Опубликовано: 21.03.2023 г.
Автор: Гарифова Татьяна Петровна
воспитатель
МДОУ центр развития детский сад № 6
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Конструирование в ДОУ — это процесс создания детьми поделок и построек из различных материалов (бумаги, пластилина, природного и бросового материала, специальных строительных наборов и конструкторов).
Для конструктивной деятельности детей необходимы не только мелкий (настольный) и крупный (напольный)строительный материал, но и различные дополнительные материалы и игрушки. Чтобы строительным материалом было удобно пользоваться в свободное от занятий время. Для него отводят определенное место, в младшем дошкольном возрасте это полки. Его раскладывают по цвету, форме, чтобы дети могли быстро отобрать необходимые детали, а затем убрать их на место. Для обыгрывания построек здесь же располагают мелкие игрушки (токарные елочки, флажки, матрешки, зверюшки, машинки и т.д.) Место для конструирования желательно оборудовать в стороне от постоянного движения детей и взрослых.
Дети четвертого года жизни учатся различать и называть такие строительные материалы, как куб, кирпичик, пластина, сооружать элементарные постройки путем комбинирования знакомых форм строительного материала, знакомятся с зависимостью устойчивости деталей от их расположения на плоскости. В отличае от первой младшей группы детей учат располагать кирпичики, пластины вертикально по кругу, по четырехугольнику, ставя их плотно друг к другу, или на определенном расстоянии, изменять постройку двумя способами, надстраивая их в высоту, длину. У детей развивают желание сооружать постройки по собственному замыслу, объединять их по сюжету (дорожки, дома, улица) и обыгрывать.
Во время анализа постройки ребят учат определять и называть ее части, отвечать на вопросы: С чего начнешь стоить? Какие детали возьмешь для постройки? Что нужно сделать, чтобы постройка стала выше? И т. д. Словесные указания детям становятся более сжатыми. В данной возрастной группе малыши учатся сооружать многоцветные постройки и не только различать цвета, но и называть их (все шесть). Сюжетные игрушки предлагаются сразу перед занятием вместе со строительным материалом.
Задания детям направлены на постепенное усложнение. Все чаще воспитатель предлагает подумать самим, как построить, не показывая приемов работы. С этого возраста в конце года можно провести одно-два занятия по собственному замыслу, так как у них уже имеется некоторый конструктивный опыт. Организуя занятия по замыслу, воспитатель предлагает вспомнить, что они конструировали на занятиях, и что хотят построить сейчас, из каких деталей, раздает вместе со строительным материалом игрушки.
Во время игр педагог продолжает учить детей конструктивным навыкам, но делает это ненавязчиво - так, чтобы дошкольники не чувствовали, что их обучают. Хорошим приемом является конструирование воспитателя вместе с детьми, а также создание игрового образа.
В процессе конструирования и во время уборки строительного материала педагог продолжает учить детей сравнивать детали по цвету, форме, величине, аккуратно разбирать постройки, сортировать детали по виду и цвету, складывать на место.