Опубликовано: 20.01.2023 г.
Автор: Иванова Екатерина Андреевна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №3 г. Светогорска», г. Светогорск
Современный мир развивается стремительно, то, что вчера было новым, сегодня уже используется для создания более нового, все совершенствуется. С появлением новой информации, прежняя не имеет права исчезать из нашего мира, она не может быть стерта. Именно с ее помощью, с помощью опыта было получено новое. И по пришествии многих лет, это останется не именным. Информация накапливается с каждым днем, ее количество растет в геометрической прогрессии. Какой же памятью должен обладать человек нового времени, что бы запомнить все существующие знания? Современные ученые уже давно пришли к выводу, что одно из главных качеств современного человека – это умение добывать знания из всего необъятного информационного мира.
Добывать знания в двадцать первом веке возможно многими способами. Нам мир стоит на развитие информационных, телекоммуникационных технологий, с помощью которых человек может не только добывать знания, но и перерабатывать их, создавая свою информацию, создавая тем самым свое знание.
Новому, измененному обществу, требуются новые люди, которые будут способны решать не только шаблонные задачи, но и нестандартные, требующие творческого подхода, критического мышления. «Созданием» нового человека необходимо уже в дошкольном возрасте, так как, если не заниматься развитием, то с возрастом происходит угасание инициативы в творчестве. Но стоит учесть, что для того, что бы развить в ребенке необходимые способности, которые помогут ему адаптироваться и реализоваться в современном мире, ему необходим наставник, педагог, который направит ребенка в правильном направлении, поможет ему стать творческой личностью. Несомненно, для нового человека, необходим и новый педагог.
Все новые требования к образовательному процессу, педагогам, детям прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и в новом законе об образовании. Новые требования касаются не только подготовке новых педагогов, но и переквалификации педагогов, которые работают по старым технологиям. Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. Педагог должен адаптироваться в быстро меняющемся мире, уметь принимать эффективные решения. Так же, необходимо отметить, что государственная образовательная политика работает в направлении непрерывного образования, т.е. образования в течение всей жизни. Люди должны быть не только обеспечены минимумом знаний, но и иметь возможность включиться в процесс образования для овладения новыми для него знаниями на любом этапе жизни.
Новая парадигма образования развивается очень быстро, активно сменяя традиционные методы и технологии. Имея подкрепление государства, социальный заказ, разработанные стандарты, развивающиеся инновационные технологии в области образования процесс реорганизации идет быстро, но не качественно. На практике можно увидеть, как одна часть педагогов работает «как раньше», другая изучает новые технологии и методы. Небольшой процент всех педагогов можно назвать инновационными. Они занимаются педагогической деятельностью в соответствии с новой парадигмой образования. В связи с этим ученые занимаются разработкой и усовершенствованием технологий для улучшения системы образования. Одна из таких технологий – это управления знаниями.
Знания – это информация, которая будет полезна для решения какой либо задачи. Управлять знаниями – значит, умение эффективно организовать знания для решения задачи. В процессе управления знаниями мы создаем, используем и применяем фундамент знаний, необходимый для нашего образовательного учреждения. Управление знаниями включает в себя процесс, в котором некая, необработанная информация идентифицируется, перерабатывается для получения знания, которые можно совершенствовать и применять на практике. Управление знаниями могут быть использованы для предоставления знаний, для дальнейших разработок инноваций в образовательном учреждении региона.
Рассмотрим этапы управлением знаниями. На первом этапе управления знаниями, необходимо определить область знаний, которые необходимы для достижения высшего результата. Второй этап заключается в сборе знаний, которые уже существуют, а так же методов, технологий т.д. Далее необходимо выбрать из всех собранных знаний, именно те, которые представляют значимость для достижения успеха. Четвертый этап заключается в классифицировании отобранных знаний для синхронизации (в электронном варианте, в бумажном, в человеческой памяти). На следующем этапе синхронизированные знания извлекаются и становятся пригодными для использования. После этого этапа их можно применить при решении проблемы, принятии решения, поиске новшеств и т.д. И на последнем, седьмом, этапе, можно выявить новые знания. Это возможно при использовании метода наблюдения за педагогами, с помощью обратной связи, эксперимента и другими методами.
Качество образования напрямую зависит от квалификации педагогов, от того, насколько грамотно, творчески, системно построен педагогический процесс. Для применения технологий, а в нашем случае - управлением знаниями в образовательных учреждениях региона, стоит знать специфику каждого учреждения, уровень профессиональной компетенции каждого педагога в соответствии с новыми требованиями. В моем исследовании было проведено тестировании в дошкольном образовательном учреждении на тему «Уровень профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования в системе ДОУ». В исследовании принимали участие 15 педагогов одного дошкольного учреждения. В ходе исследования были получены такие результаты:
- Недостаточный уровень – 13% (2 человека)
- Достаточный уровень – 54% (8 человек)
- Высокий уровень – 33% (5 человек из 15)
Необходимо отметить, что в тестировании принимали участие педагоги со стажем и молодые специалисты. Процент педагогов с высоким уровнем профессиональной подготовки составляют молодые специалисты (5 человек из 6). В связи с полученными данными можно предположить, что педагоги с недостаточным уровнем нуждаются в повышении квалификации. Так же это можно рекомендовать педагогом с достаточным уровнем профессиональной подготовки в системе ФГОС, для дальнейшего развития и самосовершенствования.
Технологию управление знаниями для повышения квалификации, можно представить следующим образом:
- Процесс обновления и развития знаний;
- Процесс объединения всех накопленных знаний с обновленными или приобретенными для более эффективного использования;
- Совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями, необходимыми для обеспечения повышения профессионального уровня педагогов. [1]
Педагоги образовательных учреждений, работающие в условиях ФГОС, по новым стандартам должны быть не только профессионально компетентны в своей области, но и уметь анализировать, прогнозировать, ставить цели и задачи. Все эти процессы задействованы в технологии управлениями знаний, для полноценного самосовершенствования педагога.
В нашей большой стране, с большим количеством субъектов, невозможно иметь прямой контакт с каждым образовательным учреждением. Поэтому всю ответственность за качество образования, за профессиональное становление педагогов отвечает руководитель. Ему необходимо мотивировать и поощрять сотрудников, особое внимание уделять тем, кто оступился на своем педагогическом пути. Образовательным учреждениям региона необходимо строить образовательный процесс не только на основе требований государства, а так же с учетом образовательной среды региона. Основной и важной задачей развития образования региона является необходимость в разрушении шаблонных, стереотипных подходов в образовании. Следует не только обучать новых педагогов в соответствии с новым временем, а и повышать квалификацию педагогов, которые в этом нуждаются.
Список использованной литературы
- Жукова Оксана Геннадьевна Управление знаниями педагогов дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2014. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 29.02.2016).
- Нечаев Н. Н., Рябков О. А. Управление знаниями в образовательных учреждениях//ВестникМГЛУ.2009.№562.
URL:http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah (дата обращения: 27.02.2016).
- Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управление знаниями / Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 77с.