Опубликовано: 17.01.2023 г.
Автор:
Введение
В последние годы Россия все чаще говорит о себе как о стране, ориентирующейся на традиционные ценности. Радикальные западники воспринимают это как некую идеологическую архаичность страны, которая, по их мнению, отстала от Европы и Америки с их передовыми подходами к жизни. Консерваторы – напротив — гордятся традиционалистской природой российского государства. Традиционные ценности (соборность, вера, человеколюбие, справедливость, преемственность поколений, почитание труда, бескорыстие, уважение к старшим) они, не без оснований, считают нашими цивилизационными достижениями, обеспечивающими устойчивость государства. Неудивительно, что 2022 год объявлен Президентом государства годом, посвященным культурному наследию народов России. Что дают традиционные ценности человеку и государству в век глобализации? Они противостоят «расчеловечиванию» человека и напоминают о нравственности и духовности, создавая среду, где эти свойства востребуются и воспитываются. Человек, исповедующий эти ценности на уровне личной жизненной практики (знание народных песен, обрядов, соблюдение обычаев) является, по определению, психологически здоровой личностью со стабильной психикой, не подверженной каким-либо перверсиям, разрушительным влияниям и информационным манипуляциям.
Стратегий национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации в 2021 году выделила основные национальные ценности, риски и приоритеты развития государства, среди которых культура и религия.
Культура и религия - исторически обусловленные социальные явления. При этом культура более широкое понятие, обозначающее изначально — возделывание, воспитание, образование, предполагает — систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, условно делимое на материальную и духовную.
В историческом развитии духовная культура проходила два этапа становления:
- на первом этапе формируется искусство (наскальное изначально) – религия (языческая изначально) – мораль (обусловленная стремлением к выживанию);
- на втором образуется философия – наука – право.
Мы же обращаемся к искусству и религии – областям духовной культуры, влияющим на становление ценностных ориентаций и морального кодекса людей, изменяющимся во времени.
Искусство (от церк.-слав. искусьство, искоусъ — искушение, опыт, испытание — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира.[ Что немаловажно, критерием искусства является способность вызывать эмоциональный отклик у других людей.
Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. Буквальное значение термина «религия» – связывание, вторичное обращение (к чему-либо). Быть может, что сначала это выражение значило привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Роль религии неизмерима, потому как она дала толчок развитию как религиозной культуры, так и светской.
Какие направления живописи известны: (портретная, батальная, пейзаж, натюрморт, реалистические картинки бытия…)? Иконопись, если исключить наскальные рисунки, была первым и длительным жанром. В XVIII веке появляются парсуны (портретная живопись (художники Боровиковский, Аргуновы…), а XIX век – это золотой век русской культуры во всем своем разнообразии.
Пройдя долгий эволюционный путь взаимосвязи, взаимодействия и взаимопроникновения искусство и религия, как два социальных явления дополняют друг друга.
Нас интересует соединения религии и живописи на.
Несомненно, легендарной личностью является Андрей Рублев.
Цель: - изучение элементов взаимосвязи живописи и православия на примере отечественного православного художника П. Рыженко.
Задачи:
- расширение знаний учащихся о прошлом нашей Родины;
- поощрение самостоятельности и творчества учащихся;
- совершенствование умения участвовать в дискуссиях, способности высказываться публично.
- получения практических навыков …..
Оформление: выставка предметов быта национальной культуры, компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
Теоретическая часть
«Русь! Русь… Открыто-пустынно и ровно все в тебе, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города, ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?.. У! Какая, сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!»
Н.В. Гоголь
Сегодня мы поговорим о российском живописце, художнике Павле Викторовиче Рыженко. Выставка картин его демонстрировалась и в г. Екатеринбурге. Человек XXI века, самоотверженно работал и оставил после себя огромное наследие и множество учеников, которые восхищаются силой его духа и его творчеством. В Калуге, откуда он родом, незадолго до смерти в 2014 году он успел открыть музей-диораму «Стояние на Угре».
