0+



 

Опубликовано: 19.02.2023 г.

Автор: Мухаметова Эльвина Ильдусовна
Воспитатель
МАДОУ "Детский сад № 13 "Улыбка", Набережные Челны

По мнению многих авторов, таких как Е.А. Аркина, Н.К. Крупская, П.А. Рудик, Д.Б. Эльконин и др. большое значение в жизни детей раннего возраста занимают игры. Авторы отмечают, что «Игра для детей раннего возраста является учебой, игра для них есть труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра является главным способом познания окружающего мира». Поэтому, по их мнению, задачей дошкольных учреждений является оказание помощи детям в организации игр, объединение их в ходе игры,  предоставление максимально благоприятных условий для их развития и воспитания.

Сюжетно - ролевая игра формируется у детей с самого раннего возраста и включает несколько этапов, которые сменяют друг друга по мере взросления ребёнка. Развитие игровой деятельности происходит с одновременным развитием всех психических функций ребёнка.

В младенчестве у ребенка появляются начальные предпосылки игровой деятельности, которые наблюдаются после формирования основных сенсорно-двигательных функций, в ходе которых ребёнок учится  предметной манипуляции. Для предметно-игровой деятельности младенческого возраста свойственны такие два этапа, как ознакомительный и отобразительной.

Следующий этап развития игровой деятельности, отобразительный, длится от 5 – 6 месяцев до одного года – полутора лет. На данном этапе ребенок уже усваивает различные способы действия с разными предметами, которые связаны с их физическими свойствами.

К концу первого – началу второго года жизни начинает формироваться сюжетно-отобразительная игра. В процессе сюжетно-отобразительной игры ребенок начинает активно отображать те впечатления, которые он получает в повседневной жизни. В этот период взрослые обучают ребенка отражению тех жизненных ситуаций, которые знакомы ему по личному опыту, но в игровом плане. Наблюдается изменение психологического содержания игры. В этот период действия ребенка, хоть и остаются предметно опосредованными, но уже имитируют в некоторой условной форме использование предмета по его назначению.

Игра детей второго и третьего года жизни, которая находится на сюжетно-отобразительном этапе и является переходом ребенка к следующему виду игровой деятельности, а именно к сюжетно-ролевой игре. В этом возрасте дети начинают передавать в игре не только какие-то выборочные действия, но и поведение людей, совершавших похожие действия в реальной жизни и отмеченные ребенком.

Действия с сюжетно - образными игрушками на первоначальном этапе сходны с реальными, практическими действиями с соответствующими предметами. Далее происходит их все большее обобщение, и они превращаются уже в условные действия. Происходит частичная замена игрушек на игрушки-заместители и воображаемые предметы. Ребенок в три года начинает осознавать условность в игре, саму воображаемую игровую ситуацию.

Период дошкольного возраста можно назвать возрастом игровой деятельности. На этом этапе наблюдается возникновение и приобретение наиболее развитой формы особого вида детской игры, получившего в психологии и педагогике название сюжетно-ролевой.

Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в процессе которой дети возлагают на себя либо трудовые, либо социальные функции взрослых и в созданных ими игровых, воображаемых условиях осуществляют воспроизведение или моделирование жизни взрослых и отношений между ними.

Выполняя роль ребенок вынужден действовать не так, как он желает, а выстраивает свои действия, поведения в соответствии с ролью, тем самым подчиняя свое поведение социальным нормам и правилам, принятым в обществе.

Посредством сюжетно-ролевой игры ребенок начинает понимать мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывать ее общественный смысл. Если сначала, выбирая роль, ребенок обращает внимание на внешнюю привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в последующем он раскрывает ее социальную пользу. Ребенок уже осознает, что задача воспитателя воспитывать детей, а врача их лечить.

Взрослея, дети вводят в свои игры уже сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно заметно это становится с четырех лет. Постепенно происходит присоединение к бытовым сюжетам профессиональных, а затем и социальных.

Дети старшего дошкольного возраста играют в уже знакомые сюжетноролевые игры, такие как:

«Магазин»

«Больница»

«Парикмахерская»

Появляется такая новая игра, как игра в «Школу», которая направлена на развитие интереса ко всему, что связано со школой, на формирование положительного отношения к обучению, а также к социальной роли, которую предстоит выполнять ребенка в недалеком будущем, роли ученика. Сюжетно-ролевая игра формирует у детей ролевые и реальные отношения. Ролевыми отношениями определяется выбор и распределение ролей, что находит отражение в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях которые регулируют ход игры. Момент распределения ролей играет важную роль в возникновении игры. В ходе которой дети осваивают такие важные умения как умение договариваться со сверстниками, высказывать своём мнение, уступать другому ребёнку и тд.

Условия для проведения занятий, с использованием сюжетных игр по ФГОС ДОО важно учитывать следующее:

  1. Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно - ролевой игры - ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», п. 2.6 ФГОС ДОО).
  2. Организация предметно пространственной развивающей среды для осуществления игровой деятельности. Является важным принципом дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДОО). Данный раздел предусматривает необходимость создание наиболее эффективных условий, для развития детей в процессе игровой деятельности. В этом разделе стандарта предложены «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», где описаны необходимые условия для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5). Основным в данном разделе является:
  3. Предметно-пространственная развивающая среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДОО (пункт 3.3.3). Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
  4. Безопасность предметно-пространственной среды, которая должна включать в себя игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации программы.

Наиболее эффективными пособиями, которые включают в себя темы для сюжетно-ролевых игр, представлены в следующих пособиях:

  1. Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников Н.А. Виноградовой и Н.В Позднякова.
  2. Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника Н. А. Коротковой.
  3. Педагогические принципы организации сюжетной игры Михайленко, Н. Я.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской Газеты» // 31 декабря 2013 г. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  2. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. - 3. изд. - М. : Воспитание дошкольника, 2002. - 127 с
  3. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду [Текст] / Н.К. Крупская [под ред. Е.И. Волковой]. – М.: Учпедгиз, 1948, С.4-5.
  4. Менджерицкая, Д. В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В.Менджеринская // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 6. – С. 12–23
  5. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. - 96 с.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация