процесс формирования и развития вокальных мышц.

Звук человеческого голоса, по сути, это озвученный (фонационный) выдох, объём и определенную окраску которому придают артикуляционный аппарат в сочетании с головным (фальцетным) и грудным резонаторами. Принимая во внимание регистровую структуру детского голоса, процесс его воспитания и развития на начальном этапе необходимо направить на развитие присущих изначально голосу регистров – грудного, звук в котором густой и низкий, и фальцетного регистра, где звук прозрачный, звонкий и высокий.

В первую очередь педагогам по вокалу и хормейстерам необходимо помнить, что первостепенным регулятором работы всего голосообразующего аппарата является слух. Звуковые представления накапливаются в слуховой памяти задолго до использования их в речи или вокализациях. Но, впоследствии, сложившиеся звуковые образы подсознательно становятся направлениями для структурирования работы голосообразующего аппарата.

С учетом современных тенденций создания музыки, синтезированию звуков, не стоит удивляться тому, что нынешнее поколение детей уже к 6-ти летнему возрасту приобретают голосовые зажимы и дефекты, раскоординацию работы голосового аппарата, отсутствие интонирования и боязнь звучания собственного голоса.

Работа по сохранению и развитию детского голоса должна определяться общепедагогическими принципами (последовательность, повторяемость, доступность). Так же занятия следует выстраивать таким образом, чтобы не перенапрягать и не травмировать хрупкий и развивающийся организм. Учитывая то, что голосообразующий аппарат – это совокупность большого количества мышц,  то для успешного развития детского голоса необходимо систематически применять упражнения, так называемый тренаж, для его развития. Такие занятия должны проходить в регулярном режиме и нагрузка постепенно, в разумных пределах, должна увеличиваться.

Несомненно, одной из самых важных, определяющих и сложных систем в голосообразовании является дыхательная. Работа с постановкой дыхания – это сложный и ответственный процесс, который требует специализированных знаний и навыков. Но, на развитие голоса так же благотворно влияет дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Как показывает практика, элементы гимнастики необходимо включать в занятия с детьми не только с целью воспитания голоса, но и для общего оздоровления ребенка.

Обязательный раздел занятий по развитию голоса – артикуляционная гимнастика. Специальные упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мышц лица и, прежде всего,  щёк позволяют достаточно эффективно производить коррекцию части голосового аппарата. Такие упражнения представлены в фонопедическом методе развития голоса В.В. Емельянова. Этот метод широко используется педагогами всего мира уже на протяжении многих лет и доказывает свою эффективность в работе не только с детскими голосами, но и голосами профессиональными.

Речевые игры – один из разделов фонопедического метода В.В. Емельянова. Он включает в себя чтение стихов в разных регистрах, декламацию сказок, используя звуковые иллюстрации, к примеру, изображение голосов сказочных героев. Такие приемы работают на оптимизацию работы всего голосового аппарата, снятие мышечных и психологических зажимов. При систематическом применении подобных приемов даже «гудошники» начинают внедрять в вокализации различные по силе и высоте звуки. Занятия, проходящие в игровой, творческой форме доставляют огромное удовольствие, дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными и свободными. Для достижения высоких результатов данного метода необходимы некоторые условия.

В первую очередь не следует забывать о том, что дети младшего возраста, как правило, пользуются репродуктивным способом освоения всего нового, поэтому для педагога хорошее владение голосом  и способность выразительной демонстрации является залогом успеха. Не  менее важным фактором является доверительная и дружелюбная атмосфера в коллективе.

Отдельное внимание требуется уделять мутационному периоду. Гендерных различий в голосовом аппарате до мутации практически не наблюдается. К выраженному росту гортани в период полового созревания у мальчиков приводит начало функционирования половых желез. У девочек этот процесс выражен в меньшей степени. К понижению голоса у мальчиков на 1-1,5 октавы приводит увеличение гортани. Вследствие влияния гормонов она в сравнительно короткий период времени (от шести месяцев до двух лет) трансформируется из детской в мужскую. У девочек же этот период можно назвать эволюцией, и его продолжительность может длиться от шести недель до трех месяцев, голос же понижается в среднем на терцию.

В мутационный период претерпевает изменения голосообразующий механизм. Происходит включение грудного резонатора, фонация при котором производится всей массой голосовых складок, в отличие от фальцетного голосообразования, которое характеризуется головным резонированием со смыканием и натяжением краев голосовых складок.

С малых лет детей следует приучать соблюдать гигиену голоса. На правильное, качественное звучание голосовых связок оказывает влияние не только здоровье ЛОР-органов, но и состояние щитовидной железы и вырабатываемые ею гормоны. Гипо- и гипертериоз могут оказывать существенное влияние на слизистую оболочку голосообразующего аппарата. Занятия вокалом при простудных заболеваниях чреваты кровоизлияниями в связки, что крайне трудно поддается лечению, поэтому в нездоровом состоянии петь не рекомендуется. Так же следует помнить, что девочкам, вступившим в период полового созревания, не следует заниматься вокалом в первые три дня менструального цикла, т.к. в этот период голосовые связки подвержены отекам, что создает угрозу образования певческих узлов и препятствует правильному звукообразованию.

Режим дня и правильное питание так же существенно влияют на здоровье голоса. Поэтому вредную, острую еду и напитки следует исключить, в противном случае они могут пагубно повлиять на состояние голосовых связок. Расширение сосудов приводит к утолщению связок, они теряют эластичность, происходит несмыкание – вот некоторые последствия употребления нездоровой пищи.

Следует взять за правило проводить ингаляции с эвкалиптовым маслом и промывания носоглотки слабым раствором морской соли при помощи небольшой спринцовки. Хороший сон благотворно влияет на состояние голосовых связок, поэтому спать необходимо в хорошо проветренном помещении, уровень влажности в котором не должен быть низким, чтобы не допускать пересыхания носоглотки. Так же качество сна оказывает существенное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, что, в свою очередь, отражается на способности связок функционировать правильно и в полную силу.

В заключении следует сказать о том, что наиболее полноценно и качественно детский голос развивается при занятиях вокалом. Взаимодействуя с музыкой, ребенок приобретает опыт сопереживания, раскрывает свою эмоциональность, развивает эмпатию. Упражнения, направленные на постановку и развитие голоса решают несколько задач – непосредственное воспитание голосового аппарата, развитие интеллекта, устранение дефектов речи и ее развитие, а так же общее оздоровление детского организма.

Литература

  1. Андгуладзе Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства. М. : Аграф, 2003.
  2. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора (Обучающая техника Классик-хора «Аврора»). Екатеринбург :

Экспериментальная детская хоровая музыкальная школа, 2007.

  1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся...
  2. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей,

1992.

  1. Стулова Г.П. Развитие детского голоса...
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 6-е изд. СПб. : Планета

музыки, 2010.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация