Опубликовано: 06.03.2023 г.
Автор: Осадчая Ольга Валерьевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №10
р.п. Хор им. Лазо Хабаровского края
Форма проведения НОД: сюжетно – игровая
Цель: формирование любови к родному поселку, интерес к его прошлому и настоящему.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Задачи образовательных областей:
Закрепить знания детей о своей малой родине – посёлке городского типа Хор, его особенностях, достопримечательностях (памятник «Всем погибшим воинам за Отечество»).
-формировать элементарные понятия о большой и малой Родине
Развивать:
- устойчивое внимание, познавательную активность, любознательность, наблюдательность, образное ассоциативное мышление, фантазию;
-связную речь детей, способность доказательно строить свои суждения, отвечая на вопросы взрослого полными развернутыми предложениями (4-6 слов в предложении), делать простейшие выводы, умозаключения, отстаивать свою точку зрения;
- умение сочетать существительные с прилагательными.
Формировать - способность внимательно слушать и слышать воспитателя и сверстников, использовать в речи, ранее полученные знания о родном крае;
-формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.
Воспитывать
- патриотические чувства любви к малой Родине через интерес к историческим, культурным и природным ценностям родного посёлка.-Воспитывать любовь к родному поселку и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.
Предварительная работа:
Экскурсия по поселку, посещение школы, библиотеки, почты
заучивание стихотворений о поселке, о Родине, рассматривание фотоальбома «Природа нашего района», беседы о родном поселке, выходы на природу с детьми, аппликация «Дома поселка».
Словарная работа: поселок Хор, река Хор, название улиц, название зданий (больница, библиотека, школа, детский сад, магазин)
Работа с детьми.- Проведение бесед на темы: «Что вы знаете о своём посёлке? » (уточнение исторических фактов); «Где родился - там и пригодился». «Знакомство с родным поселком, его улицами, зданиями, культурной жизнью».
-Чтение художественной литературы (заучивание стихотворений): «Моя Родина» М. Пришвин; «Мой край»
И. Векшегонова; «Моя Родина» Я. Аким; «Тихая моя родина» Н. Рубцов; «Родная земля» П. Синявский; В. Степанов «Родные просторы»; Г. Ладошкина «Наша Родина» и т.д. Объяснение значений пословиц и поговорок о Родине, родной земле.
- Составление альбома «Моя малая Родина – посёлок Хор», рассматривание фотографий с видами посёлка.
Игровая деятельность:
-дидактические игры «Один-много», «Скажи со словом городской», «Кто, где живёт?»
- демонстрационный материал по теме «Государственная символика России». Слушание аудиозаписи гимна РФ
- словесная игра: «Кто в какой стране живёт».
- прослушивание песен о Родине.
Работа с родителями.
- консультации для родителей: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»; «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ».
- совместная работа по оформлению фотоальбома «Чем богат наш край», фотовыставка «Мой любимый посёлок».
- работа по уточнению исторических фактов: «Улицы посёлка».
Практическая работа (совместная работа педагога и детей).
- конструирование «Микрорайон посёлка».
- рисование на тему «Мой посёлок», с последующим выставлением выставки работ.
-изготовление из бросового материала макетов возникновения посёлка.
Техническое оснащение: Фонограмма песни «Росиночка - Россия» (Музыка Е. Зарицкая слова И. Шевчук),ноутбук.
Материал: Фотографии (школа, , дом культуры, универмаг, обелиск, детский сад);
Выставка книг, фотографии с достопримечательностями посёлка.
презентация «Моя малая Родина – поселок Хор», спокойная музыка, песня про Родину.
МКУКСоставители: Т.М. Акинина, Г.В.Степанова, Н.П.Терентьева. Духовно – нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. УЦ ПЕРСПЕКТИВА. М., 2012. «Сургут. район. централ. библ. сист.» – Сургут, 2012.
Царенко Т. «В некотором царстве, нефтяном государстве…», 1996.
сост.- Батуев С.В.- Куртамыш «Частица малая России», 2004.
Авт. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет».
Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
Зеленова Н.Г. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий, 2008.
Ход НОД
Звучит мелодия песни «Росиночка - Россия» (Музыка Е. Зарицкая слова И. Шевчук).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.
-Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: Теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.
- Сюрпризный момент.
_ Ребята. Сегодня в наш детский сад пришла посылка
Что же на ней написано ? Кому она адресована?
Воспитатель читает( Д/сад №10, р.п. Хор , подготовительная группа №9)
Давайте откроем и посмотрим, что же в ней? ( достает глобус)
-Воспитатель –Ребята. А что это? (Глобус)
Воспитатель: Это ребята, макет нашей планеты Земля.
