Опубликовано: 30.01.2023 г.
Автор: Черкасова Наталья Владимировна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 111» г.Перми
Срок реализации проекта: начало: 25 апреля 2021 года, конец: 30 августа 2021 года.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта
Проектная работа включала несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный этапы.
Содержание проекта и актуальность:
Экологическая безопасность, охрана окружающей среды и рациональное природопользование – непременные условия устойчивого развития любого общества, открывающие перспективу перехода к новой системе общественных ценностей, где жизнь и здоровье человека являются абсолютным приоритетом. Невозможно быть здоровым и при этом жить в неблагоприятной окружающей среде Важно воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры.
Дети в недостаточной степени имеют представление о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях роста. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки ухода за растениями, создали условия для поисково – исследовательской деятельности детей, создав огород на окне.
Цель проекта:
- развитие познавательного интереса детей в процессе выращивания и наблюдений за растениями.
- формирование у детей основ экологической культуры.
- привлечь родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – семья» в рамках реализации проекта.
Задачи проекта:
- Заинтересовать детей в осуществлении ухода за растениями.
- Обеспечить нравственное здоровье воспитанников путём осуществления экологической работы.
- Повысить уровень активности участия родителей воспитанников в эколого-образовательном пространстве дошкольного учреждения.
- Формировать умение детей взаимодействовать с окружающим миром, делать выводы, делиться полученными впечатлениями от общения с природой.
- Уточнить и обогатить представления детей о многообразии растительного мира.
- Формировать у детей бережное и заботливое отношение к природе.
Этапы проекта «Юные огородники»
1 этап – подготовительный.
Подготовительный этап включает в себя диагностику знаний детей о растительном мире, беседы о значении растений в жизни нашей планеты, а также подбор иллюстраций, дидактических игр, подготовка семян к посадке, заготовка необходимого инвентаря и материалов для исследований.
2 этап – основной (практико-ориентированный).
Основной этап включает в себя практическую деятельность детей (исследования, экспериментирование, детский труд, наблюдения), а также художественно – изобразительную деятельность (рисование, аппликация и лепка).
сроки |
Обогащение развивающей среды |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Результат |
апрель |
Картинки с изображением овощей. Игрушечные овощи. Акварельные краски. Пластиковые контейнеры и бутылки |
Вспоминаем с детьми знакомые овощи. Художественное творчество – рисование любимого овоща. Дети вместе с родителями изготавливают «грядку» для посадки овощей. |
Информация по темепроекта Объявление конкурса для родителей с детьми «Лучший огород». Выставка совместных работ. |
Активизировать знания детей о знакомых им овощах. Выставка детских рисунков Изготовлены и украшены контейнеры для посадки. |
май |
Емкости с землей, песком и камнями. Вода. Семена тыквы, кабачка, огурца, томата, перца, бархатцев. Марля, стаканчик. Семена, емкости с землей для посадки. Вода. Начинаем вести дневник развития растений в календаре природы. Бумага, зубочистки, шпажки и др.материал. Семена фасоли, бумага тонированная, клей, кисти, салфетки. Семена фасоли. Иллюстрации к сказке «Вершки - корешки». Картинки с изображением овощей. Картинки с этапами развития растений. Бутылочка с жидким удобрением. Подросший лук. |
Проведение эксперимента с землей, песком и камнями. Подготовка почвы к посадке. Рассказ воспитателя о земляных червях – помощниках в рыхлении почвы. Замачивание семян перед посадкой. Беседа о том, зачем это делать. Дети находят себе пару, с кем бы они хотели ухаживать за своим огородом. Сажаем семена в почву. Поливаем. Рассказ воспитателя о профессии агронома и садовника. Беседа с детьми: «Важна ли работа садовника и агронома?». Изготовление табличек для огородов. Игра «Выложи овощ». Аппликация из семян фасоли «Красавица морковка, огурчик и помидорка». Рассказ воспитателя о значении полива растений. Разгадывание загадок про овощи. Эксперимент с фасолью – проращивание. Чтение сказки «Вершки – корешки» Эксперимент с фасолью – проращивание. Чтение сказки «Вершки – корешки» Беседа «Как ухаживать за растениями». Как правильно поливать растения. Любят ли овощи витамины? Что произойдет с растениями, если не ухаживать за ними? Первый сбор урожая. Беседа о витаминах, содержащихся в луке. Дегустация продукта. Беседа с детьми о том, что некоторые виды растений растут быстрее и урожай дают раньше. Рассказываю детям о необходимости пересадки некоторых растений на грядку. |
