Опубликовано: 16.03.2023 г.
Автор: Боброва Татьяна Алексеевна
Воспитатель
МАДОУ «ЦРР«Умка». г.Новый Уренгой
1.Целевой раздел
Пояснительная записка.
Направленность.
Программа ниткографии «Чудо-ниточки» направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Актуальность.
Ниткография – вид изобразительного искусства, пришедший к нам из Мексики и представляющий собой подобие аппликации, в которой на основу наклеивают толстые разноцветные нити. Таким образом заранее нанесенный контур шаг за шагом заполняется цветом, как при рисовании фломастером. В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.
Кружок «Чудо-ниточки» ориентирован на интересное проведение досуга и творческое самовыражение. Ниткографией могут заниматься не только дети дошкольного возраста, но и взрослые. Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку. Во время выполнения работ в технике «ниткография» для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Благодаря занятию ниткографией, развиваются воображение, зрительное восприятие, мелкая моторика рук, а так же моторно-зрительная координация. Все вместе это позволяет подготовить руку ребенка к письму, наладить с ним психологический контакт, привить уважение к прекрасному, а так же развить талант в декоративно-прикладном творчестве. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.
Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.
Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии», нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Цель и задачи программы.
Цель.
Создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития.
Задачи.
- Способствовать созданию детьми изображения способом «ниткография»;
- Формировать навык выполнения рисунков техникой «ниткография», выкладывания рисунка из пряжи;
- Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток;
- Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, обогащать словарный запас;
- Формировать умение составлять простые композиции;
личностное отношение к результатам своей деятельности
- Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, помогать товарищам.
Методы и приемы воспитания, обучения и развития детей: конструирование из ниток, элементы библиотерапии и сказкотерапии, аппликация, игра, пальчиковая гимнастика, рисование, воспитательный диалог, беседа.
Учебные и методические пособия:
- Научная, специальная, методическая литература
- Список оборудования и материалов:
- Учебные столы и стулья
- Выставочные стенды
- Белый картон
- Цветной картон
- Цветные нитки
- Простые карандаши
- Стирательные резинки
- Трафареты с кругами
- Линейки
- Ножницы
- Клей ПВА
- Кисточки для клея
- Бумажные салфетки14
- Коробочки для мусора
- Содержательный раздел.
Перспективно-тематический план кружка «Чудо-ниточки»
Неделя |
Тема |
Цель |
Оборудование |
Сентябрь |
|||
1 – 2 неделя |
Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Мяч» |
Познакомить детей с техникой рисования «ниткография», учить создавать изображение мяча, ориентироваться на плоскости, развивать моторику рук, аккуратность, воспитывать интерес к изобразительным материалам. |
Иллюстрации, альбомы, поделки, листы бархатной бумаги с изображением линий в разных направлениях, пряжа красного, жёлтого, зелёного, синего цвета. |
3 – 4 неделя |
Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Овощи» |
. Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Октябрь |
|||
1 – 2 неделя |
«Зонтик» |
Учить детей создавать изображение (зонтик), использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
3 неделя |
«Косточка для собачки» |
Вызвать у детей желание изготовить «лакомство для собачки – косточку», проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми. Воспитывать любовь к животным. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные нити белого цвета, ножницы. |
4 неделя |
«Морковка для зайчика» |
Продолжать учить детей создавать изображение, используя нити нужного цвета. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные |
Воспитывать заботливое отношение к животным. |
нити оранжевого и зеленого цвета, ножницы. |
||
Ноябрь |
|||
1 неделя |
«Флаг России» |
Познакомить с государственной символикой: флаг. Учить детей создавать изображение (флаг), использовать в работе необходимые цвета нитей. Развивать умение пользоваться ножницами. Воспитывать чувство гордости за родину, аккуратность. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные нити красного, белого и синего цвета, ножницы. |
2 неделя |
«Тарелочка» |
Вызвать у детей желание изготовить красивую тарелочку, проявляя свое творчество. Развивать умение пользоваться ножницами, быть аккуратным. Воспитывать усидчивость. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
3 неделя |
«Шапочка» |
Продолжать учить детей создавать изображение (рукавичка), не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
4 неделя |
«Ваза с цветами» |
Учить детей использовать в работе творческую фантазию, создавая изображение вазы с цветами. Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать желание доводить начатое до конца, помогать товарищам, испытывающим затруднения в выполнении работы. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Декабрь |
|||
1 неделя |
«Рябинка для снегиря» |
Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей, создавая изображение. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость, заботливое отношение к зимующим птицам. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные нити, красного, коричневого цвета, ножницы. |
2 неделя |
«Снежинки» |
Уточнить с детьми время года, зимние приметы. Учить детей создавать изображение снежинок. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, |
Листы бархатной бумаги, шерстяные |
усидчивость, воспитывать желание помогать товарищам. |
нити белого и синего цвета, ножницы. |
||
3 неделя |
«Праздничное дерево» |
Уточнить знания детей о деревьях. Учить рисовать ёлку способом «ниткография». Развивать умение использовать свою фантазию для оформления своей работы, воспитывать аккуратность при работе с ножницами. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
4 неделя |
«Зимняя фантазия» (коллективная композиция) |
Учить создавать коллективную композицию на основе индивидуальных работ, составлять теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток. Закреплять умение пользоваться ножницами, Воспитывать внимательность, неторопливость. |
Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Январь |
|||
1-2 неделя |
Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Шарик для елочки» |
Продолжать знакомить детей с волокнистыми материалами и их свойствами; учить вырезать кусочки цветных нитей и наклеивать, сыпать их на основу; развивать умение работать ножницами, клеем. |
Разноцветные нити, лист картона с изображением (елочной игрушки) шарика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя |
«Снеговик» |
Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткографии» в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ изображения снеговика. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность. |
Нити белого, оранжевого, черного, зеленого цвета, лист картона с изображением снеговика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя |
«Домик» |
Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Учить рисовать домик способом «ниткография». Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. |
Нити разных цветов, лист картона с изображением домика, клей ПВА, ножницы клеенка, |
кисть, салфетка. |
|||
Февраль |
|||
1 неделя |
«Колокольчик» |
Учить детей создавать изображение колокольчика, не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. |
Нити разных цветов, лист картона с изображением колокольчика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя |
«Моё настроение» |
Учить отображать своё настроение способом рисования «ниткография» и в соответствии с цветовым исполнением. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать дружеские отношения, интерес к «ниткографии». |
Нити разных цветов, лист картона, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя |
«Валентинка» |
Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. |
Нити разных цветов, лист картона с изображением сердечка, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя |
«Подарок для папы» |
Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать заботливое отношение к папам, внимательность, аккуратность. |
Нити разных цветов, лист картона , с изображением подарка, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Март |
|||
1 неделя |
«Веточка мимозы» |
Напомнить детям, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будет веточка мимозы. Продолжать учить детей технике «ниткография». Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать любовь и уважение к мамам. |
Нити разных цветов, лист картона с изображением ветки мимозы, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, |
салфетка. |
|||
2 неделя |
«Весеннее дерево» |
Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. |
Нити зеленого и коричневого цвета, лист картона с изображением дерева, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя |
«Пасхальное яйцо» |
Продолжать учить детей подбирать необходимые цвета нитей, сыпать на основу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, усидчивость, самостоятельность. |
Нити разных цветов, лист картона с изображением яйца, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя |
«Лиса и колобок» |
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. |
Нити оранжевого, желтого и черного цвета, лист картона с изображением лисы с колобком, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Апрель |
|||
1 неделя |
«Птица на ветке» |
Уточнить знания детей о птицах. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать заботливое отношение к птицам. |
Нити коричневого, черного цвета, лист картона с изображением птички, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя |
«Парусник» |
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать |
Нити белого, синего и красного |
усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. |
цвета, лист картона с изображением парусника, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
||
3 -4 неделя |
«Радуга» |
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. |
Нити разных цветов, лист картона с изображением радуги, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Май |
|||
1 неделя |
«Бабочка» |
Уточнить знания детей о насекомых. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать любовь к природе. |
Нити разного цвета, лист картона с изображением бабочки, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя |
«Разноцветные шары» |
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. |
Нити разных цветов, лист картона с изображением воздушных шариков, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя |
«Светофор» |
Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах. Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. |
Нити красного, желтого, зеленого и черного цвета, лист картона с изображением светофора, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя |
«Гусеничка» |
Закрепить умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать творческие способности, усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Нити разных цветов, лист картона с изображением гусеницы, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3.Организационный раздел
Данная программа разработана для детей старшего подготовительного дошкольного возраста (с 5 до 7 лет)
Работа по формированию навыков по «ниткографии» проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этапы работы
- Подготовительный
- Освоить прием выполнения рисунка нитками на бархатной бумаге
- Освоить прием выкладывания нитки по горизонтали.
- Освоить прием выкладывания нитки по вертикали.
- Освоить прием выкладывания нитки по кругу.
- Освоить прием выкладывать нитки по спирали.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
- Основной
- Научиться выбирать нитки нужного цвета.
- Научиться отрезать нить нужного размера.
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по словесному указанию, образцу воспитателя.
- Научиться доводить дело до конца.
- Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности Организация занятий кружка:
Одно занятие в неделю по 25-30 минут.
Материал:
- нити разного цвета
- лист картона с изображением рисунка
- клей ПВА
- ножницы - клеенка - кисть.
- салфетка.
- влажная салфетка.
Расписание работы кружка.
Занятия в кружке проводятся в течение учебного года (с сентября по май), один раз в неделю - четверг, по 25-30 минут.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Планируемые результаты работы кружка.
- дети будут иметь представление, о технике «ниткография»;
- у детей возникнет желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату в процессе изготовления рисунков техникой «ниткография»;
- повысится уровень развития мелкой моторики пальцев, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, художественных способностей, волевых качеств (усидчивости, умения доводить начатое дело до конца и эстетического вкуса младших дошкольников;
- увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.
Приложение
Диагностическая карта результатов развития детей
(начало, конец года)
Обозначения:
Ф.и.
Фамилия, имя ребенка
|
||||||||||||||
Нг |
Кг |
Нг |
Кг |
Нг |
Кг |
Нг |
Кг |
Нг |
Кг |
Нг |
Кг |
Нг |
Кг |
|
Нг – начало года;
Кг – конец года;
Синий - ребенок справляется самостоятельно;
Зеленый - ребенок нуждается в стимулировании;
Красный - ребенок не справляется в самостоятельном выполнении и не принимает помощь.
1/2 показателей низкого уровня развития в рамках образовательной области будет свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту.
1/3 показателей низкого уровня развития в рамках образовательной области можно считать показателем проблем в развитии ребёнка социального или органического генеза.
Средний уровень можно считать нормативным вариантом развития по каждому ребёнку и общегрупповому параметру.
Программное обеспечение.
- В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», Ярославль, Академия развития, 2000.
- Н.В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.
- А.Н. Малышева «Работа с нитками и тканью», Ярославль, Академия развития, 2001.
- А. В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006. 5. О.А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет) » Издательство: Паритет, 2008 г. 6. В. Хазнбанк, Э. Хёниш «Сделай сам» издательство Фольк унд Биссен,
Берлин, 1990
- Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1,2
8.Бекетова Г.П. Ниткография для детей. – Ростов н/Д, 2016. – 159 с.