Опубликовано: 10.01.2023 г.
Автор: Павлова Людмила Фёдоровна,
Воспитатель,
МОУ детский сад № 30
Волгоград
Семейный Календарь предназначен:
для детей дошкольного возраста, их родителей (законных представителей).
Длительность проекта: долгосрочный с 01.09.2020 по 31.08.2022
Тип проекта: совместный детско-родительский, творческий, практико-ориентированный проект с вариативным результатом для детей младшего и среднего возраста
Характер содержания: включает ребёнка, семью, природу, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.
Участники: воспитанники, родители, педагоги.
Место проведения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 Ворошиловского района Волгограда
Актуальность:
В рамках ФГОС ДО дошкольные группы должны активно взаимодействовать с родителями воспитанников. Самая распространенная форма такой работы это совместная работа ДОУ с семьей над проектами. Интересные идеи для проекта рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком.
Семейный календарь «Капельки семейного счастья» может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.
Одна часть календаря, разрабатывается педагогами с учетом воспитательно-образовательной работы в группе, может включать следующие сведения: о сезоне, а также о сезонных народных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о всемирных, всероссийских государственных, областных, городских, районных праздниках и рекомендации по их проведению в семье с учетом возраста детей; о профессиональных праздниках, отмечаемых в семье, и рекомендации по организации с детьми бесед о профессиях; о мероприятиях, проводимых для семей воспитанников в детском саду (консультациях, заседаниях клуба и пр)
рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье — семейного чтения, семейных прогулок на природу, экскурсий в музей, на выставки, к достопримечательностям (погружение в историю и культуру района, города, художественной деятельности и т. п.
Вторая, вариативная часть, планируемая семьей, может содержать следующие сведения: о семейных праздниках — днях рождения членов семьи, родных (именины, друзей семьи (в том числе друзей ребенка, а также о днях памяти в семье; о семейных прогулках, поездках и др. ; о семейном отдыхе (отпуск родителей); о достижениях ребенка.
Цель проекта:
- формирование у детей чувства толерантности, уважительного отношения к национальным и интернациональным традициям, активной гражданской и патриотической позиции, гордости за прошлое и настоящее Отечества;
- формирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах организации разнообразной развивающей совместной деятельности и правильного взаимодействия с детьми дошкольного возраста, исходя из семейных традиций и религиозных убеждений.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представления детей о международных, всероссийских, городских, народных, сезонных и религиозных праздниках;
- формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества;
-формировать у детей семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства;
- формировать эмоциональную заинтересованность к окружающему ребёнка миру;
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
Развивающие:
- развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
Воспитательные:
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- объединять участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ;
- помогать осознанию родителями необходимости планировать свою деятельность, нах находить время для взаимодействия и общения с ребенком;
- способствовать повышению педагогической компетентности родителей;
- сохранять и укреплять здоровье детей;
Особенности:
- ориентация на семейные и социальные (гражданские) ценности, здоровый образ жизни, уважение прав человека.
- ознакомление дошкольников с традициями, знаменательными датами, культурой окружающего пространства.
- формирование толерантных установок не только к представителям иной культуры, но и знание ребёнком собственной истории, уважение к традициям предков.
- опора на личный опыт детей, полученный ими в практической совместной деятельности с родителями и другими членами семьи;
- доступность материала для детей дошкольного возраста (отсутствие большого количества сведений)
- максимальная включенность родителей в содержательный досуг;
Форма проведения итогового мероприятия
Презентация «Семейного Календаря « Капельки семейного счастья».
Продукты проекта:
- для детей: новые знания и впечатления, содержательно провести вместе с родителями время, рисунки, составление рассказов, коллажи, фотоотчёты, фотогазеты, плакаты.
- для родителей: содержательно проведённый с ребёнком выходной, новые впечатления и уровень педагогической компетенции, совместная деятельность по изготовлению фотоотчётов, детских книг, рисунков, фоторепортажей, плакатов.
- для педагогов: ребёнок, уважающий семейные традиции и культуру своей страны, компетентные родители, обновлённая предметно-развивающая среда (книги, изготовленные родителями с детьми, коллажи, детские рассказы, фоторепортажи, плакаты).
Ожидаемые результаты:
- активизация взаимодействия родителей, педагогов и детей в вопросах организации разнообразной развивающей совместной деятельности, исходя из семейных традиций и религиозных убеждений;
- обогащение воспитательного опыта матерей и отцов, сформированные у детей представления о международных, всероссийских, городских, народных, сезонных и религиозных праздниках;
- сформированность у детей чувства толерантности, уважительного отношения к национальным и интернациональным традициям, активной гражданской и патриотической позиции, гордости за прошлое и настоящее Отечества.
Активизация деятельности:
- Подбор картинок, фотографий и стихотворений для календаря;
- Оформление картинок, фотографий и стихотворений для календаря;
- Создание дизайн макета календаря.
- Краткое содержание проекта «Семейный Календарь. Капельки семейного счастья».
Проект включает три основных этапа:
- Теоретический этап.
1.1. Обсуждение темы проекта с родителями, выявление интересов и потребностей. Тема проекта социально значима для всех участников образовательной деятельности.
Родители определяют собственные мотивы участия в проекте и почему его нужно организовывать с детьми.
1.2. Целеполагание: актуальность проекта, задача исполнения посильна для всех участников проекта. Определяются мотивы участия детей и их родителей в предстоящей деятельности.
Используем «Модель трех вопросов»:
- Что знаем? (Знаем, что существует множество знаменательных дат и событий).
- Что хотим узнать? (Что рассказать ребёнку о событии, дате? На что, обратить внимание, как с пользой провести время)
- Как узнать? (Прочитать информацию о событии и рекомендациях по его проведению в «Семейном Календаре»)
1.3. Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта и конечный продукт
- Практический этап.
2.1. Информирование родителей (беседы, консультации, наглядная информация на стендах )
2.2. Сбор информации о знаменательных датах, событиях, традициях из различных источников всеми участниками проекта.
2.3. Организация деятельности детей в группе (обсуждение с детьми проведённого с родителями времени, обмен впечатлениями, рисование и т. д.) и домашних условиях с родителями (создание календарей, зарисовка и составление рассказов, просмотр фотографий, обсуждение увиденного, обмен впечатлениями и т. д.).
2.4. Оформление отчётов от детей и родителей (печать фотографий, изготовление фотоотчётов и фотогазет, организация выставок рисунков).
- Обобщающий этап.
3.1. Ежемесячная информация новых «страниц» календаря и размышление над полученными представлениями, впечатлениями и личным опытом.
Результат:
- знание смысла событий, значимых для других народов, способствует воспитанию ребёнка, блокирует агрессию, идущую от отсутствия понимания;
- родители и дети возрождают семейные традиции и придумывают новые.
Вывод:
Если в ходе реализации проекта у детей сформируются патриотические чувства, связывающие разные поколения, представления о нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность) чувства любви к Родине; знания о родном городе: история, символика, достопримечательности; трудолюбие и уважение к людям труда, бережное отношение к результатам, любовь к родному городу, краю, то можно считать, что цель и задачи проекта реализованы.