Опубликовано: 23.01.2023 г.
Автор: Сахарова Ольга Александровна
Педагог дополнительного образования
МАУДО "ЦРТДЮ "Радость" г.Орска" Оренбургская область
"Где для детей польза, там же должно быть и удовольствие"- М. Монтень.
Факт известный - каждому ребенку нравится учиться там, где у него получается. Однако, предметы музыкально-теоретического цикла – одни из тех предметов, из-за которых дети чаще всего бросают музыку не завершив образование.
И если сами занятия ребёнку нравятся, то домашние задания, как правило, заводят в тупик. Восторг постепенно сменяется унынием: ребенок от занятий музыкой ожидал сплошного праздника, а тут — сложности в виде теоретических дисциплин, не очень доступных пониманию, и домашних заданий, по сравнению с которыми школьная математика кажется развлечением для малолеток. Дети любят музыку, но не занятия ею.
А. Сухомлинский считал, что для любого обучающегося можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Однако, радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.
Успех – категория не абстрактная. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок, который ни разу не испытал успех, пропадает интерес к занятиям музыкой.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
В основе ожидания успеха у обучающегося – стремление заслужить одобрение. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются дети, испытывающие затруднения в учении. Как в этом случае создать «ситуацию успеха»? Не последнюю роль здесь играет похвала (эмоциональное поглаживание). «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами!» Но это не только похвала! Это еще и констатация факта. Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку?
Большое значение в создании ситуации успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Очень важен момент создания взаимного контакта педагога и обучающегося, умение педагога вызвать доверие, интерес к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроить обучающихся на восприятие того материала, который будет преподноситься на занятии. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми обучающиеся могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям.
Каждое новое, или незнакомое задание у ребят вызывает боязнь, страх. В этом случае использую приёмы создания ситуаций успеха.
- Подбадривание, помощь в преодолении этого страха: «Ничего страшного…», «Бывает, что люди боятся… ».
- И тут же авансирование успеха, главное выразить свою твёрдую убеждённость в том, что обучающийся обязательно справиться с поставленной задачей: «У тебя это обязательно получиться», "Ты вспомнишь...", «Я не сомневаюсь в успешном результате».
- Обязательно обучающийся должен знать ради чего и ради кого совершается этот "подвиг", кому будет хорошо после выполнения. Мотивация - «Нам это нужно для…».
- Важное значение имеет персональная исключительность обозначающая важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности - «Только ты и можешь решить эту задачу».
- Ну и высокая оценка детали –эмоциональное переживание успеха какой-то отдельной детали «Тебе особенно удалось…», «Больше всего в твоем ответе мне понравилось…».
В своей практике применяю такие формы и методы обучения, которые соответствуют возрасту, интересам, способностям и характеру обучающихся.
Детям младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. В этом возрасте дети стремятся к максимально художественному самовыражению, не стесняясь при этом показаться смешным или некомпетентным. Поэтому у них отсутствует «зажатость» или заведомая боязнь быть поднятым на смех, и они легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.
Интересными приемами является использование: вопросов-ответов: задаю "ритмический вопрос", ребята ищут "ритмический ответ"; пение примера, гаммы "вслух" и "про себя" в виде цепочки. С большим желанием малыши участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами, ритмическими упражнениями под музыку.
Обучающихся среднего и старшего возраста уже не устраивает роль пассивных слушателей на занятии. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в котором могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому считаю необходимым использование нестандартных форм занятий: состязание, музыкальная викторина, а так же различных творческих заданий, направленных на развитие творческих способностей и мышления:
- сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов;
- сравнительный анализ различных стилей музыки (классический, барокко, романтизм);
- придумывание кроссвордов, ребусов;
- исследовательская деятельность.
Таким образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение обучающегося будет относительным по сравнению с хорошо успевающими ребятами, но для самого обучающегося оно будет значительным.
Труд педагога и труд обучающихся должен обязательно сочетаться и быть подлинно творческим, лишь тогда он даст взаимное удовлетворение. В труде мы стремимся к достижению определенной цели, конкретного результата, который и является успехом.
Создание ситуации успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.