Заготовка семян для посадки и детского творчества. Родители совместно с детьми изготавливают таблички для огорода. Подбор литературы для домашнего чтения. |
Расширен кругозор детей. Получены знания о значении почвы в жизни растения. Развитие познавательной активности, расширение словаря детей. Получение новых знаний. Сплочение детей (опыт работы сообща). Получение новых знаний о профессиях, связанных с уходом за растениями. Совместная работа родителей и детей. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Способствование познавательной активности детей. Получение новых знаний (чтобы семя проросло, необходимы определенные условия – влажность и тепло). Активизация словаря детей. Получение новых знаний об уходе за растениями, об использовании удобрений. Получение знаний о разных видах растений в зависимости от сроков созревания. Активизация словаря детей. |
Июнь июль |
Лопатки, грабельки, вода, цветные карандаши, бумага. Пластиковые бутылки, бросовый материал. Пластилин. Календарь природы, в котором еженедельно делаем пометки о развитии растений. |
Дети высаживают подросшие растения на клумбу. Беседа с детьми о труде при выращивании различных культур. Подводим итоги проведенной работы. Художественное творчество – детям предлагается нарисовать, что может расти в огороде. Совместная деятельность детей «Макет теплицы». Из бросового материала и пластиковых бутылок мастерим теплицу. Из пластилина лепим садовый инвентарь. Дети проводят еженедельное наблюдение за ростом растений на грядках, расположенных на территории детского сада. |
Ширма «Учите беречь природу». Заготовка бросового материала для поделок. |
Развивается самостоятельность, инициативность, трудолюбие, умение работать сообща. Расширение знаний детей о профессиях садовника и агронома. Развитие у детей умения сотрудничать друг с другом. Развитие познавательных способностей, умения наблюдать и делать выводы. Развитие творческих способностей и мелкой моторики. |
август |
Созревшие плоды на грядке. |
Сбор урожая (тыква, кабачок). |
Выставка совместных поделок родителей с детьми из овощей, семян и др. |
Подведение итогов «Что мы вырастили за лето». Повышение уровня участия родителей в эколого – образовательном пространстве детского сада. |
3 этап – заключительный.
включает в себя анкетирование родителей по результатам проекта «Юные огородники» и фотоотчет по мероприятиям, проведенным во время реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
- Обогащение знаний детей по теме, приобретение опыта использования этих знаний в практической деятельности;
- Пополнение развивающей среды;
- Участие родителей в реализации проекта;
- Повышение уровня компетентности родителей.
Информационно-аналитический отчет по проекту
«Юные огородники»
Опрос детей и проводимый мониторинг в начале учебного года показали, что дети слабо ориентируются в последовательности развития растений, имеют узкий круг знаний о разнообразии растительного мира. Поэтому мной был разработан проект «Юные огородники».
В рамках реализации проекта проведена работа по плану: на начальном этапе подобрали художественную литературу по теме, дидактические настольные игры и пособия; для продуктивной деятельности: технологические карты по рисованию, аппликации и лепке, а также мнемотаблицы для разучивания стихов.
Методы и формы работы в ходе реализации проекта были разнообразны: беседа, моделирование, решение проблемных ситуаций, наблюдения, экспериментальная деятельность, опыты и др.
Также проект предусматривал самостоятельную деятельность детей с иллюстративными материалами.
Полученные знания дошкольники закрепляли в процессе продуктивной деятельности:
- Аппликация из семян фасоли «Выложи овощ».
- рисование на тему «что может расти в огороде?»
- конструирование на тему «макет теплицы».
- лепка на темы: «Вот какие овощи выросли на грядке».
Воспитатель проводит с детьми экспериментирование с почвой, песком, камнями «где лучше будут расти растения», дети производят посев семян, ведут исследовательский дневник, где зарисовывают этапы роста и развития посаженных растений.
В процессе проекта участники организуют тематические выставки:
- поделок из теста, пластилина на тему «Мы вырастили овощи».
- Поделки вместе с родителями «Лучшая грядка».
На протяжении всего проекта дети проявляли любознательность, самостоятельность. Дети много лепили, вырезали, рисовали.
Ребята познакомились с правилами поведения в природе.
Последующий мониторинг показал, что большинство детей усвоили фазы развития растений, расширился кругозор знаний о растениях, особенностях их развития, влиянии ухода за ними на результат. Дети имеют представление о многообразии растительного мира и способах выращивания растений. У детей повысился интерес к профессии агронома и садовника.