Опубликовано: 04.04.2023 г.
Автор: Гудина Юлия Артуровна
воспитатель
МБДОУ № 14, Красноярск
Актуальность:
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в успешности его обучения в школе.
Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? зачем? как?).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Н.Н. Поддьяков дал следующее определение понятию «детскому экспериментированию»: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения . Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-симвческому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет, родители.
Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы 6 – 7 лет, родители
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- · Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
- · Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
- · Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
- · Определить эффективность проведенной работы
- · Провести анализ полученных результатов.
Работа с родителями
Работа с родителями:
Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
-анкетирование родителей,
-ознакомление родителей с результатами диагностики в рамках опытно-экспериментального проекта
- рекомендации для родителей: «Чего нельзя, и что нужно делатьдля поддержанияинтереса детей к познавательномуэкспериментированию»
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,
«Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников!»
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ,
-родительского собрания на тему: «Неизведанное рядом!»
-Наглядная информация
Место проведения: МБДОУ № 14
Сроки проведения: с 1 сентября 2021 года по 30 мая 2022 года.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность одного занятия 30 минут.
Ожидаемые результаты.
- · Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
- · Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
- · У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Приложение №2ПП
Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Чудо-воздух, он везде!»
Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи:
- расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;
- организовать познание детей через самостоятельный поиск;
- добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- определить роль воздуха в жизни человека;
- ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи:
- развивать связную, грамматически правильную речь;
- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников;
- активизировать речевую деятельность детей.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи:
- повышение умственной работоспособности через двигательную активность;
- соблюдение двигательного режима во время занятия;
- сохранение здоровья и предупреждение утомления.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, столы, магнитная доска, деревянные стойки, весы, одежда учёных (мантии, конфедератки), воздушные шары, целлофановые пакеты, контейнеры с водой, стеклянные шарики, карточки-схемы опытов, шпажки, «Шар удивления»,медали «Юныйученый».
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследование, бесцветный, прозрачный, уравновешенные (весы).
Ход занятия
- Организационный этап
(Под музыку «Почемучки» и в сопровождении слайдов дети входят в зал вместе с воспитателем.)
-Приветствую вас, господа ученые, в лаборатории «Академии дошкольных наук». Я профессорВсезнайкина.
- Юные ученые моей академии обращаются к вам с видеописьмом и приглашают стать партнёрами, то есть вместе исследовать окружающий мир.
Просмотр видеописьма
- Мотивационно-ориентировочный этап
(слайд № 3 «Лаборатория академии дошкольных наук»)
- Проходите в лабораторию, посмотрите, что приготовлено и как красиво я её украсила.
- А чем она украшена? (шариками)
- Почему-то один какой-то…? (вялый, грустный)
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик опять стал весёлым? (надо его надуть)
III. Поисково-практический этап
- Эксперимент «Воздух внутри нас»
- Давайте надуем шарики, чтобы они стали весёлыми. Я беру этот, а вы, господа ученые, подойдите к столу, где лежат шарики, возьмите их и надуйте.
- Если у вас сразу не получается, продолжайте пробовать дальше. У ученых тоже не все сразу получается, они пробуют по нескольку раз и только после этого получается результат. Молодцы.
- Господа учёные, скажите: а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой весёлый? (потому что мы его надули воздухом).
- А как он туда попал? (через нас, а как это через нас?)
- Давайте наберём его (набирают воздух, и подставив руку выдыхают его).
- Мы сделали первое научное открытие, подскажите, что мы узнали? (воздух находится внутри нас).
- Надо это открытие отметить схемой (подходят к доске)
- Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (на доску выставляем на магнит карту-схему).
- Мы с вами надували шарики. Теперь вы знаете, что внутри нас есть воздух и какой опыт поможет это проверить.
- А какие вы можете привести примеры из жизни использования этого свойства?
(слайд № 4, Музыкальный инструмент и мальчик с шариком)
- Мы, надувая шарик, выдуваем из себя воздух.
- При игре на духовых инструментах мы тоже выдуваем воздух.
- Нас, господа учёные, ждут новые открытия.
- Пройдём к нашему лабораторному столу.
(слайд № 5,«Лаборатория академии дошкольных наук»
- Эксперимент «Воздух вокруг нас и не имеет цвета и запаха»
- Скажите, внутри нас есть воздух?
- А вокруг нас он есть?
- Давайте потрогаем его.
- Попробуем его поймать.
- Можем ли мы это сделать?
- Кто считает, что да? Кто считает, что нет?
- Да или нет? Проведём эксперимент!
- А помогут нам в этом пакеты.
- Разбирайте, господа учёные, пакеты будем ловить воздух (показать, как ловить воздух).- Кто поймал? Смотрите сколько воздуха поймали.
- На что наши пакеты похожи? (показать действием, кошку, подушку).
- А еще на что?
- Посмотрите, воздух имеет какой-нибудь цвет?
