0+



 

Опубликовано: 19.12.2022 г.

Автор: Донковцева Ирина Валентиновна, учитель-логопед

МБДОУ №61 г. Апатиты

 

Как показывает практика, одним из наиболее тяжелых видов нарушенного звукопроизношения, является боковой сигматизм, который проявляется  в трудности восприятия неразборчивой, "хлюпающей" речи, а также в длительной динамике устранения данного дефекта.

При коррекции бокового сигматизма необходимо: 1) вывести паретичные участки языка из состояния бездействия, включить их в четкую, дифференцированную работу всего речевого аппарата; 2) согласовать движения кончика языка, различных частей спинки языка, боковых краев языка в единой артикуляционной структуре нормального произношения; 3) обеспечить достаточный напор выдыхаемой воздушной струи и правильное ее направление; 4) сочетать нормальное функционирование  мышц ротовой полости с достаточным напряжением лицевой муску­латуры, в частности, мышц губ и щек.

Для развития подвижности речевого аппарата желательна тактильная стимуляция лицевой и артикуляционной мускулатуры с помощью легкого массажа.

Массаж лицевых мышц и губ

Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны:

- похлопывание сглаженной носогубной складки;

- круговые движения в месте соединения жевательных мышц;

- поглаживание губ;

- легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне);

- круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);

- легкое пощипывание опущенного угла рта;

- пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне).

Массаж языка

- легкое поглаживание языка;

- постукивание шпателем или пальцами по языку;

- очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка.

 Одновременно с элементами массажа проводится артикуляционная гимнастика для развития движений мышц лица и губ.

Начинать ее следует с выполнения легких элементов движений с постепенным усложнением и с обязатель­ной гиперкоррекцией "слабой" стороны. Упражнения мо­гут быть следующие:

  1. Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового — один.
  2. Попеременное поднимание углов рта с одновременным за­крыванием соответствующего глаза.

Для распластывания языка можно предложить такие упражнения:

  1. «Собачка отдыхает» - высунуть широкий язык "лопатой" так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
  2. «Дождик» - шлёпать по языку губами, проговаривая: па-па-па...
  3. «Шьём на швейной машинке» - жевать широкий язык зубами, проговаривая: та-та-та...
  4. «Песенка пилы» - петь звук И-И-И, касаясь боковыми краями языка боковых зубов.

Для укрепления боковых краев языка можно предложить упражнения:

  1. «Пожуём блинчик» - жевание боковыми зубами краёв языка с поднятым

кончиком поочерёдное, одновременное.

  1. «Покусаем блинчик» - закусывание боковыми зубами одного края языка, затем другого (с гиперкоррекцией «слабой» стороны)
  2. «Незваный гость» - выталкивание спички, положенной на верхушки нижних

коренных зубов языком.

  1. Переворачивание языком во рту сухих горошин.
  2. «Катаемся с горки с ветерком» - выдохнуть на язык в положении «горбатого мостика» (следить за воздушной струей). Слышится звук [С].

Включение полученного изолированного звука [С] в слог традиционная методика предлагает начинать с введения в откры­тые слоги. Однако при устранении бокового сигматизма свистящих, Сизова Э.Я. предлагает на начальных этапах коррекции включать звук [С] в стечение с глухим смычным [Т]. При присоединении гласных к стечению [СТ] следует осуществлять в порядке отодвигания кончика языка от нижних зубов: [Э] - [Ы] - [А] - [О] - [У].

Включение полученных сочетаний звуков в слова и короткие фразы необходимо проводить в строгой последовательности:

- в ударных слогах (стелла, стыдно, стадо, стон, стук),

- в безударном положении (станок),

- закрепление [СТ] между двумя гласными: эсты, асты, усты; аста, эста и т. д.

- в словах (ласты, паста, выставка),

- во фразах («около моста густые кусты», «на столе стоят пустые стаканы»,

- в адаптированных текстах известных сказок с включением картинок.

Аналогичное закрепление в словах с сочетаниями: [ска] - [ско] - [ску], при необходимости с другими сочетаниями (если артикуляция [С] остаётся недостаточно четкой).

Далее автоматизация [c] в конце слова после главной: [ас] - класс, [ос] - нос, [ис] - низ, [ус] - укус и т. д. Только после этого автоматизация звука [c] в открытых слогах (сы-са-со-су).

После закрепления твердого [С] отрабатываются слоги и сло­ва со звуком [З] и только после этого с мягкими [С] и [З], ибо они требуют более тонкой координации движений артикуляционного аппарата.