Живопись этого художника пронизывает светлая любовь к России. Изучение великой истории нашего народа стало для него источником глубокого вдохновения.
Павел Рыженко родился в 1970 году. В 1982 поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. С 1988 по 1990 год отслужил в армии. В 1990 году поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова. В 1996 году защитился дипломной картиной «Калка».
Презентация: картины П. Рыженко на историческо-этическую тему.
Сам он пишет о себе так: «Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать», «Я ощущал дыхание живой истории…».
Павел Рыженко позиционировал себя как православный художник: «Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси.»
Презентация: картины П. Рыженко на православно-этическую тему.
Итог творчества: «Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство? Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом.»
«Дворник»— это работа о великом, проявленном в малом.
Тихо падают листья с лип. Дворник метет осеннюю землю. Стол с самоваром: хозяева только что пили чай и незаметно ушли. А за решеткой осеннего сада притихло, притаилось «чудовище» — бесноватые с красными бантами и винтовками. Смерть уже стоит за спиной у старого солдата, но он метет. Он продолжает Служить.
Обсуждение:
- проблемы человека XXI века;
- в чем смысл жизни увидел художник П. Рыженко?
- каков смысл жизни у человека нашего времени?
- что значит служение и важно ли оно (для кого ?)?
- на каком поприще может служить каждый человек?
- что значит социально-значимые профессии?
Заключение:
Практическая часть:
Недаром мы заговорили о православном художнике, объединив культуру и религию. Сегодня мы постараемся создать элемент декоративно-прикладного направления национальной культуры.
Перед тем как начать работать над картиной, необходимо приять решение о том, что на ней будет изображено. Удобней всего иметь готовое изображение (на бумаге), чтобы потом «воплотить его в шерсти».
Для создания картины мы выберем…
Список литературы
- Коллингвуд Робин. Принципы искусства /Пер. с англ. Подлинное искусство/ Искусство как выражение эмоций, с. 107
- Мастера современного искусства. Альманах (выпуск 34). Режим доступа: https://www.stydiai.ru/gallery/master-46/
- Орлов А.С. История России, Москва. 2012
- Рыженко П. Путь художника. Режим доступа: https://foma.ru/put-hudozhnika.html
- Сомова А.В. Шерстяная живопись – искусство для всех? / VII Межрегиональная научно-практическая конференция
«Новое поколение» - Живопись шерстью как вид искусства [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://fb.ru/article/178966/jivopis-sherstyu-kak-vid-iskusstva
Приложение 1.
«Самооценка стрессоустойчивости личности»
(ссылка на анкету: http://goo.gl/forms/O66C79aRXI)
Конфликты, как и другие негативные факторы нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.
Предлагаемый вам тест позволит оценить ваш уровень стрессоустойчивости. Вы получите более объективный результат, если ваши ответы будут искренними. Обведите кружком подходящий вариант вашего ответа на каждое утверждение (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).
Утверждения |
Редко |
Иногда |
Часто |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе. |
1 |
2 |
3 |
2. Я стараюсь что-то делать, даже если не совсем здоров. |
1 |
2 |
3 |
3. Я постоянно переживаю за качество того, что делаю. |
1 |
2 |
3 |
4. Я бываю настроен агрессивно. |
1 |
2 |
3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес. |
1 |
2 |
3 |
6. Я бываю раздражителен. |
1 |
2 |
3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно. |
1 |
2 |
3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым. |
1 |
2 |
3 |
9. Я страдаю бессонницей. |
1 |
2 |
3 |
10. Своим недругам я могу дать отпор. |
1 |
2 |
3 |
11. Я болезненно переживаю неприятности. |
1 |
2 |
3 |
12. У меня не хватает времени. |
1 |
2 |
3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации. |
1 |
2 |
3 |
14. Мне недостает уверенности, чтобы реализовать себя. |
1 |
2 |
3 |
15. У меня не хватает времени для любимых дел. |
1 |
2 |
3 |
16. Я все делаю быстро. |
1 |
2 |
3 |
17. Я испытываю страх за свое будущее. |
1 |
2 |
3 |
18. Я часто переживаю из-за своих необдуманных поступков. |
1 |
2 |
3 |
Обработка результатов
Теперь подсчитайте баллы, которые вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:
Для подсчета результатов анкеты за каждый ответ были начислены
баллы:
Ответ Количество начисленных баллов
Очень редко 1
Иногда 2
Часто 3
Затем суммировались баллы, начисленные по всем вопросам анкеты. По
сумме баллов определялся уровень стрессоустойчивости.
