Опубликовано: 09.02.2023 г.
Автор: Коннова Татьяна Викторовна
Волосникова Анна Владимировна
Воспитатели высшей категории
МБДОУ «ДС №10 г. Челябинска»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально.
Как-то бабушка одного из наших воспитанников принесла нам стопку открыток, «на поделки». Детям очень понравились яркие картинки, и посыпалось множество вопросов. Что это? Для чего они нужны? Откуда появились?
Что представляется, если говорить о коллекционировании открыток? Советские открытки в первую очередь. Открытки, как вещественное подтверждение связи с прошлым, не просто картонки с картинкой, адресом, почтовой маркой и штемпелем — это память и судьба.
Мы решили вместе с ребятами изучить, что же такое открытка и ее историю. Своё исследование мы начали со сбора материала вместе с родителями стали собирать разные открытки старинные и современные, искали материал в интернете, в домашних архивах. Рассматривали и сравнивали поздравительные новогодние открытки старинные и современные. И вот, что мы узнали.
Мы узнали о существовании разных видов открыток. Старинные и современные. Авторские и отпечатанные в типографии. Музыкальные. Деловые и электронные. Большие и маленькие, открытки разной формы. Праздничные, к знаменательным датам, связанные с историей нашей страны. К празднику 8-е марта, ко дню защитника Отечества, 1-е мая, ко дню Победы. С днем рождения, юбилейные. С днем ангела. С днем свадьбы. Шуточные. Именные. Открытки для любимых папы и мамы, дорогих дедушки и бабушки, для дочки и сыночка, внука и внучки.
Главная функция открытки дарить людям радость!
Слово открытка произошло от словосочетания открытое письмо.
Своими предками открытка может считать свитки папируса, на которых древние египтяне писали поздравления. В то же время в Древнем Китае существовала традиция иметь при себе "визитные карточки". Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями.
Далее история ведет нас в начало XV века, когда придумали использовать гравюры на дереве для новогодних поздравлений. В середине того же века европейцы стали обмениваться бумажными "валентинками" ручной работы в качестве поздравления на День Святого Валентина.
Первые поздравительные открытки в Россию из Англии привозили купцы. На этих открытках был один рисунок без надписи, её потом наносили на русском языке, и стоила эта открытка по тем временам немалые деньги.
Первые почтовые иллюстрированные открытки появились чуть более ста лет назад. Предпочтение производителей отдавалось изображениям городских видов, цветов, животных, птиц.
Родина поздравительной открытки – Англия. Впервые в России открытки стали выпускать примерно в 1898 году. До революции праздничные открытки - "поздравишки", как их называли, выпускали к Рождеству Христову и Святой Пасхе, поздравляли с Днем ангела, в начале ХХ века стали посылать поздравления с Новым годом.
Все эти исследования очень захватили всех участников процесса, и мы решили создать мини-музей открыток XX века.
Дошкольники чувствовали свою причастность к мини-музею: приносили из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводили экскурсии для младших, пополняли их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.