-Значит он какой? Есть у него цвет? (он без цвета, то есть образуем слово бесцветный или прозрачный)
- Давайте мы его понюхаем (показ).
-Что вы почувствовали?
- Имеет воздух запах?
- Получается воздух какой? ( на цвет?...)
- А какой запах? (никакого)
- Давайте выпустим воздух, пускай летит.
- Пакет сразу стал плоским. Положите его.
- Теперь вы знаете, что воздух невозможно поймать руками, что он без цвета, без запаха и какой опыт поможет это проверить.
- Надо наше открытие отметить схемой, прошу, господа учёные.
- Давайте вместе скажем: воздух вокруг нас, он без цвета и без запаха.
- Это наше второе открытие.
- В первом опыте мы узнали, что воздух внутри нас, а как он туда попадает?
(мы дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух, который вокруг нас)
(слайд № 6, Свежий и загазованный воздух)
- Вдыхаем мы воздух, который не имеет цвета и запаха - это хороший воздух, чистый.
- Воздух, который выходит из труб имеет цвет и запах, загрязнён и вреден.
- Предлагаю проложить исследования, согласны?
(слайд № 7, «Лаборатория академии дошкольных наук»)
- Эксперимент «Воздух имеет вес» + ТБ
- Воздух мы ловили, а кто-нибудь почувствовал, сколько он весит?
- Можно его взвесить? Давайте проверим.
- Да… или нет…? Проведём эксперимент!
- Приглашаю вас подойти к сектору взвешивания.
- Как вы думаете, чем мы будем здесь заниматься? (взвешивать)
- Что взвешивать? (шары)
- Обратите внимание, они перевешивают друг друга или они уравновешенные?
- Давайте попробуем один шарик проткнуть, для этого вам понадобиться острый предмет - шпажка,
- Как нужно обращаться с острыми предметами? (осторожно, не направляя на себя и окружающих, действовать только по указанию воспитателя)
- Берём шпажку в правую руку, острый конец направляем на шарик и протыкаем его.
- Посмотрим, что получится?
(дети лопают по одному шару на весах)
- Посмотрите на весы. Что произошло после того как лопнул шарик? (весы перевесили)
- Правильно, со стороны, где остались шарики, весы перевесили, значит… воздух имеет вес или нет? (имеет)
(воздух в целом шарике остался, а в лопнувшем улетел, и весы опустились)
- А давайте мы ещё раз попробуем второй шарик лопнуть.
- Господа учёные, кто ещё не лопал шарики, прошу.
- Что сейчас стало с весами? (уравновесились).
- Теперь вы знаете, что воздух имеет вес, и какой опыт поможет это проверить.
- Получается, что воздух имеет вес, надо это обозначить схемой.
- Прошу. Найдите эту схему, она по счёту какая будет? (третья).
- Третье наше открытие воздух имеет вес! (все хором)
- Эксперимент «Воздух легче воды»
- Замечательно, возьмите свои весёлые шарики.
- Я вас приглашаю к следующему лабораторному столу.
- Посмотрите что у нас здесь приготовлено?
- Шарики, тоже воздушные? (нет)
- А какие? (Металлические)
-Возьмите по шарику и попробуйте опустить в воду. Что произошло с шариками?
-Попробуйте снова опустить шарик. Надо несколько раз провести опыт, чтобы убедиться. Мы же ученые.
-Шарики утонули.
-А теперь давайте попробуем утопить наши воздушные шарики. Опускаем их в воду. Что с ними происходит? (они не тонут).
А что они делают? (плавают)
- Почему?
- По сравнению с водой воздух легче или тяжелее? (легче)
- Теперь вы знаете, что воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть шарику и какой опыт поможет это проверить.
- Господа ученые, давайте обозначим наше последнее открытие схемой. Оно у нас по счету какое? (4)
- Значит, воздух легче воды (проговорить хором)
- Вспомните, где это свойство бывает в жизни?
- Надутый шар на воде плавает, а что ещё надуваем и опускаем на воду?
(слайд № 8, Надувная лодка на воде)
- Итоги исследований с воздухом
- Какие вы молодцы! Смогли сегодня сделать столько открытий!
- Рефлексивно-оценочный этап
- У меня в руках Шар удивлений (вертеть в руках)
- В нём собрались все удивления, которые мы сегодня пережили
- Передаю его вам, а вы, передавая друг другу, скажите,
- Чему вы сегодня очень удивились, узнав новое о воздухе?
- (шарик передаю со словами) - Я удивилась…(ребёнок продолжает)
- Молодцы, каждому из вас от имени «Академии дошкольных наук» я присваиваю степень «Юного ученого» и вручаю вот такие медали.
- Хотите ещё вместе с нами исследовать окружающий мир и проводить опыты? (Да)
- Тогда вам задание, провести опыты и прислать нам электронное видеописьмо, юным учёным моей академии, давайте продолжим наши партнёрские отношения.
Всё про всё стремись узнать,
Для того чтоб умным стать!