Сумма баллов Уровень стрессоустойчивости
52-54 очень низкий
50-51 низкий
46-49 ниже среднего
42-45 чуть ниже среднего
38-41 средний
34-37 чуть выше среднего
30-33 выше среднего
26-29 высокий
18-25 очень высокий
Чем меньше баллов набрано, тем выше стрессоустойчивость, и наоборот.
Если у анкетируемого человека очень низкий и низкий уровень
стрессоустойчивости, то ему необходимо кардинально менять образ жизни
Анкета «Творчество и хобби»
(ссылка на анкету: http://goo.gl/forms/O66C79aRXI)
Ваше имя *
- Ваш возраст *
до 6 лет
6-11 лет
12-15 лет
15-20 лет
20-30 лет
более 30 лет
- Каким творчеством вам больше всего нравится заниматься: *
рисованием
лепкой
плетением
вязанием
фотографией
Другое
- Испытываете ли вы чувство удовлетворения после занятия творчеством?
У меня улучшается настроение
Я абсолютно к этому равнодушен
У меня ухудшается настроение
Не могу ответить на вопрос
- Считаете ли вы, что творческий человек более успешен в жизни и интересен в общении? *
Да
Не всегда
В очень редких случаях
Нет
- Есть ли у вас хобби? *
У меня нет времени на хобби
Меня ничего не интересует кроме учебы (работы)
Есть, мое хобби связано со спортом
Есть, мое хобби связано с искусством (музыкой, живописью, танцами и др.)
Есть, мое хобби связано с техникой
Есть, мое хобби связано с компьютерами
Другое:
- Часто ли у вас бывают перепады настроения? *
Очень часто
Редко
У меня почти всегда хорошее настроение
У меня почти всегда плохое настроение
- Считаете ли вы, что у современный человек часто испытывает стресс (напряженное состояние организма человека в ответ на неприятные ситуации)? *
Наша жизнь полна стрессов и переживаний
В жизни нет причин для стресса
Некоторые люди переживают без причин, потому что неправильно понимают ситуацию
- Помогает ли творчество справиться с стрессом?
Есть люди спокойные и есть очень нервные
да
нет
Не уверен (а)
- Представьте себя художником, рисующим закат на берегу моря. Теплый морской ветер, шум чаек, голубое море, желтый песок, уходящее солнце. Вы смело берете кисть и отражаете все это на холсте. Картина выходит очень красивой, похожей на то, что вы видите вокруг. Что вы при этом почувствовали? *
Я улыбнулся (улыбнулась)
Мне неприятно
Я насторожился (насторожилась)
Мне очень захотелось это попробовать
Рекомендовано Методическим объединением
педагогов художественно-эстетической направленности
МБУ ДО «Детско-юношеский центр Юность»
В настоящей методической разработке кратко рассмотрены вопросы православной культуры с позиции изобразительного и декоративно-прикладного искусства, представлено пошаговое создание картины шерстью.
Для работников системы дополнительного образования.
Авторы-составители:
Петухова Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования КМЖ «Ритм»;
Устьянцева Галина Александровна, педагог дополнительного образования КМЖ «Ритм».