Опубликовано: 31.03.2023 г.
Автор: Щербакова Валентина Алексеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»,
г. Новый Уренгой, ЯНАО
Очень стремительные темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного поиска педагогических новаций, увеличения интенсивности процесс качественного обучения.
Модернизация системы образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения.
Можно сделать вывод, в связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.
Реализация ФГОС дошкольного образования является сегодня одной из ключевых задач ДОУ. ФГОС базируется на основополагающих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме – в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.
В связи с этим возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. Жизнь показывает, что формирование любой компетентности происходит через практическую деятельность. В качестве таких механизмов выступают современные технологии обучения.
Каждый воспитанник должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.
В контексте требований ФГОС ДО идеи квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно организованные квест-игры актуальны. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили web-квесты. Данная технология может использоваться в работе как с детьми старшего дошкольного возраста, так и с педагогами. В ее основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей.
Но нужно отметь, что в ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-технологии все дети включаются в игру, у детей исчезает пассивность в поведении, скованность, напряжение. Дети чаще проявляют инициативу, воображение, логическое мышление, начинают мыслить нестандартно, что способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно.
Web-квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Одним из современных требований так же является активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО. С целью его реализации в нашей дошкольной образовательной организации используются разные формы взаимодействия с родителями детей, и достойное место занимают web-квесты, которые создают условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обмена опытом воспитания и организации web-квестов в семье.
На просторах Интернета можно найти множество вариантов веб-квестов для работы с дошкольниками, а можно создать его самостоятельно.
Во время прохождения веб-квеста важно вести диалог с ребенком, просить аргументировать свои ответы, что будет развить его связную речь, умение принимать решение, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Таким образом, работа воспитанников в формате веб-квеста разнообразит учебно-воспитательный процесс, делает его живым и интересным, создает комфортные условия образовательного процесса, устраняет нервную нагрузку, способствует переключению внимания, смене форм деятельности и т.д., способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем, дает возможность осуществить индивидуальный подход в обучении.
Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет и распространения электронных образовательных ресурсов. Будущее – за новыми эффективными способами интеграции Интернета в обучение, который называется веб-квест.
Веб-квест (webquest) - это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания.
Веб-квест – это сайт в Интернете, который создается учителем для выполнения тех или иных учебных задач, это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.
Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, учащиеся этого не ощущают,
а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации.
Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами.
Различают два типа веб-квестов: для кратковременной и длительной работы.
Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам.
1.Введение - краткое описание темы веб-квеста.
2.Задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
3.Порядок работы и необходимые ресурсы – описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
- Оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки.
- Заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест.
- Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
- Комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест
Еще одна современная технология, которую используют в работе с детьми по развитию речи – это «скрайбинг» (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки). Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует - это принцип параллельного следования.
Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека.
Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Как объяснить материал ребёнку? За действуя одновременно слух, зрение и воображение ребёнок не только лучше понимает, но и запоминает. Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи. А еще скрайбинг поможет детям приобрести качества, которые в будущем станут их опорой - это логическое, образное, креативное мышление, способность эффективно работать в команде, принимать быстрые, практические решения.
Условно скрайбинг можно разделить на несколько видов:
Рисованный скрайбинг - это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает, о чем - либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.
Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.
Скрайбинг «фланелеграфный» - для такого скрайбинга понадобится доска, обтянутая фланелью. На нее будут крепиться готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.
Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.
В своей работе по развитию речи воспитанников использую нарисованный скрайбинг, аппликационный и магнитный («экранизация» сказкок, рассказов. стихотворений. загадок и т. д.).
Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. И в итоге ребенок не только быстро запоминает, но и заинтересовывается самим процессом.
Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.
Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).
Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. (Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т.п.) Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:
- образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный
процесс, организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
- развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей,
воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами;
- воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Этапы работы с квестом:
- Ознакомление с его целью и задачами.
- Распределение ролей между участниками группы.
- Ознакомление с критериями оценки как индивидуальной деятельности, так и совместного конечного продукта.
- Самостоятельная деятельность по поиску и компиляции информации.
- Совместная деятельность участников группы по подготовке конечного продукта квеста.
- Презентация конечного продукта перед одноклассниками.
- Этап саморефлексии.
Критерии оценки веб-квеста.
- Введение - мотивирующая и познавательная ценность.
- Задание - проблемность, четкость формулировки, познавательная ценность.
- Порядок работы и необходимые ресурсы - точное описание последовательности действий; релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов; разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий;
- при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.
При работе над веб-квестами участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
- исследовательской и творческой работы,
- качества аргументации, оригинальности работы,
- навыков работы в микрогруппе,
- устного выступления,
- мультимедийной презентации,
- письменного текста и т.п.
Веб-квест способствует:
- повышению мотивации к самообучению;
- формированию новых компетенций;
- развитию креативного потенциала;
- повышению личностной самооценки;
- развитию невостребованных в учебном процессе личностных качеств
- ( поэтические, музыкальные, художественные способности).
Результатом выполнения заданий квеста должно быть
Не бездумное копирование фрагментов найденной информации, но ее критическое осмысление учащимися, переработка с целью формирования нового знания.
Итоговый проект веб-квеста может быть представлен в виде презентации, доклада, театральной постановки, статьи и т. д.
Работа c веб - квестом влияет на систему ценностей учащихся, их моральных качеств. Создается атмосфера сотрудничества.
Работа над веб-квестом развивает компетенции
- Информационные: работать с информацией, анализировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы.
- Проективные: генерировать идеи, находить варианты решения проблемы, предвидеть возможные последствия принимаемых решений.
- Коммуникативные: вступать в общение, отстаивать свою точку зрения.
- Интерактивные: сотрудничать с другими, принимать их точку зрения, доверять партнерам, отвечать за результат своего труда.
- Медийные: умение работать с компьютерными средствами.
Итог
Веб-квесты считают очень своевременным и полезным инструментом для внедрения элементов игры в обучение. Обучение становится более интересным, кроме того повышается мотивация.
Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании, в частности образовательный веб-квест, открывает новые возможности и в методике образования, и в усовершенствовании знаний.