Чтобы точным был ответ,
Проведи эксперимент!
(слайд № 9, Под музыку Почемучек дети уходят с воспитателем).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Анкета для родителей
- Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно - экспериментальной деятельности?
- Интересует ли Вас лично данная проблема?
- Ощущаете ли, Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?
- В чем это проявляется?
- Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
- Пытается экспериментировать самостоятельно.
- Просит Вас принять участие в экспериментах.
- Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?
- Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности?
- В чем это проявляется?
- Беседовали с ребенком об экспериментировании.
- Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
- Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
- Сажаете деревья.
- Охраняете природу.
- Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе?
Нужно ли это делать?
- В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?
- Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Цель данной анкеты - выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?
- С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок? (с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом, природным материалом и т.п.)
- Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
- Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
- Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием, наблюдением? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены).
- Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?
- Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
- Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки? За одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме.
Спасибо за сотрудничество!
Рекомендации для родителей
Чего нельзя, и что нужно делатьдля поддержания
интереса детей к познавательномуэкспериментированию.
«Самое лучшее открытието, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. - ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
- Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
- Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного «почемучки»? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
- Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём «проб и ошибок» ребёнок найдёт верное решение.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Удачи Вам и Вашему ребенку!
Консультация для родителей
«Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников!»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
- Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
- Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
- Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
- Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
- Объясните почему? Доступными для ребёнка словами
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.
Что нужно делать?
- Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему? »
- Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
- Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
- В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
- Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
- Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
- Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
- Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
- Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
- Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
- Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
- Нельзя запрещать без объяснения.
- Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
- Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
- Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
- Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
Успехов вам,
уважаемые родители!
Конспект родительского собрания на тему:
«Неизведанное рядом!»
Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
- ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей старшего возраста;
- формировать умение общаться с детьми;
Подготовка: написать каждому родителю приглашение, выполненное детьми в виде аппликации; оформить с детьми на занятии памятки для родителей.
Ход собрания:
Звучит песня «Как прекрасен этот мир, посмотри …»
Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
В гармонии с природой и с собою,
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите
Храните экологию души!
Н. Луконин
- Давайте сейчас вместе с вами окунемся в мир детства. Я предлагаю вам «превратиться» в детей и немного поэкспериментировать. Проходите за столы.
Опыт «Дрессированные спички».
В миску с водой положите несколько спичек, в центр миски опустите кусок сахара-рафинада и - о чудо! Спички собрались в центре. Наверное, наши спички - сластёны!? А теперь уберите сахар и капните в центр миски немного жидкого мыла: спичкам это не нравится - они «разбегаются» в разные стороны! Какой вывод можете сделать? (Высказывания родителей).
На самом деле всё просто: сахар впитывает воду, создавая тем самым её движение к центру, а мыло, наоборот - растекается по воде и увлекает за собой спички.
Экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребёнка.
Во время игр – экспериментов ребенок учится ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий он испытывает действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Большое значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли сам, чтобы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.
Предлагаю вам выбрать из предложенного перечня фактуры, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (раздает каждому родителю перечень) (приложение).
Подведем итог.
Да, прежде всего – это общение с ребенком, прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание.
Хотелось бы, чтобы, вы, родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
- Как вы думаете, есть ли у вас дома обычные вещи, с которыми можно экспериментировать? (Высказывания родителей).
Предложить свои примеры:
- панно из пуговиц, камешков, крупы и т. д.;
- поэкспериментировать с различными предметами: тонет - не тонет;
- послушать вместе и затем угадать, что как звучит;
- поиграть в сладкие, кислые, солёные слова;
- что будет если смешать соль, воду и муку (солёное тесто), полепить из солёного теста;
- что будет если добавить в воду жидкое мыло, а потом взбить его
венчиком или подуть через трубочку (мыльная пена, пузыри).
Каждый день мы с детьми при помощи экспериментирования узнаём что-то новое о том или другом предмете, веществе.
- Скажите, вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (Высказывания родителей)
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? Давайте задумаемся, может какие - то из них можно было проверить опытным путём, и тогда ответ запомнился - бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.
Домашнее задание: презентация родителей «Выращивание кристаллов » в домашних условиях (с целью обмена опытом).
Мы с вами живём в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в окружающем мире, объяснять нормы и правила поведения в природе.
Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающему миру, к природе.
Заключительная часть.
Собрание подходит к концу. Мне хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. И предлагаю вам памятки по развитию любознательности.
Памятка для родителей по развитию любознательности
1.Внимательно относитесь к детским вопросам.
2.Не раздражайтесь на ребёнка, не запрещайте вопросы задавать.
3.Всё время прививайте ребёнку познавательные интересы и мотивы.
4.Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
5.Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоёму, в лес.
6.Поощряйте экспериментирование детей.
7.Мастерите с детьми поделки из природного, бросового, материала, бумаги картона и т. д.
8.Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.
Список литературы:
- Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.
- Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.
- Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
- Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
- Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.