Посмотрите, как много разных стран на нашей планете , но самая большая – это наша стана
Воспитатель: А как называется наша страна? (Россия)
Воспитатель: У нашей страны удивительное красивое имя – Россия . Много чудесных стран на земле, везде живут люди , но Россия – единственная, необыкновенная страна – потому что она наша родина ! Мы гордимся нашей великой Родиной.
Россия – ребята самая большая страна в мире
Воспитатель: Если мы живем в России, тогда кем мы будем?
( Россияне)
Показ слайда – карта России
Под звуки лёгкой музыки РЕБЕНОК читает стих ( Варя.К)
С чего начинается Родина ?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца
Под звуки лёгкой музыки РЕБЕНОК читает стих Лиза.Б.
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть Родина своя!
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья.
У каждого на свете
Есть Родина своя!
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем говорить о нашей малой Родине. Ребята . у каждого человека есть Родина – место, где он родился и живет
А как называется , поселок в котором мы с вами живем ? – поселок Хор
Показ слайда – поселок Хор
Под звуки лёгкой музыки РЕБЕНОК читает стих Софья.Л
На берегу реки крутом высоком
Что Сопкой называют с давних пор
В краю дальневосточном и далеком
Родился наш поселок Хор
Отсюда открывается равнина
И сердце радует простор
Захватывает дух реки стремнина
Которая берет начало с гор
Под звуки лёгкой музыки РЕБЕНОК читает стих Мирали.Х
Поселок мой, поселок мой
Люблю тебя всем сердцем , всем душой
Поселок мой, поселок мой
Единственный на свете и родной!
Воспитатель: Ребята, а кто скажет, как называется прекрасный край в котором мы с вами живем? ( Хабаровский)
А столица нашего края какой город? ( Хабаровск)
Показ слайда – карта Хабаровского края
Под звуки лёгкой музыки РЕБЕНОК читает стих Софья.П
Поет тайга, поют луга
Поют крутые берега
Поет и ветер озорной
Как дорог нам наш край родной !
Воспитатель: А как называется и в честь кого назван наш чудесный район?
( район имени С.Лазо)
Показ слайда – карта района Лазо
Под звуки лёгкой музыки РЕБЕНОК читает стих Юля.С
Ребенок читает стихотворение:
Малая Родина - островок земли,
Под окном - смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней – скамья.
Ласковая, милая, Родина моя!
Под звуки лёгкой музыки РЕБЕНОК читает стих Максим. Ж
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
Под звуки лёгкой музыки РЕБЕНОК читает стих Артем.А
В нем умещается ровно пол мира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я!
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет: Родина – это прежде всего что ?
Дети: - Это родной дом, родная улица, это солнце, это небо, это хлеб, это друзья, это место где мы родились
Воспитатель: Правильно ребята! Родиной называем тот город, поселок где человек родился , увидел прекрасный мир, где у него много друзей
Под звуки лёгкой музыки РЕБЕНОК читает стих Люба. М
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березы у дороги
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитатель: Ребята, а вы любите свою малую Родину? , Гордитесь своей Родиной? (Да)
Воспитатель: Ну , а если вы любите свою Родину и гордитесь ею, вы должны знать историю . Вот сейчас я вам немного расскажу об истории возникновения нашего поселка Хор
(РАССКАЗ НА СЛАЙДЕ )
Воспитатель: Мы сейчас с вами немного отдохнем
ФИЗМИНУТКА:
Эй, ребята, встаньте в круг!
Вот как много стало рук. (руки вперёд ладошками вниз)
Чьи же руки, подскажите,
И ладошки покажите. (ладошки повернуть вверх)
А теперь за руки взялись
И по кругу пробежались. (бег по кругу)
Сделали поуже круг,
Крышу сделали из рук! (руки поднять вверх)
Получился дом имён,
В этом доме мы живём! (положить руки на плечи друг другу)
Дети называют свои имена
Воспитатель:- Присаживайтесь на свои места.
Ребята! А какие достопримечательности нашего поселка вы знаете?
Дети : Два памятника , обелиск
Показ слайда –Два памятника , обелиск
Воспитатель: Памятники воздвигнуты в честь подвига людей , которые защищали нашу Родину, знали об их смелости, храбрости, мужестве .
Воспитатель:В нашем поселке живут и трудятся замечательные люди: педагоги, врачи, библиотекари, железнодорожники, воспитатели, продавцы и т.д. представители других нужных и важных профессий.
Показ слайда – Знаменитости п Хор
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему поселку, и в этом нам поможет большой экран
Воспитатель: В нашем поселке есть много зданий и учреждений
А вот каких вы должны узнать в моих загадках
Прошу отгадать загадку.
Новый здесь построен дом.
За детский сад мы платим в нем.
Показ слайда - (БАНК)
Воспитатель:
Это дом многоэтажный
Чистый, светлый, очень важный.
