Опубликовано: 14.04.2023 г.
Автор: Поршнева Виктория Сергеевна, учитель - логопед
МАДОУ ЦРР – детский сад №5 «Карусель» ГОЩ
Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнять и расширять знания детей о космосе;
- Отработка навыка подбора родственных слов;
- Активизировать словарь по данной теме;
- Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;
- Развитие связной речи;
- Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
- Развивать интерес к выполнению заданий;
- Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Материалы и оборудование:
Проектор, презентация о космосе.
- Оргмомент.
Учитель-логопед: Ребята, почему же нам вместе не отправится в виртуальное космическое путешествие? 12 апреля День Космонавтики. Совершим и мы космический полет к неизвестным планетам. А на чем же мы полетим в космос?
- Правильно, на ракете к звездам полетим. Проверим все ли системы космического корабля работают.
- Упражнение «Ракета»
Проверяем топливо Дети произносят звук «ш-ш-ш…»
Открываем и закрываем люки Делают движения вверх и вниз на звук [а]
Проверяем радио Производят короткий и длинный звук [у]
Включаем двигатель Произносят звук [р], вращают кулачками.
- Знакомство с темой. «Отгадай загадки».
Угли пылают –
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать. (Звезды)
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд,
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету).
Блин в окошко виден Тане.
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел —
Поделиться не хотел! (Луна)
Крыльев нет,
Но это птица.
Полетит и приземлится. (Ракета)
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогатый. (Небо, звезды, месяц)
- Упражнение на развитие координации речи и движений «Космос»
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
- Игра «Открой портрет».Учитель-логопед: Ребята, давайте поиграем в игру "Открой портрет"!
Посмотрите внимательно на доску, здесь изображена картинка, вам нужно подобрать к ней слова-признаки (какой? какая? какие) и тогда мы узнаем кто же изображен на потрете.
Учитель-логопед: Что здесь изображено?
дети: Ракета.
Учитель-логопед: Ракета какая?
дети: Быстрая, красивая, космическая.
Учитель-логопед: Молодцы! Что изображено?
дети: Солнце.
Учитель-логопед: Солнце какое?
дети: Яркое, горячее, лучистое.
Учитель-логопед: Очень хорошо,
Учитель-логопед: Давайте еще посмотрим картинки. Что изображено ?
дети: Звезды.
Учитель-логопед: Звезды какие?
дети: Далекие, мерцающие, красивые.
Учитель-логопед: Давайте теперь подберем признаки к слову "планета"
дети: Неизвестная, большая, обитаемая.
Учитель-логопед: Очень хорошо, у нас осталась одна картинка, кто на ней
изображен?
дети: Космонавт
Учитель-логопед: Космонавт какой?
дети: Смелый, выносливый, сильный.
(потрет Ю. Гагарина)
Учитель-логопед: Ребята, знаете ли вы кто этот человек?
ответы детей.
Учитель-логопед: Это потрет Ю. Гагарина этот человек первый побывал в космосе. 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на космическом корабле- спутнике "Восток-1". В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник "День космонавтики"!
- Упражнение "Семейка слов" (с мячом)
Учитель-логопед: Давайте соберем семейку слов к слову "звезда". Я буду бросать вам мяч, а вы образовывать слово.
Как можно назвать звезду ласково?
дети: Звездочка!
Учитель-логопед: Правильно! Если на небе много звезд, то оно какое?
дети: Звездное.
Учитель-логопед: Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать космический
корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от
слова "звезда".
дети: Звездолет
Учитель-логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!
Человек, который считает звезды это.
дети: Звездочет!
Учитель-логопед: Умники! А как называется явление, когда звезды "падают" с неба?
дети: Звездопад.
Учитель-логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
дети: созвездие.
Учитель-логопед: Молодцы! Вот видите какая большая "семейка" получилась у нас к
слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова.
дети: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
- Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений).
Мимические упражнения
Выразить эмоциональное состояние, связанное со случившимися событиями, показать: вы увидели спутник в ночном небе (самолет), падающую звезду, солнечное затмение.
Артикуляционные упражнения
— «Ракета взлетает»: круговые движения нижней челюстью — подбородком нарисовать букву «о», когда рот открыт или закрыт.
— «Самолет летит»: максимально часто открывать рот при произнесении слога «лы»: «Лы-лы-лы, лы-лы-лы, лы-лы-лы».
Дыхательное упражнение «Полет на луну»
И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища
1 — руки медленно поднять через стороны вверх (вдох через нос)
2 — руки опустить через стороны вниз (выдох через рот с
произношением звука а-а-а). Повторить 5 раз.
- Подвижная игра «Дружный экипаж».
Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети произвольно бегают по залу. По команде «Раз, два, три — экипаж свое место найди!». (Дети строятся в шеренгу). Вновь звучит музыка, дети бегают по залу змейкой за ведущим экипажа. По команде «Раз, два, три — экипаж на месте замри!» (экипаж становится в круг и замирает в позе космической ракеты — ноги вместе, руки поднять над головой, ладони сомкнуть). Вновь звучит музыка, дети бегают по залу врассыпную. По команде «Раз, два, три — экипаж к ракете беги!» (Дети бегут к своим стульчикам).
9. Релаксация.
Учитель-логопед: Давайте, сядем ровно на стульчики, и закроем глаза, руки опустим вниз. Вы пассажиры космического корабля, который находится в космическом путешествии и в большой иллюминаторе вы видите далекие звезды и чудесные планеты, давайте полюбуемся ими.
А теперь мы открываем глаза, мы на приземлились на землю
- Итог занятия.
Где мы с вами сегодня побывали?
Что вам понравилось?
Спасибо. Все молодцы.