При коррекции бокового сигматизма шипящих можно использовать следующий комплекс упражнений:

  1. Зубы сомкнуты губы вытянуты вперёд, как при звуке [О]. Углы губ не соприкасаются. Губы не закрывают зубы, расслабить губы несколько раз, не слишком вытягивая их вперед.
  2. «Пожуём блинчик» - жевание боковыми зубами краёв языка с поднятым кончиком поочерёдное, одновременное.
  3. «Покусаем блинчик» - закусывание боковыми зубами одного края языка, затем другого (с гиперкоррекцией «слабой» стороны)
  4. «Незваный гость» - выталкивание спички, положенной на верхушки нижних коренных зубов языком.
  5. Переворачивание языком во рту сухих горошин.
  6. «Киска спит - проснулась» удерживание по 10 сек. Язык попеременно «лежит» за нижними зубами - «стоит» - спинка языка выгнута вверх 10 раз.
  7. «Почеши спинку» - губы в улыбке, зубы видны, рот открыт, кончик языка за нижними резцами, выгибание спинки языка: поглаживание, покусывание её верхними зубами (до следов зубов)
  8. «Обезьянка поёт» - одновременное покусывание боковых краёв языка за нижними зубами, пропевание: и-и-и, ей-ей-ей.
  9. «Белка машет хвостом» - широкий язык тянуть к носу – к подбородку.
  10. «Белка прячет орешки» - кончик языка от угла рта двигается по щеке от угла рта к уху.
  11. «Пчелы кусаются» - рот открыт, губы в улыбке, покусывание язычка от кончика до середины к задней части языка и обратно так, чтобы оставались «дорожки» от зубов. Затем покусывание боковых краёв языка с поднятым вверх кончиком (расслабление языка, укрепление боковых краёв)
  12. «Орешки в тележке» - язык в форме «чашки» «едет» боковыми краями по верхним боковым зубам в ротовую полость.
  13. «Лифт» - язык в форме «чашки» направляется от нижних к верхним боковым зубам и обратно.
  14. «Киска лакает молочко» - облизывание верхней губы широким языком вверх-вниз, из стороны в сторону.
  15. «Слизывание мёда» - широким языком с нижней поверхности ложки.
  16. «Белка щелкает большие орешки» - плотное прижатие и «отрывание» широкого языка от верхней губы вниз назад.
  17. «Белка щелкает орешки» - «отрывание» с щелканьем языка, спрятанного под верхнюю губу вниз назад.
  18. «Балалайка» - быстрое, механическое «сбивание» провисающей стороны языка (обычно применяют при постановке звука [Р]).

Выработка направленной по средней линии языка длительной струи выдыхаемого воздуха достаточной силы (выполняется при широком, распластанном языке):

  1. «Волшебный пузырек» - дуть в пузырек, щеки попеременно напряжены и расслаблены.
  2. «Собачка» - дуть на плоский высунутый язык, свободно лежащий на губе (зубы разомкнуты, губы сближены и улыбаются) контроль на тыльную сторону кисти, полоску бумаги, ватку.
  3. «Лента вьется на ветру» - слабо дуть на длинную полоску кальки, помещенной вдоль средней линии широкого, лежащего на нижней губе языка.
  4. «Лодочка» - боковые края языка подняты, по средней линии языка – продольная впадина
  5. «Подводная лодка»: а) надувание воздухом «подводной лодки»; б) сдувание «подводной лодки» (контроль воздушной струи на палец).
  6. «Подводная лодка плывет» - боковые края языка по верхним боковым зубам вне полости рта – в полость рта.
  7. «Поющая дудочка» - дутье по средней щели широкого распластанного между губами языка, боковые края которого прилегают к уголкам рта.
  8. «Фокус» - губы в улыбке, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на верхней губе так, что боковые края прижаты, а посередине – желобок, при правильном выполнении выдыхаемая воздушная струя сдует ватку с кончика носа вверх.
  9. «Фокус-покус» как «Фокус» + язык в форме «чашки» (видны нижние зубы).

Применение эффективных приемов коррекции бокового сигматизма у детей дошкольного возраста позволяет добиться успешного и устойчивого результата.

Список использованной литературы.

  1. Растокина Л. Проект «Современные методы коррекции бокового сигматизма». // Международный образовательный портал, MAAM.RU, 2015.
  2. Сизова Э.Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Речевые и психические нарушения у детей и пути их коррекции. Л., 1978.
  3. Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Л., 1979.

 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация