Опубликовано: 19.02.2023 г.
Автор: Мухаметова Эльвина Ильдусовна
Воспитатель
МАДОУ "Детский сад № 13 "Улыбка", Набережные Челны
По мнению многих авторов, таких как Е.А. Аркина, Н.К. Крупская, П.А. Рудик, Д.Б. Эльконин и др. большое значение в жизни детей раннего возраста занимают игры. Авторы отмечают, что «Игра для детей раннего возраста является учебой, игра для них есть труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра является главным способом познания окружающего мира». Поэтому, по их мнению, задачей дошкольных учреждений является оказание помощи детям в организации игр, объединение их в ходе игры, предоставление максимально благоприятных условий для их развития и воспитания.
Сюжетно - ролевая игра формируется у детей с самого раннего возраста и включает несколько этапов, которые сменяют друг друга по мере взросления ребёнка. Развитие игровой деятельности происходит с одновременным развитием всех психических функций ребёнка.
В младенчестве у ребенка появляются начальные предпосылки игровой деятельности, которые наблюдаются после формирования основных сенсорно-двигательных функций, в ходе которых ребёнок учится предметной манипуляции. Для предметно-игровой деятельности младенческого возраста свойственны такие два этапа, как ознакомительный и отобразительной.
Следующий этап развития игровой деятельности, отобразительный, длится от 5 – 6 месяцев до одного года – полутора лет. На данном этапе ребенок уже усваивает различные способы действия с разными предметами, которые связаны с их физическими свойствами.
К концу первого – началу второго года жизни начинает формироваться сюжетно-отобразительная игра. В процессе сюжетно-отобразительной игры ребенок начинает активно отображать те впечатления, которые он получает в повседневной жизни. В этот период взрослые обучают ребенка отражению тех жизненных ситуаций, которые знакомы ему по личному опыту, но в игровом плане. Наблюдается изменение психологического содержания игры. В этот период действия ребенка, хоть и остаются предметно опосредованными, но уже имитируют в некоторой условной форме использование предмета по его назначению.
Игра детей второго и третьего года жизни, которая находится на сюжетно-отобразительном этапе и является переходом ребенка к следующему виду игровой деятельности, а именно к сюжетно-ролевой игре. В этом возрасте дети начинают передавать в игре не только какие-то выборочные действия, но и поведение людей, совершавших похожие действия в реальной жизни и отмеченные ребенком.
Действия с сюжетно - образными игрушками на первоначальном этапе сходны с реальными, практическими действиями с соответствующими предметами. Далее происходит их все большее обобщение, и они превращаются уже в условные действия. Происходит частичная замена игрушек на игрушки-заместители и воображаемые предметы. Ребенок в три года начинает осознавать условность в игре, саму воображаемую игровую ситуацию.
Период дошкольного возраста можно назвать возрастом игровой деятельности. На этом этапе наблюдается возникновение и приобретение наиболее развитой формы особого вида детской игры, получившего в психологии и педагогике название сюжетно-ролевой.
Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в процессе которой дети возлагают на себя либо трудовые, либо социальные функции взрослых и в созданных ими игровых, воображаемых условиях осуществляют воспроизведение или моделирование жизни взрослых и отношений между ними.
Выполняя роль ребенок вынужден действовать не так, как он желает, а выстраивает свои действия, поведения в соответствии с ролью, тем самым подчиняя свое поведение социальным нормам и правилам, принятым в обществе.
Посредством сюжетно-ролевой игры ребенок начинает понимать мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывать ее общественный смысл. Если сначала, выбирая роль, ребенок обращает внимание на внешнюю привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в последующем он раскрывает ее социальную пользу. Ребенок уже осознает, что задача воспитателя воспитывать детей, а врача их лечить.
Взрослея, дети вводят в свои игры уже сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно заметно это становится с четырех лет. Постепенно происходит присоединение к бытовым сюжетам профессиональных, а затем и социальных.
Дети старшего дошкольного возраста играют в уже знакомые сюжетноролевые игры, такие как:
«Магазин»
«Больница»
«Парикмахерская»
Появляется такая новая игра, как игра в «Школу», которая направлена на развитие интереса ко всему, что связано со школой, на формирование положительного отношения к обучению, а также к социальной роли, которую предстоит выполнять ребенка в недалеком будущем, роли ученика. Сюжетно-ролевая игра формирует у детей ролевые и реальные отношения. Ролевыми отношениями определяется выбор и распределение ролей, что находит отражение в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях которые регулируют ход игры. Момент распределения ролей играет важную роль в возникновении игры. В ходе которой дети осваивают такие важные умения как умение договариваться со сверстниками, высказывать своём мнение, уступать другому ребёнку и тд.
Условия для проведения занятий, с использованием сюжетных игр по ФГОС ДОО важно учитывать следующее:
- Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно - ролевой игры - ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», п. 2.6 ФГОС ДОО).
- Организация предметно пространственной развивающей среды для осуществления игровой деятельности. Является важным принципом дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДОО). Данный раздел предусматривает необходимость создание наиболее эффективных условий, для развития детей в процессе игровой деятельности. В этом разделе стандарта предложены «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», где описаны необходимые условия для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5). Основным в данном разделе является:
- Предметно-пространственная развивающая среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДОО (пункт 3.3.3). Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
- Безопасность предметно-пространственной среды, которая должна включать в себя игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы.
Наиболее эффективными пособиями, которые включают в себя темы для сюжетно-ролевых игр, представлены в следующих пособиях:
- Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников Н.А. Виноградовой и Н.В Позднякова.
- Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника Н. А. Коротковой.
- Педагогические принципы организации сюжетной игры Михайленко, Н. Я.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 31 декабря 2013 г. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
- Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. - 3. изд. - М. : Воспитание дошкольника, 2002. - 127 с
- Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду [Текст] / Н.К. Крупская [под ред. Е.И. Волковой]. – М.: Учпедгиз, 1948, С.4-5.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В.Менджеринская // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 6. – С. 12–23
- Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. - 96 с.