Встретишь разных здесь врачей,
Лечат взрослых и детей.
Будете лежать в постели,
Коль серьезно заболели.
Не хотим здесь очутиться,
Где скажите-ка… (в больнице)
Показ слайда - (Больницы - поликлиники)
Воспитатель:
Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том
Дом детишкам очень рад
Что же это?. (детский сад) .
Показ слайда - (детский сад)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете на какой улице стоит наш детский сад? А номер детского сада? ( Менделеева 9а )
РЕБЕНОК читает стих про детский сад Солеха.К
Мы в саду почти живём,
Здесь играем и поём,
Здесь друзей себе находим,
На прогулку с ними ходим.
Вместе спорим и мечтаем,
Незаметно подрастаем.
Детский сад – второй наш дом,
Как тепло, уютно в нем!
РЕБЕНОК читает стих про детский сад Катя.К
Самый лучший дом на свете
Мир игрушек расписной
Очень яркий, интересный,
Разноцветный, вот какой!
Воспитатель:
Снаружи смотришь - дом, как дом.
Но, нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные,
Стоят рядами тесными
На длинных полках, вдоль стены
Собрались сказки старины
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мозай
Как называется это дом, попробуй отгадай?
Показ слайда – (библиотека)
Воспитатель:
Что за домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.
Здесь газеты покупают.
Бабушки пенсию получают?
Показ слайда– (Почта )
Воспитатель:
Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целой группой.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить … (КИНО).
Показ слайда – (Дом культуры)
Воспитатель:
Правильно – это дом культуры сюда мы с вами ходим смотреть мультфильмы, кино, спектакли, концерты.
- Что – то мы с вами засиделись. Давайте сделаем разминку.
Физминутка - Показ слайда
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Поселок видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем поселке родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Поселок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
Воспитатель:
Если холодильник пуст, кушать если нечего
Нет ни хлеба, ни капусты, масла нет и гречки
Ты сюда входи скорей и бери корзину
Покупай что повкусней в нашем…
Показ слайда– (Магазины п Хор)
Воспитатель:
Молодцы ребята, о чем говорится в этой загадке?
Шумят повсюду поезда и едут люди кто куда
Со всех сторон, со всех концов, кто ждет прибытий поездов
Того мы приглашаем в зал, что называется… .
Показ слайда–( железнодорожный вокзал)
Воспитатель:
Загадка. Стоит дом,
кто в него войдёт,
тот знания приобретёт
Предположительные ответы детей. Школа.
Показ слайда – ( школа №3)
Воспитатель: В поселке Хор есть стадион, хлебозавод, аптеки
Показ слайда
Воспитатель:- Мы с вами знаем пословицы и поговорки о Родине. Сейчас поиграем в игру “Продолжи пословицу”. Я начинаю, а вы продолжайте.
“Нет ничего краше, … чем Родина наша. ”
“Всякому мила … своя сторона. ”
“Где родился … там и пригодился. ”
“Родина любимая – как мать родимая. ”
“Береги землю родимую, как мать любимую. ”
“Живёшь на стороне, а своё село на уме. ”
Воспитатель:- В нашем поселке много улиц и переулков А какие улицы вы знаете ? ( дети называют названия улиц - Менделеева, Кирова, Гоголя, Некрасова, Пушкина, Украинская, Маяковского. Ленина, Лермонтова и т .д.)
Воспитатель:А сейчас поиграем с вами в игру с мячом « Назови домашний адрес» ( дети встают в круг )
Воспитатель:Пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для поселка, когда вырастите. Игра будет называться « Мечтатели» и начать ее можно словами « Когда я вырасту…….»( Звучит волшебная музыка)
- РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, вам понравилось ваше занятие?
- Что нового и интересного вы узнали?
Воспитатель:Ребята, наш поселок большой и красивый и в этом заслуга всех его жителей , в том числе и ваших родителей. У нас много замечательных учителей ,врачей, спортсменов. Скоро и вы подрастете и надеюсь прославитесь своими добрыми и нужными делами на благо нашего поселка Хор !Любите и берегите свою Родину. А когда вы станете взрослыми, не забывайте о своей малой Родине.
РЕБЕНОК читает стих – Илья.Т
Что такое Родина?
Это запах хлеба!
Солнышко лучистое,
Голубое небо.
Это — травы сочные,
Это — реки быстрые,
Это — степи пыльные
И луга душистые.
Пусть восходит солнце
Над Россией нашей.
Нет ее любимей,
И милей, и краше.
РЕБЕНОК читает стих: - Паша.С
Пусть взрослеют дети,
Пусть летят года.
Где бы мы ни жили,
С кем бы ни дружили –
Хор ты наш любимый
В сердце навсегда!
В конце занятия дети поют песню про Родину с показом видеоклипа